Шадрина Надежда Ивановна
воспитатель
МКДОУ "Детский сад "Тополёк"
с. Мильково, Камчатский край
Консультация для педагогов
"Организация педагогического процесса с детьми дошкольного возраста"
Для воспитания личности необходима особая организация педагогического процесса в дошкольном учреждении, подразумевающая прежде всего психологически бережное отношение к личности ребёнка, уважение в нём человека, имеющего право на личную жизнь. Жизнь в детском саду должна быть организована так, чтобы как можно меньше прерывать деятельность детей и мешать ей.
Воспитатель самостоятельно выбирает деятельность детей в зависимости от поставленных им задач, погодных условий, объёма и сложности обучающего материала. Воспитатель сам решает, в каких формах и видах деятельности он будет решать те или иные воспитательно-образовательные задачи. Он обязан продумать стиль и модель обращения с воспитанниками, позаботиться об эмоциональном фоне детской деятельности.
Известно, что отношения детей с воспитателями играют огромную роль в формировании их личности. В речь воспитателя, которую он демонстрирует своим поведением, ребёнок черпает представления о взаимоотношениях людей, образцы норм и правил поведения.
В своих отношениях с детьми воспитатель должен помнить о том, что:
- ребёнок ему ничего не должен; это он должен помочь ребёнку стать более состоятельным и ответственным;
- в каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего добивается ребёнок и почему он это делает, и только с учётом его состояния и интересов требовать от него соблюдения норм и правил;
- запретов и требований не должно быть много – это ведёт к пассивности и низкой самооценке воспитанников;
- тихий, застенчивый ребёнок нуждается в профессиональной помощи воспитателя так же, как и драчун и егоза;
- благоприятная социальная ситуация развития – лучший метод передачи детям нравственных норм и правил. Беседы о нравственности, не подкреплённые защитой детей от психического и физического насилия, - демагогия и опасная практика.
Залог успеха – в использовании ненасильственного управления деятельностью детей и гуманных методов и приёмов воспитания. Например, если у воспитателя возникает необходимость организовать с подгруппой или совместную деятельность всех, это заранее обговаривается, с тем чтобы дети могли учесть намерения взрослого, строя свои планы.
Воспитатель при отборе методов и приёмов взаимодействия с детьми должен помнить следующее.
- Обеспечивать успех во всех делах ребёнка, и особенно в творчестве, через разумную долю помощи – его задача.
- Хвалить надо от души, а верить и доверять безоговорочно.
- Необходимо договариваться, находить общее решение, уступать желаниям.
- Прощать следует искренне.
- А вот сравнивать детей, ставить их друг другу в пример, а так же приказывать, требовать жёстко не следует.
При организации жизни детей целесообразно учитывать задачи развития и воспитания, возраст детей, их интересы, потребности и возможности.
Выбор содержания деятельности должен идти от детей, их желаний и уровня развития. Необходимо учитывать детские идеи, их пожелания и предложения.
Наряду с этим в повседневную жизнь детей важно вносить элементы сюрпризности с тем, чтобы разнообразить её, сделать радостной и интересной; сохранить специфику игры и обучения, одновременно давая простор для реализации позитивных детских замыслов.
Нынешние дети живут в информационно насыщенном, компьютеризированном мире. Их развитие не может не зависеть от этого. И не учитывать данное обстоятельство – значит заведомо создавать тупиковые ситуации в развитии ребёнка. Ведь ещё Л.С. Выготский подчёркивал, что обучение не должно плестись в хвосте развития, оно должно опережать его. Приступая к работе с детьми дошкольного возраста, важно помнить, что обучение не должно разрушать естественность жизни детей для этого необходимо следующее.
- Помните: принудительное обучение чему-либо бесполезно. Обучение надо организовать таким образом, чтобы ребёнок занимался с желанием, был инициативным! Необходимо постоянно поощрять усилия ребёнка и само его стремление узнать что-то новое, научиться новому.
- Знайте: только имея с ребёнком хороший личный контакт, можно его чему-то научить.
- Учитывайте: лучше слышат того, кто тише говорит.
- Помните: у каждого ребёнка свой срок и свой час постижения: "Чего не торопятся добиться, того добиваются наверняка и очень быстро" (Ж.-Ж. Руссо).
- Сравнивайте достижения ребёнка только с его же собственными, но не с достижениями других детей; избегайте отрицательных оценок и личности ребёнка в целом, и результатов его деятельности.
- Обучая детей, учитывайте их индивидуальные особенности. Максимум внимания уделяйте отстающим: с новым материалом их нужно знакомить раньше, чем других детей (они должны опережать, а не догонять группу).
- Средства наглядности должны соответствовать возрасту детей, их возможностям, а так же программным задачам, этапу освоения материала.
- Должны быть созданы условия для использования каждым ребёнком поисковых способов ориентировки: чаще обращайтесь к детям с заданиями – подумать, догадаться.
- При выполнении заданий у ребёнка должна возникнуть потребность в знаниях, в том числе способов решения задач.
- Дети должны научиться точно и связно выражать свои мысли: не нагружайте их обилием терминов – объясните суть понятий. Понимание важнее запоминания!
Из сказанного следует: от того, как воспитывается ребёнок, во многом зависит его будущее, эффективность его дошкольного обучения, а затем и всё последующее формирование всесторонне развитой личности.