Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5997 Перспективный план работы кружка "Цветные палочки" (второй год обучения)

Опубликовано 21.05.2020

МБОУ  «Уемская СШ»

Структурное подразделение  «Детский сад».

 

           

 

Рабочая программа кружка      

«Цветные палочки»

(дополнительная общеобразовательная программа)

 для детей 4-5 лет.

 

                                                                 Автор – составитель:

                                                                 воспитатель Баева Е.В.

 

 

                                                     

 2020-2021 г.

                                  

 «Научные понятия человеком не усваиваются и не заучиваются, а складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли»

                                                           Л.С.Выготский

                                      Пояснительная  записка.

Ребенок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его  «Почему? Как? Где?» порой ставит в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.

Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную  любознательность помогают игры – исследования.

Педагоги разных стран адаптируют и развивают технологии использования давно известных российских и зарубежных дидактических средств (развивающие игры Б.Никитина, блоки Дьениша, «Лего», палочки Кюизенера и др.), расширяя горизонты мирового образовательного пространства.

Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методик позволяет педагогам разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.

В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений можно встретить рекомендации по использованию палочек известного бельгийского математика Кюизенера для обучения детей основам математики.

Проанализировав различные материалы, авторские разработки, а также передовой опыт работы с детьми, нокопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами – практиками, я заинтересовалась возможностью применения одной из универсальной технологий – цветных палочек Кюизенера в игровой деятельности и в самостоятельных играх детей  раннего  возраста  в детском саду для формирования математического  мышления и развития творческого воображения.

Основными особенностями палочек Кюизенера является  абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудием профессионального труда педагога и инструментом учебно-познавательной деятельности ребенка.

Игры – занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

На практике эти задачи реализуются мной через организацию деятельности кружка «Цветные палочки». В рамках кружковой деятельности дети не ограниченны в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает  постоянный интерес к игре с палочками. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

         Цель:

- формировать математическое мышление;

- развивать творческое воображение;

- воспитывать настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.

 

Задачи кружка:

- вызвать интерес к игре с палочками Кюизенера и желание действовать с ними;

- способствовать формированию элементарных математических и пространственных представлений;

- создавать условия для сенсорного развития, развития логического мышления, внимания, памяти;

- воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели;

- воспитывать эмоционально- положительного отношения к сверстникам в игре.

 

                         

                         Диагностическая  карта.

Таблица с колонками:

  1. 1.   Проявляет интерес к деятельности.
  2. 2.   Принимает игровую задачу.
  3. 3.   Эмоционально-положительно относится к сверстникам в игре.
  4. 4.   При  обследовании предметов выделяет  цвет, форму, величину.
  5. 5.   Различает «много» и «один».
  6. 6.   Строит разнообразные постройки, используя объёмные и плоскостные палочки.
  7. 7.   Использует речь в процессе игры.
  8. 8.   Умение осваивать действия с предметом.

Условные обозначения:

         высокий,  средний,  низкий.

 Критерии оценки уровня усвоения программного материала:

Высокий уровень:  ребенок активно взаимодействует со взрослым, правильно отвечает на поставленные  вопросы,  с небольшой помощью взрослого справляется с заданием.

Средний  уровень: ребенок при небольшой подсказке уверенно выполняет все задания.

Низкий уровень:  ребенок справляется с заданием  при активной помощи взрослого.

 

Продолжительность занятия – 15 минут

  • Ø 1 занятие в неделю.

 

 

                                Методическое   обеспечение:

  1. 1.   «Развивающие  игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3-7 лет) под редакцией В.П.Новиковой и Л.И.Тихоновой.
  2. 2.   «Как работать с палочками Кюизенера?»  (игры и упражнения по обучению математике) под редакцией Л.Д.Комаровой.
  3. 3.   Цветные счетные палочки Кюизенера.
  4. 4.    «Дом с колокольчиком», альбом – игра под редакцией Б.Б.Филькейштейна.
  5. 5.   «Чудо – обучай-ка» (изуучаем геометрические фигуры, для детей 3-6 лет) под редакцией Е.Бортниковой.
  6. 6.   «Ступеньки творчества или развивающие игры» (сложи квадрат) под редакцией Б.П.Никитина.
  7. 7.   «На золотом крыльце сидели» (палочки Кюизенера) под редакцией Б.Б. Финкельштейн.

                               Перспективный план работы.

         тема

                                   цель

 

1.

 

Сказочный город

 

 

Повторное знакомство с палочками Кюизенера.

 

 

2.

 

 

Строим дорожки.

 

Учить различать и группировать палочки по цвету, закрепить эталоны цвета.

 

 

3.

 

Моделируем квадрат.

 

 

Закреплять представления о квадрате. Дидактическая игра «Сложи квадрат».

 

 

 

 

4.

 

Дом и мебель для матрешки.

 

 

Закреплять знания о прямоугольнике, упражнять в счете в пределах пяти.

 

5.

 

Подбираем к домику крышу.

 

 

Закреплять знания о величине предметов. Составление собачки по схеме самостоятельно. Развивать мышление.

 

 

6.

 

Кошечка. Рисуем цветными палочками.

 

 

Составление кошечки по схеме. Развивать воображение, упражнять в счете предметов.

 

7.

 

Мы по лесенке шагаем.

 

 

Выложить числовую лесенку. Закреплять знания о длине предметов, упражнять в порядковом счете.

 

 

8.

 

Пирамидка и лесенка.

 

Закреплять знания о длине и высоте предметов. Учить рассуждать и делать выводы.

 

 

9.

 

Числовая лесенка.

 

Упражнять в счете, учить строить числовую лесенку от какого-либо числа. Дидактическая игра «Построй лесенку от числа 3  (4,5 и т.д.).

 

 

 

 10.

 

Белочка и ёжик идут на день рождения.

 

 

Учить подбирать палочки указанного цвета, учить составлять изображения предметов простой формы. Ребенок готовит «подарки – коврик, торт, платочек».

 

 

11.

 

Коврик для кошечки и котенка.

 

Учить различать палочки по длине и цвету, составлять квадрат из палочек по размеру игрушек. Закрепить понятия «больше», «меньше», учить сравнивать предметы и делать выводы.

 

 

12.

 

Коврик для собачки. Собачья семейка.

 

Учить составлять из палочек прямоугольники и сравнивать их с квадратами. Развивать умение создавать образы собачки и щенка, сравнивать предметы по длине.

 

 

13.

 

Разноцветные заборы.

 

Учить строить заборы для животных в соответствии с их ростом.развивать мышление, умение сравнивать.

 

 

14.

 

Аквариум для рыбок.

 

Построение аквариума в соответствии с размером рыбки. Сделать вывод – чем длиннее полоска, тем больше забор.

 

 

       

 

 

 

15.

 

Длинные и короткие ленточки для кукол.

 

 

Закреплять понятия «длинный – короткий». Развивать внимание, мышление.

 16.

 

Елка.

 

Упражнять в определении длины предмета, используя прием наложения. Закреплять умение пользоваться словами: длиннее-короче. Развивать представление об эталонах цвета.

 

 

17.

 

Заборы высокие и низкие.

 

Учить сравнивать предметы по длине, находить сходство  между предметами; классифицировать по длине и цвету, обозначать результаты словами (длиннее-короче, равные по длине).

 

 

18.

 

Лесенки высокие и низкие.

 

Учить самостоятельно строить домики и лесенки к ним по словесному указанию.Развивать внимание.

 

 

19.

 

Лесенка широкая и узкая.

 

Учить  моделировать предмет из палочек разной длины, сравнивать предметы по ширине, упражнять в счете.

 

 

 

 

 

20.

 

 

Мосты через речку. Плоты на реке.

 

Учить сравнивать предметы по ширине и самостоятельно подбирать нужный материал по длине. При строительстве плотов выполнять словесную инструкцию. Развивать мышление, память.

 

 

 

21.

 

 

Цвет и число. Веселый счет.

 

 

Упражнять детей в счете. Развивать мышление. Детям предлагают узнать, сколько пассажиров едет в том или ином вагоне.

 

 

22.

 

 

Число и цвет. Путешествие на трамвае.

 

Упражнять в счете предметов, развивать количественные представления и состав числа.

 

 

23.

 

 

Путешествие на поезде.

 

Упражнять в порядковом счете.

 

 

 

 

24.

 

 

Как разговаривают числа.

 

 

Упражнять в счете и умении сравнивать числа путем приложения.

 

 

25.

 

 

Скворечник.

 

Развивать умение сравнивать по длине, преобразовывать конструкцию.

 

 

26.

 

 

Какие лесенки умеет строить Незнайка.

 

 

Упражнять в счете. Познакомить с обратным счетом.

 

27.

 

Состав числа из единиц.

 

Познакомить с составом числа из единиц. (дети расселяют жильцов в домики с 2, 3, 4 этажами)

 

 

28.

 

 

Кто в домике живет?

 

 

Продолжать знакомить с составом  числа. Развивать мышление.

 

29.

 

 

Дорога к дому.

 

Закреплять умение измерять с помощью условной мерки; ориентироваться в в пространстве на ограниченной площади.

 

 

30.

 

 

Кукла Маша.

 

Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее, короче, равные по длине); моделировать предмет по словесной инструкции; ориентироваться в пространстве.

 

 

31.

 

Зайка.

 

Закреплять умение сравнивать предметы по длине и высоте, обозначать результат  сравнения  словами.

 

 

32.

 

Дети нашего двора.

 

 

Учить сравнивать предметы по высоте путем приложения, определять словом результат сравнения (выше, ниже, одинаковые по высоте); развивать творческое воображение.