Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6224 Познавательно-исследовательский проект "Загадочный мир соли"

Опубликовано 30.11.2020

ГБОУ ШКОЛА №1360 ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ «ИГРУШКА»

 

 

Познавательно-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ЗАГАДОЧНЫЙ МИР СОЛИ»

СКАЧАТЬ (полный материал)

 

 

 

 

Групповой проект воспитанников старшей группы.

Воспитатель:  Лазуренко М.А

                         

 

 

Москва 2020г.

 

Содержание

Стр

Паспорт проекта

3

Актуальность проекта

5

Этапы реализации проекта

6

Список литературы

11

Приложение №1

12

Приложение №2

14

Приложение №3

15

Приложение №4

23

Приложение №5

24

 


 

 

 

Паспорт проекта

Название проекта

«Загадочный мир соли»

Образовательная область

познание;

 интеграция: социально - коммуникативное, физическое, речевое и художественно-эстетическое развитие

Участники

Воспитанники старшей группы, родители, воспитатели

Тип проекта

Познавательно – исследовательский, среднесрочный (3месяца)

Цель проекта

Обогатить знания детей о соли и  её свойствах.

Задачи проекта

Стимулировать познавательный интерес ребёнка:  к разновидностям соли, исследовать свойства соли опытным путём, в группе вырастить кристаллы  соли.  Узнать о значении соли в жизни человека.  Расширить знания детей о происхождении соли,  и ее применении в разных сферах деятельности.  Формировать у детей исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках).  Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое.  Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной  и творческой деятельности.

Способы решения задач

Работа с энциклопедиями по темам: «Откуда берется соль?», «Почему животные любят соль?»

 Придумать и выполнить поделки с использованием соли.  

 Подбор и разучивание стихотворений, пословиц, поговорок о соли.

 Беседы с детьми на темы: «Полезное ископаемое – соль», «Соль- друг, соль- враг», «Способы добычи и использования соли»

 Исследовать свойства соли опытным путем.

 Выяснить какими свойствами обладает соль и ее роль в жизни человека

Изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение

Необходимое оборудование

ПК, мультимедиа проектор, интернет -ресурсы  для поиска информации, наборы для опытно-экспериментальной и художественно-творческой деятельности.

Продукт проекта

Мультимедийный продукт  презентация Power Point. «Загадочный мир соли»  Создание выставки  поделок из соли: совместная деятельность детей и родителей.

 

 
 

Актуальность проекта.

 

 Как то на прогулке мы с ребятами  наблюдали за работой дворника, который чем-то посыпал дорожки в детском саду. Ребята стали интересоваться, что именно делает дворник  и для чего это надо.  И каково было удивление у ребят, когда лед посыпанный дворником стал трещать и таять.  Всех очень заинтересовало, чем же таким загадочным дворник посыпал дорожки детского сада. Ребята стали на перебой стали строить предположения, и кто-то предположил что это соль.  У ребят появилось желание побольше узнать о соли, ее видах и свойствах.  Многие из ребят  имеют некоторые представления об обычной соли. Мы стали рассуждать какая бывает соль : ребята рассказали, что соль бывает разная – крупная и мелкая.  Маша сказала,  что у нее дома есть  гималайская розовая соль. У ребят возник вопрос: А откуда берется соль? Мы   все вместе решили исследовать соль как полезное ископаемое, почему соль незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем, её уникальность и влияние на здоровье человека.

 

Проблема: Соль это – полезное ископаемое, незаменимый продукт питания. Зачем нужна соль, где ее берут и в каких областях используют?   Обо всем об этом мы мало что знаем.

 

Гипотеза:  если мы проведем исследования с солью, изучим познавательную литературу о ней, то мы расширим свои знания о соли, не только как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений и применении в детском творчестве.

 

 

 

Этапы реализации проекта

этапы задачи

задачи

содержание

участники

Подготовительный

1. Создание развивающей предметно пространственной среды. Создание творческой мастерской.

 

2. Подбор информации, наглядно иллюстративного материала, видеоматериала, методической и художественной литературы по теме исследования (справочники, энциклопедия, интернет и т.д.).

 

3. Подбор  игр, дидактического материала по теме проекта.

 

4. Разработка занятий и плана мероприятий по теме проекта.

1. Диагностика детей на выявление первоначальных знаний о соли.

 

2. Создание творческой мастерской.

 

3. Сбор информации о соли и его полезных свойствах.

 

4. Подбор и разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о соли.

 

5.Информированность родителей о предстоящей деятельности.  Беседы с родителями на темы: «Чем полезна соль?»,

«В каких областях  вы используете соль?»

«Для чего нужна соль?»

 

6.Пополнение картотеки стихов и картинок о соли и ее видах.

 

7. Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности

 

8. Сбор материалов для создания коллекции видов соли (пищевая разного помола, морская, техническая).

 

9.Выставка книг, статей о природном ископаемом.

 

Воспитатели дети,

родители

Основной

1. Расширить знания детей о соли и ее свойствах.

 2. Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки.

 3. Способствовать умению работать в коллективе взрослых и сверстников.

 

 

 

 

 

 

1.Беседы на темы: «Добыча соли» «Применение соли в быту и медицине»  - «Как соль приходит на стол» - «Соль вредная или полезная»

 

2. Изучение с детьми познавательной и научной литературы. 

 

3. Волшебная лаборатория проведение опытов и экспериментов. Изучение свойств и качеств соли. «Как соль влияет на рост растений».

 

4. Творческая деятельность: применение соли в рисовании нетрадиционным способом.

- «Рисуем солью!» - - Декорирование солью «Радуга»   

 

5. Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Приготовление обеда», « Кафе» и т.д.

 6. Разучивание пословиц, поговорок, образных выражений про соль. Чтение детям  сказок,  потешек, в которых рассказывается о соли, разучивание стихотворений. Загадывание загадок.

 

7.Беседы по формированию у детей первоначальных представлений о  ценности здорового образа жизни.

 

Воспитатели дети

Заключи тельный

1. Обобщить знания детей по данной теме.

 

2. Воспитывать у детей и их родителей потребность в здоровом образе жизни и положительных эмоциях

1.Мастер – класс «Волшебные рисунки солью»

 

2.Презентация проекта для родителей, детей и сотрудников ДОУ.

Воспитатели

Воспитатели дети,

родители

 

 


 

 

Таблица  информированности детей перед началом проекта и  по окончании проекта.

Что мы знаем о соли?

 

Что хотим узнать?

Что мы узнали?

- Соль - белое кристаллическое вещество с острым, солёным вкусом.

 

- Соль используется при приготовлении пищи.

 

 - Соль растворяется в воде.

 

- Соль бывает разная – крупная и мелкая, цветная.

 

 - Соль бывает морская.

 

 

 - Соль вредная для здоровья человека.

 

- Откуда берут соль

 

 - Как  добывают соль? 

 

- Почему море соленое 

 

- Соль все - таки вредная или полезная?

 

- Где и как соль применяется?

 

-Можно ли обойтись без соли, для чего она нужна?

 

 

 

- Соль добывают в России, в том числе в Алтайском крае, на Урале, Астраханской области.

 

- Соль – полезное ископаемое, которое широко применяется в медицине,

 в промышленности и быту.

 

- Соль необходима для жизни и здоровья человека.

 

- Соль в больших количествах очень вредна, а в малых полезна.

 

 - Соль - пища и приправа, консервант.

 

- При помощи соли можно лечиться и закалять свое здоровье.

 

 - В соленой воде легче плавать,  чем в пресной.

 

- Соль - помощница в хозяйстве.

 

- Соль неблагоприятно влияет на рост и развитие растений.

 

- Соль есть в морях, океанах, соленых озерах, солончаках, а также во всех живых организмах

 

Наша гипотеза: дети, в процессе наблюдений, общения,  исследовательской деятельности, получили первоначальные представления о свойствах соли. Расширились знания о том что, соль - не только важный пищевой продукт, но и интересный материал для проведения опытов, наблюдений применения для творчества.


 

Список литературы:

1.  Н.Е. Веракса, О.Р. Гелимов  «Познавательно Исследовательская деятельность дошкольников»  Мозайка- Синтез 2017 г.

 2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург,  2007 г.

 3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2006 г.

4. Детская энциклопедия «Всё обо всём».

5. Иванова А.И. «Живая экология»  М., 2006 г.

6. Дыбина О. В. «Я узнаю мир», -М-2010г

7. Куликовская И.Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование старшего дошкольного возраста» - М., Педагогическое общество России, 2003

8.Ф. Нессман, Ш. Зетун  « 99 экспериментов». Издательство клевер 2018 г.

9. « 250 опытов и экспериментов».  Издательство АСТ 2019г.

 

 

                    Приложение №1

Удивительные истории о соли

Белое золото земли  Белое золото земли – поваренная соль – с незапамятных времен, является незаменимым спутником человека. Так как без соли жизнь невозможна. Этот ценный природный минерал, обладание которого приносило богатство и власть, долгое время был предметом ссор, раздоров и государственных конфликтов и даже воин. Соль жизненно необходима человеку, как и всем прочим живым существам. Она учувствует в поддержание и регулирование вводного баланса в организме. При хронической нехватки соли в организме возможен смертельный исход. С другой стороны смертельный исход неизбежен и при разовом переедании соли.  До появления консервов, пастеризации и холодильников соль давала возможность сохранить продукты. Поэтому она стала символом долговечности.    Тысячелетие назад соль была на столько дорога, что из-за нее устраивали войны. В частности, в России в 18 веке произошел Соляной бунт, вызванный непомерно высокими ценами на соль. В отдельные исторические периоды соль ценилась на ровне с золотом. Не случайно соле добыча стала одним из самых первых промыслов в Древней Руси.   Сейчас соль является дешевой из всех известный пищевых добавок, если не считать воду. В настоящее время в Украине в городе Соледар Донецкой области существует уникальная возможность посетить настоящую шахту. Эта украинская шахта не опасна для людей. Главное ее отличие от большинства шахт Донбасса в том, что добывают тут… соль. Жителям Украины требовалась соль. Ее получали многие века выпариванием из соленой воды. Но выпаривание соли – дорогостоящее дело, для этого требуется много деревьев. Долгое время ученые думали, как решить эту проблему, а 200 лет тому назад нашли месторождение соли на территории, где сейчас расположен город Соледар. Когда-то миллионы лет назад здесь находилось древнее море, которое по каким-то причинам исчезло, а запасы соли на глубине 300 метров под землей оставались. Для добычи соли здесь была вырыта шахта, которая действует и в настоящее время. Сейчас на месте выработанных рудников проводят экскурсии. Экскурсия начинается с краткой беседы по технике безопасности. Маршрут состоит примерно из 700м, включая обратный путь к стволу шахты. Спуск осуществляется в клети (лифте) на глубину до 300м. Время экскурсии составляет примерно 1,5 - 2 часа. Стены, потолок, фигуры и деревья – здесь все из соли. Вся экскурсия проходит по дну древнего моря. Под землей держится постоянная

13 температура воздуха +15 С; даже летом в шахте во время экскурсии не обойтись без теплой одежды.  На территории России для получения поваренной (пищевой) соли используются следующие способы добычи: шахтный способ; озерный способ; способ добычи из моря; способ выпаривания. Для этого разрабатывают рудники, шахты; строят солепредприятия с использованием техники – солекомбайнов.

 

 

                     Приложение № 2

Использование соли в лечебных целях

Самое известное соленое озеро Алтайского края – Большое Яровое. Люди со всей России приезжают сюда за здоровьем, которое помогает возвращать целебная вода озера, его уникальная лечебная грязь и воздух, пропитанный соляными испарениями. Озеро окружает плоская равнина, на которой практически нет деревьев. Богато озеро целебной рапой (водоросль) и иловой грязью. Соль используется для лечения людей с заболеваниями легких. Лечение солью называется спелеолечение. Есть специальные спелеосанатории, которые находятся в соляной шахте. В Алтайском крае созданы для лечения больных спелеокомнаты, в которых человек дышит специальным микроклиматом соли в течение 30 минут. После такого лечения практически все больные выздоравливают. Конечно, лечение проходит не за один сеанс, а в течение нескольких месяцев.

В лечебных целях используют соляные лампы, которые изготовлены из кристалла каменной соли, созданной природой на протяжении сотен миллионов лет. Компьютеры, телевизоры, радиоприборы, электрообогреватели, микроволновые печи и многое, что вас окружает и без чего вы на мыслите свою жизнь в 21 веке – это те факторы, от которых страдает здоровье человека. Электрический свет нагревает соль, в результате чего соль излучает вещества, которые очищают воздух и нормализует микроклимат в помещениях. Соляная лампа благотворно влияет на здоровье, укрепляет иммунитет и повышает жизненный тон.

 

             Приложение№ 3

Сказка о соли

(Чешская сказка)

 

Жил на свете король: король как король — в золочёном кресле сидел, на голове корона. И было у него три дочери.
Все три красивы, да не одинаковой красой. Старшая пышна, как роза. Средняя горда и стройна, словно лилия. А младшая… Младшую только с фиалкой лесной и сравнишь. С фиалкой, что прячется в траве под листиком, свою красу от всех таит. Не всякий её приметит, а кто разглядит — вовек не забудет, станет она тому милее самых ярких садовых цветов.
Король, ясное дело, всех трёх дочерей любил. Двух старших — королевской любовью, а младшую — отцовской. Как взглянет на неё, так и тает у него сердце в груди, словно воск перед огнём.
Вот однажды гулял король с дочерьми по саду и спросил их:
— Скажите мне, каждая в свой черёд, как вы нас, своего отца, любите.
— Государь, — ответила старшая, — если на одну чашу весов положить мою любовь, а на другую — всё золото, что на свете есть, ни одна не перетянет. Люблю вас, как золото.
— Ну, что ж, — сказал король, — коли золото не перетянет, значит, крепко ты нас любишь.
— Государь, — заговорила средняя, — если собрать в одну груду все драгоценные каменья, блеск их сравнится с сиянием любви к вам в моём сердце. Люблю вас, как драгоценные камни.
— Вижу, дочь, что и ты нас дорого ценишь. А ты, моя маленькая голубка, что ответишь?
Помолчала младшая королевна и так сказала:
— Как соль, я люблю вас, государь мой отец.
Нахмурился король.
— Подумай, дочка, опомнись! Что ты говоришь? Нас, короля, с простой солью равняешь…
Склонила королевна голову и повторила:
— Люблю вас, государь мой отец, как соль. Потому что соль дороже золота и драгоценных каменьев.
Тут король сделался словно грозовая туча, что сейчас загремит громом. Так и случилось: заблестела в королевских очах молния, прогремел гневный голос:
— Вот тебе наше слово! Тогда тебя прощу, когда соль и вправду станет дороже золота и драгоценных камней. А такого никогда не будет! Иди прочь с моих глаз! Видеть тебя не хочу, знать тебя не желаю!
Тихонько заплакала королевна и пошла из сада.
В коморке под лестницей разыскала она бедную служанку, что вечно золу выгребала да кастрюли чистила, и выпросила у неё старое платье. Не хотела, чтобы её по дорогому наряду узнали. Боялась опозорить отца, что родную дочь из дому выгнал.
Ушла королевна из дворца, куда глаза глядят, куда ноги ведут.
А король велел отныне забыть, что была у него когда-то третья дочь, велел никогда её не поминать ни словом, ни помыслом.
Королевский указ — приказ. Если кто и вспоминал о младшей королевне, то втихомолку, от людей таясь.
Скоро сосватал заморский королевич старшую дочь, что была пышна, как роза. И отдал король за ней в приданое почти всё золото из королевских кладовых. Так сказал:
— Любит она нас, словно золото, сама говорила. Пускай же в чужом королевстве ей золото о нас напоминает.
Забрала золото старшая дочь, уехала и думать об отце забыла.
Каждому цветку свой черёд. Не засиделась и средняя дочь, стройная и гордая, как лилия. За ней король дал в приданое почти все драгоценные камни из королевских кладовых.
— Пусть их блеск, — сказал, — напоминает ей о сиянии нашего лица.
Уехала и эта дочь в далёкое царство и до конца своих дней ни разу об отце не вспомнила.
Живёт король один в большом дворце. Нет при нём дочерей…
Да ведь была у него когда-то младшая, любимая дочка. Где она теперь? Что с ней?
А с младшей королевной вот что случилось. Обида и горе гонят её всё дальше и дальше. День идёт, ночь под стогом ночует. На рассвете опять в путь пускается. Так и забрела в густой лес на границе королевства, где ни тропок, ни дорожек нет. Совсем заблудилась, куда идти, не знает.
Вдруг из тёмной пущи, из лесной гущи вышла ей навстречу старушка. Вся сгорбленная, посохом подпирается, за спиной вязанка хвороста. Как ни устала королевна, сняла с её плеч вязанку, на свои плечи перекинула.
— Вижу, вижу, доброе у тебя сердце, девушка, — сказала старушка. — Да нет твоей доброте приюта. Идём ко мне.
Привела королевну в свою избушку. Стали вместе жить. Королевна ей ничего не рассказывает. Старушка девушку ни о чём не спрашивает. А дружно, ладно живут. Всей домашней работе королевна научилась: и очаг топит, и воду носит из ручья, и хлеб в жаркой печи печёт.
Вот однажды полоскала она бельё в озере. Тут послышался топот коня, и выехал из леса молодой охотник. На шапочке перо, в руке лук, у пояса в колчане стрелы, к седлу два зайца приторочены. А на кафтане королевские знаки нашиты.
Увидел охотник девушку, остановил коня. Смотрит, словно зачарованный, глаз с неё не сводит. Острые стрелы в его колчане любую дичь сразят, да сейчас ему не до охоты. Самого пронзила стрела, что острее всех стрел на свете. Любовью та стрела зовётся.
И девичье сердце та стрела пронзила. Зарделись стыдливым румянцем щёки у королевны, подхватила она бельё и бросилась бежать.
Прибежала к старушке, плачет и смеётся, слова не вымолвит.
— Знаю, знаю, — говорит старушка, — он в лесу часто охотится, в озере коня поит.
— Ну, так я больше к озеру не пойду, — отвечает королевна. — Ведь он королевич, а я бедная девушка.
Старушка головой покачала.
— Ничего ты мне не рассказывала, да мне слов и не нужно. Всё я ведаю, все твои тайны мне открыты. И ты, как он, королевского рода. Настанет пора вернуться тебе к отцу. Вернёшься, тогда и королевич твоим будет.
— Нельзя мне! Государь мой отец сказал, что меня дочерью признает, если соль станет дороже золота и драгоценных каменьев.
— Как он сказал, так и исполнится, — старушка ответила.
На следующее утро на ранней зорьке открыла королевна глаза, смотрит — нет старушки, и посоха её нет. Значит, ушла куда-то.
Ждёт, ждёт королевна с утренней зари до вечерней, с вечерней до утренней, да опять до вечера, да опять до утра…
Не раз, не два приезжал королевич на берег озера и к избушке подъезжал. Только пряталась от него королевна. За куст схоронится либо под елью притаится. Он уедет — она слёзы льёт.
А тем временем в королевстве её отца чудные дела твориться стали.
Прибежал к королю повар, докладывает:
— Ваше королевское величество, беда у нас случилась: растаяла вся соль, солить нечем.
— Что за беда! — пожал плечами король. — Соль растаяла — соли чем-нибудь другим.
— Эх, ваше королевское величество, её ничем не заменишь.
— Ну, не соли совсем!
Так и ушёл бедный повар на кухню.
Подали королевский обед. Король попробовал одно блюдо — есть не стал, попробовал второе — в сторону отодвинул. Призвал повара и говорит:
— Где хочешь, соль достань! Хоть купи, хоть отними. Повар отвечает:
— Ах, ваше королевское величество, во всём королевстве соли не осталось.
Делать нечего! День король поголодал, на второй без соли поел, на третий — на еду смотреть не хочет.
Созывает совет. Советуется, где соли раздобыть.
Советники головами качают. Плохи дела в королевстве, люди болеть начали, коровы молока не дают, у овец шерсть повылезла. Сулили за соль золото и драгоценные каменья, да никто не продаёт. Надо бы к морю обозы послать, где солевары соль варят. Да высадились там на берег войска, тьма-тьмущая — соседние короли меж собой войну затеяли. Ни пройти, ни проехать.
Скоро и сам король занемог. И вспомнил он свою младшую дочь.
«Дурень я, старый дурень! — сокрушается. — Ведь младшая дочка меня и впрямь больше всех любила. А я ничего не понял! Да как её вернуть? Где-то она теперь?»
А королевна в лесной избушке тоже одна горюет, об отце вспоминает.
Просыпается как-то утром, видит — вернулась старушка. Хлопочет, что-то в мешочек насыпает.
— Здравствуй, бабушка, — обрадовалась королевна.
Старушка отвечает:
— Здравствуй, моя красавица, и прощай! Иди к отцу. Всё как по писанному, как по сказанному сделалось. Дам я тебе соль в мешочке, дороже она теперь золота и самоцветов. И ещё возьми вот этот прутик. Когда повеет тебе в лицо тёплый ветер, пойдёшь ему навстречу. Пройдёшь три долины, три вершины, ударишь прутиком о землю, и расступится перед тобой земля. Там ты найдёшь своё приданое.
Жалко было королевне со старушкой расставаться. Однако поплакала, попрощалась и пошла.
Шла, шла и пришла ко дворцу своего отца, где она родилась, где выросла. Хотела во дворец войти, а стража её не пускает.
— Иди, — говорят, — прочь, девушка! Король болен, никого видеть не хочет.
Королевна отвечает:
— Несу я королю такой подарок, что его сразу вылечит.
То ли поверила стража, то ли не поверила, а пропустила девушку.
Знакомыми лестницами, знакомыми переходами поднялась девушка в королевскую опочивально и низко поклонилась королю. Хочется ей обнять отца, поцеловать ему руку, да не смеет.
Не узнал отец своей дочери.
— О чём пришла просить, девушка? — спрашивает.
— Прикажите принести кусок хлеба, ваше величество.
Хлопнул в ладони король, приказал принести ломоть хлеба. Взяла девушка хлеб, круто посолила из своего мешочка и поднесла к устам. Король увидел соль, даже затрясся весь.
— Дай и мне кусочек, — просит.
Съел хлеб, круто посоленный, и на ноги вскочил.
— Вот теперь я здоров! До чего же вкусно! Чем тебя отблагодарить, девушка? Чего ты в дар хочешь?
— Хочу вашей любви, государь мой отец! Любите меня, как соль! Больше мне ничего не надо.
Тут король и узнал свою дочь, к груди прижал. Нарадовались они, наговорились.
А уж люди прослышали, что вернулась под отчий кров младшая королевна, да ещё мешочек соли с собой принесла.
Потянулись люди ко дворцу. Королевна никому не отказывает, хоть немножко соли, да даст.
Стал пустеть мешочек. Король чуть не плачет, дочку уговаривает:
— Что ты делаешь, неразумная! Как же мы сами без соли жить будем?!
— Как ваши подданные, так и мы проживём, — отвечает королевна.
Только отдала королевская дочь последнюю щепотку, подул ей в лицо сильный тёплый ветер. Взяла королевна прутик и пошла навстречу ветру за приданым, что старушка сулила.
Прошла три долины, взошла на три вершины и ударила прутиком о землю. С грохотом земля расступилась, скалы раздвинулись, и открылся перед ней ход в пещеру.
Смело королевна туда вступила и тотчас зажмурилась. Блестят и искрятся стены пещеры, чертог за чертогом вглубь уходят. Ни в каком дворце такой красы не увидишь! Дивные травы радугой переливаются, звенят тихонько. Цветы что драгоценные камни сверкают. Озирается королевна и думает: то ли из стекла тут всё, то ли изо льда?
Вдруг слышит голос:
— Не изо льда, не из стекла всё тут, королевна! Это соляное царство. Соль — твоё приданое!
Голос знакомый. Будто старушка с ней в бедной хижине разговаривает. А самой старушки не видать нигде.
— Рада я такому приданому, — вымолвила королевна, — да жаль эту красу рушить.
Отвечает ей старушкин голос:
— Не бойся, королевна, много чертогов в соляном дворце, вновь та краса возродится. Не иссякнет соль в подземном царстве.
Смолк голос. А королевна сняла с головы платок, набрала в него соли и домой пустилась за три вершины, через три долины. Кого ни встретит, делится доброй вестью, рассказывает, как пройти к соляной пещере.
Ох, как обрадовался король! Позвал повара и велел закатить пир, какого никто не видывал.
Уж каких только яств повар не наготовил — и жареное, и пареное, и печёное, и варёное! Только на радостях пересолил малость все блюда, но гости не жаловались, каждый ел, сколько мог, да похваливал.
Гостей съехалось превеликое множество. И среди них — кто бы вы думали?! — тот самый молодой охотник, королевич из соседнего королевства.
Опустила королевна ресницы, из-под ресниц лишь на него и глядит. А он, как увидел королевну, словно окаменел. Весь вечер храбрости набирался и, когда начались танцы, подошёл к ней сказал:
— Не бывает такой красоты дважды. А я поклясться готов, что не во сне вас в первый раз увидел. Откройте мне эту загадку, королевна.
Королевна лукаво усмехнулась.
— И я молодого охотника у озера не во сне видела!
Дальше и рассказывать нечего. Это про беды да горе долог рассказ. А про счастье что долго говорить! Счастье — оно счастье и есть. Всякому понятно.
Вышла королевна замуж за королевича, как старушка обещала.
Отшумела свадьба. Говорит королевна молодому мужу:
— Надо старушку навестить, что мне второй матерью стала. Если б не она, не встретились бы мы с тобой.
Поехали в дальний лес. Королевна хорошо дорогу знала, да не нашла лесной избушки. Вдоль и поперёк весь лес обыскали — и следа избушки нет. И старушка куда-то пропала.
Верно, сделала волшебница своё доброе дело и навсегда ушла из этого леса.

 

 

Приложение №4

Пословицы, поговорки, афоризмы.

  1. Без соли не вкусно, без хлеба не сытно. 
  2. Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой. 
  3. Без соли, без хлеба худо беседа. 
  4. Соли не жалей, тай и есть веселей. 
  5. Спасибо тому, кто поит и кормит, и в двое тому, кто хлеб-соль помнит. 
  6. Пуд соли вместе съесть. 
  7. Без хлеба не сытно, без соли не сладко. 
  8. Речь без пословицы, все равно, что еда без соли. 
  9. От хлеба-соли и царь не отказывается. 

10.Недосол на столе, пересол на спине.

11. За хлебом-солью каждая шутка хороша.

  1. Щепотка соли делает сахар слаще. 

13.Без хлеба, без соли ни кто не обедает.

14. Без хлеба, без соли худая беседа. 

15.Хлеб-соль платежом красна. 

16.Хлеб-соль – заемное дело.

17. Хлеб да соль и обед пошел. 

18.Так, солона, что в пот бросает. 

19.От хлеба-соли не отказываются. 

20.После хлеба-соли 7 часов отдыхать.

21. От пресной еды и бары хворают.

 

Загадки

  1. Без нее, ребята, повар просто как без рук, И становится вся пища не съедобной вдруг! Если в ранку попадет – испытаешь боль. Вы, конечно, догадались сразу. Это…(соль)
  2. От воды родился, А воды боится (соль).
  3. Меня одну не едят, А без меня мало едят (соль).
  4. В земле родится, На солнце вырастает, В воде умирает (соль).
  5. В земле родился, В огне крестился, На воду пал – Весь пропал (соль).