Проект по экологическому воспитанию «Удивительный мир природы осенью» для детей старшей группы
Воспитатель Киселёва Марина Прокопьевна
МКДОУ «Шевелевский детский сад», Кемеровская область, Крапивинский район, д. Шевели
Паспорт проекта.
Тип проекта: познавательный, исследовательско -творческий, краткосрочный.
Продолжительность проекта: 1 неделя
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Цель проекта: расширять представления о осени, исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени.
Задачи:
Образовательные:
- формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;- осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы;
- формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни человека;- показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.
Развивающие:
- развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
Воспитательные:
- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.
Актуальность проекта.
Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность детей. Именно, поэтому так необходимо не только знакомить детей с природой ближайшего окружения, но и расширять круг представлений об окружающей действительности, в результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного. Старший возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Проект направлен на развитие экологического сознания детей и их родителей по оказанию помощи животному миру, формирование бережного отношения к миру природы.
Ожидаемые результаты:
- дети смогут увидеть красоту и разнообразие окружающей природы, смогут рассказать о своих личных наблюдениях и впечатлениях, активизируется словарный запас и внимательность к явлениям окружающего мира;
- расширится кругозор детей о растительном мире, о мире живой природы и сезонных изменениях;
- родители в ходе выполнения домашнего задания сами увидят, как прекрасна окружающая нас природа и смогут показать и объяснить это детям.
1 Этап- Подготовительный:
Составление плана проекта, определение сроков реализации.
Разработка тематических бесед, наблюдений на прогулке, подбор иллюстраций. Подбор методической, художественной литературы, пословиц, поговорок, загадок.
Составление календарно-тематического плана.
2 этап- Основной:
"Познавательное развитие"
Ознакомление с природой:
- Тематические беседы "Птицы и мы", «Признаки осени», «Деревья и кустарники нашего края», «Грибы», «Животные нашего края».
- цикл наблюдений: «Что цветет на нашем участке в октябре?», «Какие они- цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?».
Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций об осени.
Познавательно – исследовательская деятельность:
« Сухо - мокро», « Движение воздуха», «Почему деревья осенью сбрасывают листья», «Вода».
ОБЖ
Тема: «Правила поведения в лесу».
Цель: Раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду; формировать у детей нормы поведения в природе; систематизировать знания детей о природе.
Тема: «Признаки осени»
Цель: Обобщить представления о характерных признаках трех периодов осени: ранняя, золотая, поздняя.
Тема: «Животный мир нашего края»
Цель: Систематизировать знания детей о жизни диких животных; воспитывать бережное отношение к природе.
«Художественно-эстетическое развитие»
Рисование
Рисование декоративное по мотивам народной росписи
«Золотая хохлома и золотой лес».
Цель: познакомить детей с «золотой хохломой», учить рисовать узоры из растительных элементов (травка, кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи. Развивать технические умения. Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства.
Рисование с натуры
Тема: «Золотая осень»
Цель: продолжать учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные формы деревьев, большие, маленькие, высокие, стройные, изображать листья губкой. Закрепить приемы работы кистью (концом кисти всем ворсом). Правильно располагать сюжет на бумаге. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе. Развивать чувства композиции, цветовосприятия. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Аппликация
«Листочки на окошке»
Цель: вызвать у детей интерес к изображению осенней березки по мотивам лирического стихотворения. Учить детей сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей золотой кроны и стройного белоснежного ствола с тонкими гибкими ветками. Развивать чувства цвета и композиции.
Лепка
Лепка декоративная рельефная «Листья танцуют и превращаются в деревья».
Цель: вызвать у детей желание делать лепные картины. Познакомить с техникой рельефной лепки. Развивать чувство формы и композиции.
"Речевое развитие"
Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц.
Цель: закрепить правильное произношение звуков с – ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи. Познакомить детей с новой загадкой.
Тема: Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».
Цель: Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой, помочь понять ее смысл.
Составление описательных рассказов по картинам, иллюстрациям.
Музыка
Разучивание песен об осени.
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин»,«Магазин цветов».
Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек","Угадай кого не стало".
Физическое развитие
Подвижные игры «У медведя во бору», «Зайцы в лесу», «Коршун и наседка», «Перелёт птиц».
Пальчиковая гимнастика, физминутки.
Чтение художественной литературы:
Пословицы, поговорки, загадки об осени.
Чтение и заучивание стихотворений об осени: Е. Трутнева «Листопад», И. Бунин «Лес точно терем расписной», М. Ивенсен «Падают, падают листья»,М. Пришвин «Листопад», В. Головкин «Сорняк», рассказ «Осень» Г. Скребиский, В. Бианки «Рассказы о животных».
Работа с родителями:
Цель: познакомить родителей с целью и задачами проекта,заинтересовать родителей.
Наблюдение на участке "Наши пернатые друзья"
В каждом из нас живет естественное желание заботиться о братьях наших меньших. Мы взрослые должны помогать в этом своим детям. Проявляя сочувствие к птицам, мы можем помочь пережить им суровые погодные условия. Конечно, мы не спасем всех птиц, но поможем многим! Мы помогаем птицам, а они помогут нам. Предложить родителям на прогулке собрать природный материал совместно с детьми. Побуждать родителей принимать участие в конкурсах, интересоваться «жизнью» детского сада. Рекомендации по чтению произведений про осень с детьми дома.
Заключительный этап
Мероприятия : выставка поделок из природного материала «Осенние чудеса»; развлечение «Праздник урожая».