Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6773 Конспект познавательного занятия по формированию элементарных математических представлений «Сказочное путешествие» Старшая группа

Опубликовано 22.11.2021

Шахова  Ольга Альбертовна

воспитатель первой категории

МБДОУ «Детский сад № 29»

г.Вышний Волочек

 

Конспект познавательного занятия по формированию элементарных математических представлений«Сказочное путешествие»

Старшая группа

Программное содержание:

Обучающие задачи:

Учить детей измерять длину предметов с помощью линейки.

Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

Закреплять представления об отношениях между числами.

Закреплять умение сравнивать два рядом стоящих числа,  больше, меньше на один.

Закреплять представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры (по цвету, форме).

 

Развивающие задачи:

Расширять представления о числе на основе измерения

Расширять временные представления о последовательности суток.

Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги; понимать смысл пространственных отношений.

Развивать внимание, логическое мышление,  сообразительность,  мелкую моторику, зрительное восприятие и память.

 

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Воспитывать интерес к математическим занятиям.

 

Демонстрационный материал: мультимедиа - поезд, числовая лесенка, линейка (измерение по линейке); портреты героев сказки, карточка с геометрическими фигурами,  аудиозапись: музыка для физминутки.

Раздаточный материал: набор цифр на каждого ребенка, карточки с разным количеством предметов, геометрическое лото, карточки с геометрическими фигурами для измерения, линейки

Предварительная работа:

Чтение сказок; на занятиях математики упражняли в счетных навыках, знакомили с образованием чисел в пределах 10, с цифрами от 0 до10, их последовательностью; с временными представлениями; расширяли представления о форме и геометрических фигурах и т.д; играли в дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Считай, не ошибись», «Найди столько же», «Наоборот», геометрическое лото и др.

 

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, какую сказку мы с вами  показывали вчера малышам? («Теремок»). Хотите  отправиться в путешествие, к героям сказки и познакомиться с ними поближе?

-Какое время суток сейчас? (утро)

-А потом? (день)

-Когда мы спим? (ночью)

-А перед сном? (вечер)

-Кто может назвать сутки  по порядку? (утро, день, вечер, ночь)

-Как вы думаете, когда мы отправимся в путешествие?...

Решено, отправляемся… сейчас.

 

-А вот на чём мы отправимся в путешествие – вы попробуйте отгадать:

          По стальным дорожкам
          Мчит Сороконожка.
          Тук-тук-перестук.
          Круглый щёлкает каблук.
          С развесёлой песенкой
          По железной лесенке.   (Поезд)  (на экране)

 

-Нам  необходимо приобрести билеты. Для этого нам нужно взять карточку, сосчитать предметы и найти нужную цифру.

-Расскажите, какая цифра и почему?

(У меня цифра 6, потому что 6 утят; у меня цифра 5, потому что 5 машин;…)

 

-Нам нужно в поезд подняться по лестнице. Кто хочет сосчитать ступени? (лестница на экране)  Прямой счет  от одного до 10.

-Занимайте места согласно купленным билетам (садятся).

А контролер (воспитатель) проверит ваши билеты (карточки собрать).

 Звучит музыка

-Мы приехали и нам надо спуститься по лестнице  (на экране лестница)

Посчитаем ступени от 10 до 1 в обратную сторону. Кто сосчитает? (ребенок).

А теперь все вместе спускаемся (все вместе считают).

 

-Вот мы и приехали.

-Посмотрите,  кто нас встречает? (звери) Сколько всего зверей?

-Каким  по счету  стоит заяц? А медведь? лиса? (медведь стоит шестым…)

-На каком месте мышка?...(мышка на четвертом месте)

-Кто стоит на девятом, шестом  месте?...( на девятом месте…. лиса)

 

-Как вы помните, медведь сломал теремок и теперь им нужны доски, чтобы построить новый теремок. Принесли доски, но не знают,  как  измерить их длину. А вы знаете, чем можно измерить длину предметов? (шагами, условной меркой, линейкой, рулеткой, метром)

-Хотите, я вас научу измерять длину предметов  линейкой? (дети садятся).

-Посмотрите на линейку внимательно (показ на экране).  Вся линейка расчерчена на короткие и длинные линии. Расстояние между длинными линиями –один сантиметр и обозначается цифрами: 0, 1, 2.. Линейку к дощечке прикладываем так, чтобы ноль совпал с началом доски, а  кончается доска  на цифре …10. Значит длина доски 10 см. Ставим цифру ….10.

Звери приготовили доски. Им нужна доска длиной 8см. А какая из них 8 см., желтая или зеленая, не знают. Хотите им помочь измерить и найти дощечку 8 см. (предлагаю детям сесть за столы)?

Возьмите линейку. Пальчиком покажите цифры 0, 1,2,… 10 сантиметров. Теперь

возьмите карточку, будем измерять желтую дощечку. Линейку прикладываем так, чтобы ….ноль совпал с началом дощечки, а  кончается дощечка на цифре…. Значит дощечка …7 см. Ставим цифру- 7.

А вторую доску вы измерьте самостоятельно и поставьте цифру.

Желтая доска сколько сантиметров? А зеленая? Что можно сказать про их длину?

А какой длины доска нужна? (8 см.) Значит какие доски нужны для теремка? (зеленые, длинные, длиной 8 см.)

Отдадим доски зверям, они все видели и теперь знают, что у них будут зеленый теремок.

Физ. минутка. «Быстро встаньте, улыбнитесь»  

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево. Вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели- встали, сели -  встали

И на месте побежали.

 

-Ребята, звери сомневаются, что мы знаем цифры. А мы ведь их знаем. Покажем как мы выкладываем цифры по порядку от 1 до 9. Игра « Кто быстрее?»  Но начнем играть по сигналу (дети выполняют задание, проверяют правильность его выполнения  друг у друга).

 

-Вопросы вам задает хитрая лиса, а вы попытайтесь ответить  на них, показывая нужную цифру.

-соседи числа 6,

-число больше 2 на один,

-Кто хочет задать другу  вопрос?

                  -очень тонкая как спица?..... 1,

                  -цифра похожа на кочергу…..7,

                  -эта цифра состоит из двух кружков….8,

                  -цифра – акробатка…..9,

                  -цифра – замочек…..6

 

Игра «Убираем цифры по заданию»

- На крыльце сидит щенок,

          Греет свой пушистый бок.

          Прибежал еще один

          И уселся рядом с ним. (Сколько  стало щенят?) (убирают цифру 2)

        -Семь пушистеньких котят,

          Что дают им, всё едят,

          А один сметаны просит.

          Сколько же котяток? (восемь)

- Сколько глаз у светофора?   (убирают цифру 3)
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько хвостов у четырех котов?

- Сколько пальцев на правой руке?

- Все верно, выполнили. Молодцы, на все вопросы лисички ответили правильно.

 

-Ребята, наше путешествие заканчивается. Нам  нужно вернуться обратно в детский сад. Предлагаю вам сделать пульт управления, который позволит нам доехать быстрее. Мы его подарим зверятам. Он им точно пригодится для следующего путешествия. Согласны? Тогда возьмите пульт (лист бумаги) и геометрические фигуры. Положите:

          желтый треугольник кладем в верхний правый угол,

прямоугольник в левый нижний угол,

красный квадрат в правый нижний угол,

красный треугольник в левый верхний угол,

посередине зеленый круг

Теперь проверяем.     (образец)

Включаем пульт, нажимаем на красный треугольник . (экран- поезд) Занимаем места  Попрощаемся   (звучит музыка).

Вот мы и в детском саду.

 

-Ребята, расскажите, где мы побывали? Вам понравилось путешествие ?

 Мы познакомились с героями сказки поближе и узнали, что их...? (10)

Звери теперь знают, что мы умеем делать?…( считать, знаем прямой и обратный счет, знаем цифры, геометрические фигуры, умеем задавать вопросы..)

Что нового узнали? Сегодня мы учились измерять длину с помощью линейки.

А что было трудно? Что не получилось?

Вывод: Вы молодцы, много знаете, сообразительные, самостоятельные,  стараетесь, желаете всё знать и у нас всё получается.