Зубова Эльвира Николаевна
Конспект НОД для детского сада. Подготовительная группа
Тема: "Проделки Снежной Королевы"
Описание материала: Предлагаю Вам конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Проделки Снежной королевы». Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы.
ОО «Развитие речи»
Цель: |
Цель: Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое внимание.
|
Программные задачи |
Образовательные: - Познакомить детей в доступной форме с понятием «родственные слова». - Закреплять представления детей о "словах признаках" (прилагательных) и словах "действиях" ( глаголах). - Закреплять представления детей о противоположных по смыслу словах ( антонимах). - Учить составлять короткий рассказ используя речевой прием "Сиквейн". - Закрепить произношение слов с правильным использованием ударения.
Развивающие:- развивать у детей слуховое восприятие, словарный запас, грамматически правильную речь.
Воспитательные: - воспитывать умение работать коллективно, дружно; - воспитывать внимание, усидчивость, интерес к занятию, желание учиться. Коррекционные задачи: развивать зрительное восприятие и мелкую моторику пальцев рук. |
Оборудование
|
- красивая коробочка с письмом от зимы; - карточки с заданиями №1, №2,№3,№4,№5. - снежинка; - пазлы "Зеркало" - картинки "Дикие животные" - схема "Сиквейна" - мольберт с магнитами. - мяч |
Предварительная работа
|
Рассматривание иллюстраций на тему «Зимушка - зима», беседа о деревьях о признаках зимы. Чтение сказки Г.Х Андерсена "Снежная Королева"; Занятие с использованием "Сиквейна"
|
Словарная работа
|
|
Интеграция ОО
|
ПР, РР,СК, ХЭР
|
Ход занятия
Методы, используемые на каждом этапе |
Этапы занятия |
Словесный (беседа) |
Ориентировочный (Организационный момент) Дети входят в группу, здороваются с гостями и друг другу улыбаются Успокоить детей и настроить на работу. Воспитатель: Посмотрите в окно и скажите: какая сегодня погода? Дети: Пасмурная. Воспитатель: Какое настроение навевает на человека пасмурная погода? Дети: Грустное, печальное, тоскливое… Воспитатель: Что делает человек в таком настроении? Дети: Скучает, хмурится, иногда плачет… Воспитатель: Чтобы пасмурное настроение не поселилось у нас в группе, предлагаю вам взяться за руки и поздороваться, называя друг друга ласковыми словами и пожимая руки (выполняют.) Какое у вас теперь настроение? Что вы почувствовали? Дети: Мы почувствовали тепло рук друзей. Настроение улучшилось. Воспитатель: И в группе стало светло, радостно, уютно и тепло от ваших улыбок. Как еще можно сказать о хорошем настроении? Дети: Доброе, веселое, теплое, ласковое, радостное…
|
Беседа
Дидактическое упражнение
Дидактическая игра
Рассказ педагога
Беседа
Работа по схеме
Рассказы детей
Дидактическая игра
|
Мотивационный Основная часть: 1. Сюрпризный момент
Воспитатель: Я сегодня в нашей группе обнаружила эту шкатулку. Хотите узнать что в ней находится? Дети: Да. Воспитатель находит в шкатулке письмо от зимы. Письмо: Здравствуйте, друзья! Я Зимушка – Зима, и мне уже пора от вас уходить , уступая место весне. Но Опять в моем царстве Снежная королева проказничает. Разбила мое волшебное зеркало, и осколки разлетелись повсюду. Жители царства в беде, нужна ваша помощь для того, чтобы все помирились и не ссорились нам необходимо собрать все осколки. Если мы выполним задания Снежной королевы, то вернем зеркало обратно. Слышала вы ловко справляетесь с заданиями? Поможете нам? Воспитатель: Тогда в путь! Давайте отправимся к нашему 1 заданию на лыжах.
2. Основная часть Воспитатель: И наше первое задание (под цифрой 1) «Волшебная снежинка». Дидактическое упражнение «Волшебная снежинка». Воспитатель: Снежинку передаете друг другу, называя какая у нас в России зима - используя "слова признаки" (холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная, лютая, долгая, ветряная, белоснежная, ледяная.). А какие "слова признаки" мы используем при описании весны ( красивая, зеленая, теплая, мокрая, пахучая, дождливая, опасная.....
Воспитатель: Ребята, вы справились с заданием и вот вам первый осколок зеркала. Туда мы отправимся на коньках. А теперь присаживайтесь на стульчики, и мы продолжаем.
Воспитатель: Ищем задание под цифрой 2 Задание №2 (под цифрой 2) Упражнение «Доскажи словечко» Воспитатель: Внимательно слушайте предложение и дополните его словом по смыслу и постараться запомнить досказанные слова. Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю … (снег) С неба все скользят пушинки – Серебристые … (снежинки). На поля и на лужок Все снижается … (снежок). Вот веселье для ребят – Все сильнее … (снегопад). Все бегут вперегонки, Все хотят играть в … (снежки). Словно в белый пуховик Нарядился … (снеговик). Рядом снежная фигурка – Это девочка … (снегурка). На снегу – то посмотри? - С красной грудкой … (снегири). Словно в сказке, как во сне, Землюю всю украсил … (снег). Воспитатель: Ребята, какие слова вы добавляли? (Ответы детей) Воспитатель: На какое слово они все похожи? (снег) Воспитатель: Давным – давно потеряли люди слово снег, забыли о нём. А слово попало в землю, и появились ростки – слова: Снегурока, снегопад, снежки, снежинки, снеговик, снегирь, снегоход. Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи, как родные, как родственники (как вы похожи на своих мам и пап) . И назвали люди такие слова родственными. Воспитатель ещё раз произносит родственные слова, акцентируя их общую звуковую часть, после чего поясняет смысловую общность названных слов. Воспитатель: эти слова , имеющие общую основу (одинаковое слово) в русском языке называют "родственными словами" Придумайте и вы родственные слова сад, рассада, посадки, пересадка, садить, садочек, садик, садовод, садовник, садовый. Заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата. Медведь, медведица, медвежонок, медвежата и т. д. Воспитатель: Молодцы! Я вам отдаю сразу два осколка зеркала. Физкультминутка: Игра «Снежки» - Раз, два, три, четыре (ладонями лепят снежок) Мы с тобой снежки слепили Круглый крепкий, очень гладкий (соединяют кончики согнутых пальцев, гладят снежок) И…совсем, совсем не сладкий (грозят пальцем) Раз – подбросим, (подбрасывают воображаемый снежок) Два- поймаем, (приседают, ловят снежок) Три – уроним и сломаем! (бросают на пол, топчут ногами) Воспитатель: Отправляемся дальше на снегоходах. включаем мотор и поехали к цифре.... Дети : цифре 3 Задание №3 (под цифрой 3)
Работа по теме "Сиквейн" Воспитатель: Вот вы и попали в зимний лес. Вам необходимо рассказать о лесных жителях используя "Сиквейн". Воспитатель: 1.Беседа. Что такое "Сиквейн"? Дети : "Сиквейн" - это японский стих, но без рифмы. На что похож "Сиквейн"? Дети: На ёлочку. 2.Работа по схеме. 1строка - предмет 2строка - "слова признаки" (2слова) 3строка - "слова - действия"(3слова) 4 строка -Составить предложение из 4х слов. 5 строка - одно обобщающее слово ( Например - животное )
Практический этап
Пример: 1.Лиса. 2. Она рыжая и хитрая. 3. Лиса охотится, кушает и спит. 4. Зимой лиса охотится на зайцев. 5. Лиса - животное (дикое)
Дети выбирают животное , составляют рассказ, помещают каринку на доску. Воспитатель: Молодцы. Получайте еще один осколок зеркала.
Задание №4 (под цифрой 4) домашнее заданиеКак живут звери зимой?( чтение стихотворений о животных леса). Воспитатель: Ребята, скоро вы пойдете в школу и вам на дом будут задавать домашнее задание. И я знаю что Э.Н. вас просила с родителями подобрать стихотворения про зимовье зверей. Вот посмотрим как вы с этим справились. Волк Волк в лесу голодный рыщет, Он себе добычу ищет. Лоси, зайцы – не зевайте, Поскорее убегайте! Лиса У рыжей лисички в зубах оказаться и мышки, и птички, и зайки боятся. Зайчик. От лисички и от волка Убежит зайчишка ловко. Шубка – белая, как снег Спрячет зайчика от всех. Белка. Шишки белочка грызет, Семена из них берет, Отдохнуть идет в дупло, Там уютно и тепло. Мышь. На краю песчаной горки Мышь зимует в теплой норке. Запасла овса, пшеницы, Чтоб зимою прокормиться. Лось. Лось не может бегать быстро- Вязнет он в снегу пушистом. В чаще леса лось гуляет И кору там объедает. Медведь. Спит в берлоге косолапый И сосет спокойно лапу- Не страшны ему метели Под корнями старой ели. Барсук. Шустрый толстый барсучок В спячку зимнюю залег. Летом вырыл норку ловко: Есть и спальня, и кладовка. Ежик. Летом ежик наедался, Ценным жиром запасался. А зимой в гнезде он спит, Черным носиком сопит.
Задание №5 (под цифрой 5)
Воспитатель читает задание от Снежной Королевы : Научите меня, Снежную Королеву, говорить слова правильно, а то недавно мне даже снеговик сделал замечание что я безграмотная. Воспитатель: Слушай и запоминай. Читает слова с разным вариантом ударения. А дети должны выбрать и повторить правильный вариант. тОрты свЁкла щавЕль слИвовый ракУшка столЯр СтакАны звонИт шАрфы бАнты грУшевый Воспитатель: Я думаю, что Снежная королева нас внимательно слушала и теперь будет употреблять слова правильно. Получите часть зеркала. Задание №6 (под цифрой 6)
Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот» День – ночь Сахар – соль Чистота – грязь Зима – лето Потолок – пол узкая – широкая /юбка/ длинное – короткое /платье/ сильный – слабый /спортсмен/ веселая – грустная /девочка/ высокий – низкий /человек/ Смеется – плачет /ребенок/ Лежит – сидит /человек/ Закрыть – открыть /книгу Взлетает – садится /самолет/ Надевает – снимает /свитер/ Итог
|
Беседа
Беседа
|
Воспитатель: Все задания вы выполнили и давайте соберем наше волшебное зеркало.(собирают пазлы) Воспитатель читает послание от Зимы. Спасибо вам, мои юные друзья за вашу смекалку, дружбу и любознательность, благодаря вашей помощи мир и доброта теперь вернулись в наше царство. А со мной и Снежной королевой вы теперь встретитесь только в следующем году. Рефлесксивно-оценочный
А какие задания запомнились вам? Что было трудно выполнять? Зеркало волшебное, Снежное мое. раз, два три четыре пять чудеса твори опять. (Под деревом дети находят мешочек). -Ребята, а это ваш сюрприз!
|
Ход НОД
Настроить детей на работу
Воспитатель: Посмотрите в окно и скажите: какая сегодня погода?
Дети: Пасмурная.
Воспитатель: Какое настроение навевает на человека пасмурная погода?
Дети: Грустное, печальное, тоскливое…
Воспитатель: Что делает человек в таком настроении?
Дети: Скучает, хмурится, иногда плачет…
Воспитатель: Чтобы пасмурное настроение не поселилось у нас в группе, предлагаю вам взяться за руки и поздороваться, называя друг друга ласковыми словами и пожимая руки (выполняют.) Какое у вас теперь настроение? Что вы почувствовали?
Дети: Мы почувствовали тепло рук друзей. Настроение улучшилось.
Воспитатель: И в группе стало светло, радостно, уютно и тепло от ваших улыбок. Как еще можно сказать о хорошем настроении?
Дети: Доброе, веселое, теплое, ласковое, радостное…
Основная часть:
1. Сюрпризный момент
Беседа с детьми.
Воспитатель: Я сегодня в нашей группе обнаружила эту шкатулку. Хотите узнать что в ней находится?
Дети: Да.
Воспитатель находит в шкатулке письмо от зимы.
Письмо: Здравствуйте, друзья! Я Зимушка – Зима, и мне уже пора от вас уходить , уступая место весне. Но Опять в моем царстве Снежная королева проказничает. Разбила мое волшебное зеркало, и осколки разлетелись повсюду. Жители царства в беде, нужна ваша помощь для того, чтобы все помирились и не ссорились нам необходимо собрать все осколки. Если мы выполним задания Снежной королевы, то вернем зеркало обратно.
Слышала вы ловко справляетесь с заданиями? Поможете нам?
Воспитатель: Тогда в путь! Давайте отправимся к нашему 1 заданию на лыжах.
2. Основная часть
Воспитатель:
И наше первое задание (под цифрой 1) «Волшебная снежинка».
Дидактическое упражнение «Волшебная снежинка».
Воспитатель:
Снежинку передаете друг другу, называя какая у нас в России зима - используя "слова признаки" (холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная, лютая, долгая, ветряная, белоснежная, ледяная.).
А какие "слова признаки" мы используем при описании весны ( красивая, зеленая, теплая, мокрая, пахучая, дождливая, опасная.....
Воспитатель: Ребята, вы справились с заданием и вот вам первый осколок зеркала.
Туда мы отправимся на коньках.
А теперь присаживайтесь на стульчики, а мы продолжаем.
Воспитатель: Ищем задание под цифрой 2
Задание №2 (под цифрой 2) Упражнение «Доскажи словечко»
Воспитатель: Внимательно слушайте предложение и дополните его словом по смыслу и постараться запомнить досказанные слова.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (снег)
С неба все скользят пушинки –
Серебристые … (снежинки).
На поля и на лужок
Все снижается … (снежок).
Вот веселье для ребят –
Все сильнее … (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился … (снеговик).
Рядом снежная фигурка –
Это девочка … (снегурка).
На снегу – то посмотри? -
С красной грудкой … (снегири).
Словно в сказке, как во сне,
Землюю всю украсил … (снег).
Воспитатель: Ребята, какие слова вы добавляли?
(Ответы детей)
Воспитатель: На какое слово они все похожи? (снег)
Воспитатель: Давным – давно потеряли люди слово снег, забыли о нём. А слово попало в землю, и появились ростки – слова: Снегурока, снегопад, снежки, снежинки, снеговик, снегирь, снегоход.
Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи, как родные, как родственники (как вы похожи на своих мам и пап) . И назвали люди такие слова родственными.
Воспитатель ещё раз произносит родственные слова, акцентируя их общую звуковую часть, после чего поясняет смысловую общность названных слов.
Воспитатель: эти слова , имеющие общую основу (одинаковое слово) в русском языке называют "родственными словами"
Придумайте и вы родственные слова
сад, рассада, посадки, пересадка, садить, садочек, садик, садовод, садовник, садовый.
Заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата.
Медведь, медведица, медвежонок, медвежата и т. д.
Воспитатель: Молодцы! Я вам отдаю сразу два осколка зеркала.
Физкультминутка:
Игра «Снежки»
- Раз, два, три, четыре (ладонями лепят снежок)
Мы с тобой снежки слепили
Круглый крепкий, очень гладкий (соединяют кончики согнутых пальцев, гладят снежок)
И…совсем, совсем не сладкий (грозят пальцем)
Раз – подбросим, (подбрасывают воображаемый снежок)
Два- поймаем, (приседают, ловят снежок)
Три – уроним и сломаем! (бросают на пол, топчут ногами)
Воспитатель: Отправляемся дальше на снегоходах. включаем мотор и поехали к цифре....
Дети : цифре 3
Задание №3 (под цифрой 3)
Работа по теме "Сиквейн"
Воспитатель: Вот вы и попали в зимний лес. Вам необходимо рассказать о лесных жителях используя "Сиквейн".
Воспитатель:
1.Беседа.
Что такое "Сиквейн"?
Дети : "Сиквейн" - это японский стих, но без рифмы.
На что похож "Сиквейн"?
Дети: На ёлочку.
2.Работа по схеме.
1строка - предмет
2строка - "слова признаки" (2слова)
3строка - "слова - действия"(3слова)
4 строка -Составить предложение из 4х слов.
5 строка - одно обобщающее слово ( Например - животное )
Пример:
1.Лиса.
2. Она рыжая и хитрая.
3. Лиса охотится, кушает и спит.
4. Зимой лиса охотится на зайцев.
5. Лиса - животное (дикое)
Дети выбирают животное , составляют рассказ, помещают каринку на доску.
Воспитатель: Молодцы. Получайте еще один осколок зеркала.
Задание №4 (под цифрой 4) домашнее заданиеКак живут звери зимой?( чтение стихотворений о животных леса).
Воспитатель: Ребята, скоро вы пойдете в школу и вам на дом будут задавать домашнее задание. И я знаю что Э.Н. вас просила с родителями подобрать стихотворения про зимовье зверей. Вот посмотрим как вы с этим справились.
Волк
Волк в лесу голодный рыщет,
Он себе добычу ищет.
Лоси, зайцы – не зевайте,
Поскорее убегайте!
Лиса
У рыжей лисички
в зубах оказаться
и мышки, и птички,
и зайки боятся.
Зайчик.
От лисички и от волка
Убежит зайчишка ловко.
Шубка – белая, как снег
Спрячет зайчика от всех.
Белка.
Шишки белочка грызет,
Семена из них берет,
Отдохнуть идет в дупло,
Там уютно и тепло.
Мышь.
На краю песчаной горки
Мышь зимует в теплой норке.
Запасла овса, пшеницы,
Чтоб зимою прокормиться.
Лось.
Лось не может бегать быстро-
Вязнет он в снегу пушистом.
В чаще леса лось гуляет
И кору там объедает.
Медведь.
Спит в берлоге косолапый
И сосет спокойно лапу-
Не страшны ему метели
Под корнями старой ели.
Барсук.
Шустрый толстый барсучок
В спячку зимнюю залег.
Летом вырыл норку ловко:
Есть и спальня, и кладовка.
Ежик.
Летом ежик наедался,
Ценным жиром запасался.
А зимой в гнезде он спит,
Черным носиком сопит.
Задание №5 (под цифрой 5)
Воспитатель : Научите меня, Снежную Королеву, говорить слова правильно, а то недавно мне даже снеговик сделал замечание что я безграмотная.
Воспитатель: Слушай и запоминай.
Читает слова с разным вариантом ударения. А дети должны выбрать и повторить правильный вариант.
тОрты свЁкла
щавЕль слИвовый
ракУшка столЯр
СтакАны звонИт
шАрфы бАнты
грУшевый
Воспитатель: Я думаю, что Снежная королева нас внимательно слушала и теперь будет употреблять слова правильно.
Получите часть зеркала.
Задание №6 (под цифрой 6)
Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот»
День – ночь
Сахар – соль
Чистота – грязь
Зима – лето
Потолок – пол
узкая – широкая /юбка/
длинное – короткое /платье/
сильный – слабый /спортсмен/
веселая – грустная /девочка/
высокий – низкий /человек/
Смеется – плачет /ребенок/
Лежит – сидит /человек/
Закрыть – открыть /книгу
Взлетает – садится /самолет/
Надевает – снимает /свитер/