Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6191 Познавательно-исследовательский проект для детей младшей группы «Волшебная пуговица»

Опубликовано 15.11.2020

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 10 комбинированного вида»

 


 

 

Познавательно-исследовательский проект для детей младшей  группы

«Волшебная пуговица»

 

 

 

Воспитатель: Пешехонова Екатерина Георгиевна

 

 

 

Петропавловск – Камчатский

2020г

Однажды девочка нашей группы принесла в детский сад необычную пуговицу. У детей возник интерес к данному предмету, стали приносить пуговки из дома, начали задавать вопросы о возникновении пуговицы, материалов изготовления различных пуговиц и т. д.

Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный, пополняется и расширяется. Все это отражается на нашей повседневной жизни – мы уже не обращаем внимания на предметы, которыми пользуемся изо дня в день. А жаль, ведь некоторые из них, порой даже самые обычные, таят в себе много интересного. 

Учитывая заинтересованность детей пуговицей и важность проблемы по развитию моторики пальцев рук, у нас возникла идея создания проекта «Волшебная пуговица»

  1. 1.    Актуальность

Не секрет, что ведущая роль в становлении личности ребенка, в формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно через нее и следует воздействовать. Ребенок-дошкольник живет в конкретной природной социальной и культурной среде.

Способность ребенка одушевлять своей фантазией неодушевленный мир позволяет ему “очеловечивать все сущее”

   Способы вовлечения дошкольников в процесс восприятия и продуктивного творчества разнообразны. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы придадут занятиям динамичность, интригующую загадочность.

Бросовый материал, наверное, один из самых распространенных материалов для творчества и рукоделия. Пластиковые бутылки, пищевые контейнеры, стаканчики, ложки и тарелки, пластиковые соломинки, киндерсюрпризы, старые вещи  и прочие бытовые отходы ничего не стоят, а вот используя их в своем творчестве можно сделать настоящие шедевры.

Мы с вами остановимся на пуговицах.

Пуговица – это уже готовый материал, удобный в использовании для поделок с детьми. Можно сказать «декоративный» бросовый материал.

Актуальность нашей темы в том, что задача воспитателя показать детям, что можно сделать из обыкновенной пуговицы, куда ее можно использовать. Воспитывать навыки коллекционирования. Интерес к исследовательской деятельности

А также ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. В нашем случае в игры с использованием пуговиц. Создание поделок из пуговиц.

И очень важны совместные работы родителей с детьми, создание единого пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса.

 

  1. 2.    Тип проекта: познавательно-исследовательский
  2. 3.    Предмет исследования: пуговицы
  3. 4.    Продолжительность: краткосрочный (ноябрь 2020г.)
  4. 5.    Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
  5. 6.    Продукт проекта: мини-музей пуговиц.

 

Цель проекта: привлечь родителей и детей к совместному, продуктивному творчеству из бросового материала

Задачи:

  1. Познакомить детей с  пуговицами,  её видами, классификацией и назначением.
  2. Поддержать стремления дошкольников в обследовании предметов для выявления их особенностей.
    1. Стимулировать интерес к сравнению предметов.
    2. Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования, выполнения поделок из пуговиц.
    3. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мышление, творческие способности, воображение, фантазию и коммуникативные навыки, мелкую моторику кистей рук.
    4. Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе, прививать бережное отношение к чужому труду и поделкам.

Разработка проекта.

Довести до участников проекта важность данной проблемы.

Привлечение родителей к проекту.

Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме.

Подобрать материалы для коллекции, игры, атрибуты для игровой деятельности.

Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.

Реализация проекта проходила в несколько этапов.

Подготовительный этап проекта:

  • Информационный лист для родителей о начале проекта;
  • Совместно с родителями заготовка пуговиц для проекта;
  • Создание в группе мини – музея «Пуговица – волшебница»
  • Подбор иллюстративного, художественного, видео материала.
  • Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
  • Изготовление родителями массажных ковриков для профилактики плоскостопия

 

Основной этап

Практическая часть реализации нашего проекта 

Формы работы с детьми

1. Беседа «Пуговица. Для чего она нужна» Рассматривание пуговиц под лупой. Знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы.

2. Создание альбома «Коллекция пуговиц»

3. занятие по  ознакомлению с окружающим  «Где же пуговица»?

4. Рисование «Придумай и нарисуй свою пуговицу»

5. Лепка «Мы дизайнеры» - пуговицы из пластилина

6. Составление из пуговиц узоров на пластилине.

 «Солнышко - колоколнышко», «Бабочка» .

7. Аппликация из пуговиц «Осеннее дерево», «Ах, лето!» Выкладывание из пуговиц мозаичных изображений, картин

8. Речевые упражнения «Какая пуговица?», «Подбери и расскажи»

Придумывание сказок и историй.

9. Создания мини – музея «Пуговица – волшебница»

10. Игровая деятельность:

Дидактические игры: «Застегни и расстегни»,

«Найди пару», «Разложи пуговки по домикам»

«Накорми колобка», «Чудесный мешочек», «Сосчитай-ка», «Составь картинку», «Выложи узор», «Посмотри – укрась», «Подбери по цвету».

Формы работы с родителями.

1. Беседа о необходимости проекта «Волшебная пуговица», о важности данной проблемы.

2. Привлечение родителей к созданию пуговичной библиотеки:

- «Пуговицы. Какие они были и какие они сейчас», «Русские пословицы о пуговицах», «Загадки».

«Детские смешные стихи про пуговицы, пуговки и их застегивание»

3. Выставка поделок из пуговиц «Мастерю вместе с мамой»

 

Заключительный этап – трансляция проекта

1. Представление мини-музея пуговиц.

2. Выставка совместных с родителями поделок из пуговиц (панно, украшения, коврик для профилактики плоскостопия, и т. д.)

Ожидаемый результат

ü Повышение уровня познавательных процессов и развития мелкой моторики кистей рук

ü Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация родителей как участников

 

Перспективы проекта

ü Создание настенного панно из пуговиц

ü Расширение представлений детей об использовании бросового материала

          Подводя итог, хочется отметить - участие в проекте не только способствовало повышению познавательной активности детей, но также научило активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.

         Главное, чему научил проект и детей, и взрослых, - это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить в себе удивительное назначение. Ищите, удивляйтесь, открывайте новое!

 

 

Приложение 1

Конспект занятия по  ознакомлению с окружающим  «Где же  пуговица?»

Цель: познакомить детей с классификацией пуговиц.

Задачи:

ü Показать детям пуговицы различных размеров, цветов, формы, фактуры, вызвать интерес к исследованию пуговиц.

ü Развивать коммуникативные навыки, мышление, воображение

ü Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи другим

Материалы: иллюстрации с изображением пуговиц, кукла мальчика,  мешочек с пуговицами, коробки с разложенными по видам пуговицами.

Ход занятия:

- Дети, а к нам сегодня на занятие придет гость. Интересно вам узнать, кто же это пришел к нам в гости сегодня?

- Да. Интересно.

Воспитатель приносит куклу из раздевалки

- Познакомьтесь дети, это мальчик и зовут его Никита. Давайте поздороваемся с ним.

Дети здороваются.

- А вам наверно интересно узнать, как Никита попал к нам в гости?

Ответы детей

- Никита гулял на улице и потерял пуговку со своей рубашки. И по секрету мне сказал, что боится идти домой, потому что мама его будет ругать за оторванную пуговицу. Детишки, может поможем Никите найти пуговку? Вдруг она завалялась где-то у нас в группе.

Ответы детей

- Тогда давайте посмотрим на рубашечку Никиты и определим, какая же у него должна быть пуговица. Ведь она должна быть точь  в точь такая же, как и оставшиеся на рубашке.

- Какого цвета пуговицы у Никиты на рубашке?

Ответы детей

- А из чего они сделаны?

Ответы детей

- А размер пуговиц какой? Большой и маленький?

Ответы детей.

- Вот тут у меня есть волшебный мешочек, давайте посмотрим что же в нем лежит, вдруг он нам сможет помочь.

Воспитатель открывает мешочек  и высыпает на тарелку пуговицы.

- Ой, посмотрите дети, как много пуговиц дал нам волшебный мешочек, как же нам узнать какая из них наша? Давайте сначала выберем пуговицы подходящие по цвету, затем пуговицы подходящие по размеру. Ой! Посмотрите, вот же наша пуговица лежит. Теперь мы пуговку положим в карман Никите и пусть он ее отнесет своей маме, что бы она, что сделала с пуговицей?

Ответы детей

- Правильно. Пришила на место. Давайте попрощаемся с Никитой.

Дети прощаются с Никитой, воспитатель уносит куклу.

 

 

Приложение 2

 

Загадки и пословицы про пуговицу

Маленький, горбатенький в переулочке завяз

(Пуговицы в петельке)

 

Мышки из норки выглядывают.

(Пуговицы)

Толстая Алёнка 
Прыгнула в воронку, 
Сомкнулась воронка, 
Завязла Алёнка. 
(Пуговица в петле)

 

Большая голова, 
Да узок ворот. 
(Пуговица в петле)

 

  • Пуговички золочёные, а три дня не евши.
  • Умная умница — что светлая пуговица.
  • Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано.
  • На чужой рот не пуговицу нашить.
  • С солдата не пуговку сорвёшь.
  • Стой, батальон: пуговку нашёл! Марш, марш — без ушка!

 

Приложение 3

 

Подборка игр

1. Положите пуговицы в баночку, коробочку. Просто разрешите малышу опустить туда ручки и трогать пуговицы, перебирать пальчиками.

2. Спрячьте какой-либо предмет в коробку с пуговицами. Пусть ребенок постарается отыскать его.

3. Высыпьте пуговицы на пол. Предложите детям отыскать одинаковые пуговицы.

4. Перекладывайте пуговицы по одной из одной коробочки в другую. Рассматривайте каждую пуговку, при этом называйте ее размер, цвет, количество дырочек.

5. Предложите детям разложить пуговицы в домики по цвету (предварительно нарисуйте домики и раскрасьте их в различные цвета): в желтый домик – желтые пуговки, в красный – красные и т.д.

6. Разложите с детьми пуговицы в мешочки по величине: большие – в большой мешок, маленькие – в маленький.

7. Внимательно рассмотрите все ваши пуговицы. Отыщите в вашей коллекции самую маленькую и самую большую пуговицы.

8. Разложите пуговицы по кучкам: одна – пуговицы с двумя дырочками, вторая – пуговицы – с четырьмя дырочками, третья – пуговицы с хвостиком.

9. Играйте, сравнивая гладкие и шершавые пуговицы, металлические и пластмассовые.

10. Нарисуйте различные цифры, пусть дети напротив каждой выложат такое же количество пуговиц.

 

 

 

Приложение 4

 

Т. Ефимова

Пуговицы вредные                                            
На пальто у Верочки!
Мучаются бедные
Пальчики у девочки!
Пуговки над Верочкой
Будто издеваются:
Прыгают, как белочки,
С ниток обрываются!
Злые слёзки катятся,
Лоб сурово хмурится:
«Не идти же в платьице
Мне зимой на улицу!»

Е. Менжинская

Испугались пуговки,
Растерялись,  
Раскатились по углам,
Разбежались.
Спрашиваю громко:
- Почему сбежали?
Шепчут: - «У иголки
Носик словно жало!
Тонкая, колючая,
Испугались очень мы…»
Собираю пуговки
Я в ладошку.
Говорю испуганным:
- Ах, вы, крошки!
Успокойтесь,
Я тихонечко вас пришью!
Ни одну я пуговку
Не уколю!

 

Список используемой литературы:

1.       Веракса Н. Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – Мозаика-синтез, 2010. – 304 с.

2.       Цирулик Н. А. Технология. Умные руки – Учебная литература. – 2008. -  86 с.

3.       Лучшие произведения для детей. 250 золотых страниц. – М.; «Олма-пресс образование»., 2002. – 256 с.

4.       http://detsad-kitty.ru/

5.       http://ru.wikipedia.org/wiki/