Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6675 Консультация для родителей "Движение пальцев и становление речи".

Опубликовано 01.10.2021

Пономарёва Татьяна Михайловна
МДОУ общеразвивающего вида детский сад "Лесная полянка" №13 п. Радищев
воспитатель


Консультация для родителей "Движение пальцев и становление речи".

 

      Движение  пальцев  рук  исторически,  в  ходе  развития  человечества оказались  тесно  связанными  с  речевой  функцией.                                               

Первой  формой  общения  первобытных  людей  были  жесты;  особенно велика  здесь  была  роль руки – она  дала  возможность  путем  указывающих,  очерчивающих,  оборонительных,  угрожающих  и  других  движений  развить  тот  первичный  язык,  с  помощью  которого  люди  объяснялись. Позднее  жесты  стали  сочетаться  с  возгласами,  выкриками.      Прошли  тысячелетия,  пока  развилась  словесная  речь.                                  

Большое  стимулирующее  влияние  функции  руки  отмечают  все  специалисты, изучающие  деятельность  детского  мозга,  психику  детей.  Выдающийся  русский  просветитель  Н.И.Новиков  еще  в  1782 году  утверждал,  что «натуральное  побуждение  к  действованию  над  вещами»  у детей  есть основное  средство  не  только  для  получения  знаний  об  этих  вещах,  но и  для  всего  их  умственного  развития.                                           

  О  том, что  движения  пальцев  тесно связаны  с  речью, было  известно  давно. Талантливые  люди  из  народа  бессознательно  понимали  это. Играя  с  маленькими,  еще  не говорящими  детьми,  сопровождали  слова  песни,  игры  движениями  пальцев  ребенка,  отсюда  появились  известные  всем  «Ладушки»,  «Сорока – ворона»…                                                                         

И.И. Павлов  внес  большую  ясность  в  этот  вопрос.  Он  придавал  тактильным  ощущениям  большое  значение,  ибо  они  несут  в  речевой  центр,  в  его  двигательную  часть, дополнительную  энергию, способствующую  его  формированию. Чем  совершеннее  кора  мозга,  тем  совершеннее  речь,  а  значит  и  мышление.                                                               

В  коре  головного  мозга  речевая  область  расположена  совсем  рядом  с  двигательной. Она  является, собственно,  ее  частью. Физиологические  исследования  говорят  о  том,  что  речевая  область  формируется  под  влиянием  импульсов, поступающих  от  пальцев  рук. Сначала  развиваются  тонкие  движения  пальцев  рук,  затем  появляется  артикуляция  слогов;  все   последующее  совершенствование  речевых  реакций  стоит  в  прямой  зависимости  от  степени  тренировки  движений  пальцев.                                   

На  протяжении  всего  раннего  детства  четко выступает  эта  зависимость – по  мере  совершенствования  мелкой  моторики  идет  развитие  речевой  функции. Функции  руки  и  речь  развиваются  параллельно. Речевые  области  формируются  под влиянием  импульсов, поступающих  от  пальцев рук.                                                          

 Естественно, что  этот  факт  должен  использоваться  в  работе  с  детьми  и тогда,  когда  развитие  речи  происходит  своевременно,  и  особенно  в  том случае, когда  имеется  отставание, задержка  развития  моторной  речи  детей.                                                                                                                              

 Совершенствование  мелкой  моторики  -  это  совершенствование  речи.