Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7524 «Домашняя игротека для детей и родителей»

Опубликовано 25.11.2022

Плотникова Елена Васильевна
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 7 «Улыбка» муниципального образования г. Новороссийск
учитель-дефектолог


«Домашняя игротека для детей и родителей»

 

 

 

Домашняя игротека для родителей и их детей

                                                «Игра имеет важное значение в жизни ребенка...

                                                                   Каков ребенок в игре, таким во многом он

                                                будет в работе,  когда вырастет.

                                                            Поэтому воспитание будущего деятеля

                                                   происходит прежде всего в игре»

                                                                                         А.С.Макаренко.

 

 

Дошкольный возраст – самый важный этап в развитии ребенка. В этот период формируются основные психические процессы человека: внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие.

Вы, как родитель, конечно, стараетесь пристально следить за его развитием, радуетесь его успехам, огорчаетесь неудачам. Вам очень хочется, чтобы ваш ребенок вырос здоровым и умным, чтобы были развиты его внимание, память, восприятие, мышление, воображение и речь. И наступает момент, когда для полноценного развития вашего малыша необходимы систематизированные и обобщенные знания.

Но для того, чтобы знания способствовали развитию ребенка, и были интересны ребенку, обучение должно проводиться в игровой форме, так как в дошкольном возрасте это ведущий вид деятельности. Через игру ребенок осваивает окружающий мир. И, что немаловажно, в обучении через игру - не существует жестких нормативов для каждой игры, например, выполнить данное задание с первого раза или с пятого, воспользоваться помощью взрослого один или десять раз. Главная цель -заинтересовать ребенка такой деятельностью. И даже если  малышу не все сразу получается выполнить то или иное задание, ваш ребенок каждый раз делает пусть маленький, но шаг навстречу знаниям, а это и есть процесс развития.

 

                                      Игры по дороге в детский сад

       Не выспавшиеся  малыши утром обычно капризничают, мамы и папы начинают нервничать, покрикивают на них, а те в ответ еще больше раздражаются и плачут.

      Утро испорчено для всех,   и для родителей, и для детей.

Что  же делать? Отвлечь любимое чадо простыми играми.

Ребенок недавно познакомился с некоторыми геометрическими фигурами? Можно по очереди с ним называть все круглые предметы, которые встретятся вам по дороге.

      Недавно объяснили малышу, какие бывают цвета?

Предложите среди окружающих предметов найти только красные.

Не стоит называть несколько цветов: лучше показать только один, например красный, и несколько дней подряд (а может быть, и недель в зависимости от возраста и возможностей малыша) искать красные предметы.

      Когда ребенок будет безошибочно называть и показывать их, можно перейти к другому цвету.

          Подобным образом можно отрабатывать у ребенка восприятие размера, пространственных представлений, понятия – «Большой –маленький», «Далеко –близко», «Один –много» и т.д.

      Желательно также отмечать изменения в природе и в окружающей вас обстановке. Назвать время года, день недели; отметить состояние погоды: солнечно или пасмурно, тепло или холодно, дует ли ветер и т. д.

По  дороге в детский сад можно поиграть в следующие игры:

«Доброе утро, глазки», «Вместе с солнышком встаем», «Весеннее солнышко», «Солнышко», «Зима», «Давайте порадуемся», «Полетим как птицы», «Покажи, как медведь ходит», «Скачут лошадки», «Покажи высокий (низкий) дом», « Назови предметы вокруг себя», « Посчитай, сколько автобусов…», «Назови какого цвета предмет», «Кто больше назовет предметы круглой формы», «Закончи предложение», «Отгадай загадку», «Запомни и назови», «Какое у меня настроение?» и многие другие.

 

 

                                              Игры на кухне.

Не секрет, что значительную часть времени мы проводим  на кухне.

Кухня –отличная площадка для развития, где малыш приобретает полезные навыки, знания. Разумеется, требуются особые меры предосторожности, чтобы защитить ребенка от ожогов, отравлений и острых предметов. Но если вы позаботитесь о безопасности, то получите еще один шанс приятно и с пользой провести время.

          Скорлупа от вареных яиц или орехов послужит прекрасным материалом для детских аппликаций и поделок. Раскрошите ее на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина-это фон, а затем предложите ребенку выкладывать рисунок или узор из скорлупы. Из орехов так же можно сделать аппликацию или поделку – черепаху, ежика, жука и т.д.

          Увлекательными могут быть игры с тестом. Тесто для этого нужно не обычное, а соленое (после высыхания оно делается словно камень. Поделки из него хранятся очень долго, ими можно играть.

          Рецепт приготовления теста очень прост: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды (ее можно подкрасить), 2ст. ложки растительного масла-все смешать, чуть подогреть, и получится мягкий комок. Лепите все, что захочется!

          Покажите ребенку продукты, из которых вы собираетесь готовить обед или ужин. Пусть он перечисляет те из них, в названии которых есть звук «р». Если он затрудняется это сделать, помогите наводящими вопросами: «Кар-р-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-р-сики или бананы? Лук или огур-р-р-цы?»

          «Давай искать вкусные слова на кухне» Какие слова можно вынуть из борща? (вкусная морковка, капуста, помидор, сладкая свекла…) Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?

          Угостим друг друга вкусными «словами». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» все. Можно поиграть и в «кислые», «соленые», «горькие» слова.

          Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе, листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета, можно тоже делать поделки – бусы, броши, или аппликацию.

          Поставьте перед ребенком небольшое блюдце, в котором смешаны горох, рис, гречка, и попросите помочь вам их перебрать, тем самым развивая мелкую моторику ребенка, а значит развивая речь.

          Особой любовью пользуется игра «Определи на вкус». Пусть малыш с закрытыми глазами на вкус определит, что вы ему предложили: кусочек яблока, банана, огурца, лимона и даже чеснока. Можно поменяться ролями, и  уж если вы ошибетесь, бурный восторг малыша вам гарантирован!

          У малышей самый любимый предмет на кухне -венчик. Налейте в миску воды, добавьте немного жидкого мыла и поставьте в раковину. Пододвиньте к раковине стул, наденьте ребенку фартук, закатайте рукава, и вы увидите, с каким восторгом он будет взбивать мыльную пену.

          Используя фрукты и овощи, можно научить детей узнавать и различать предметы на ощупь и по вкусу.

          Завязав глаза, попросите узнать продукт по запаху.

          Из сухого завтрака «колечки» могут получиться отличные бусы и браслеты.

          Прислушайтесь с ребенком к шуму стиральной машины, плеску воды в ванной, шуршанию душа, хлопку входной двери, кашлю отца, шелесту газеты и т. д.

          Если ребенок знает сказку «Три медведя», можно предложить выбрать ложку, миску, кастрюлю для Михаила Ивановича, для  Настасьи Петровны, для маленького Мишутки.

          Если малыш различает несколько цветов, можно попросить его сложить на стол, например, только красные предметы. Для тех, кто умеет различать форму, полезно поиграть в игру «Найди все круглое (овальное, длинное, короткое и т.д.)».

          Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только желтые и т. д. 

Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что желаемый эффект не достигается после одного-двух занятий. Чтобы появился устойчивый результат, необходимо проводить их регулярно, как минимум в течение месяца-двух. Для таких занятий лучше использовать часы после отдыха детей. Главное, чтобы в этот момент ребенку самому хотелось заниматься, поэтому не навязывайте ему свои желания и не превращайте игру в скучный,  затянутый урок.

Таким образом, хочется сказать, что самое главное любые игровые взаимоотношения сближают, помогают установить контакт, открывают родителям доступ к самым сокровенным тайнам детской души. А наши дети, как никто другой требуют особой помощи от взрослых. И наша задача обеспечить им наиболее полноценное развитие, как в детском саду, так и дома.

            Успехов Вам и Вашим детям!