Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6689 Проект "Создание условий для формирования сенсорного опыта для раннего возраста"

Опубликовано 13.10.2021

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 138» ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА

 ГОРОДА ИЖЕВСКА

 

 

«138-ТИ НОМЕРО НЫЛПИ САД» ШКОЛАОЗЬ ДЫШЕТОНЪЯ   МУНИЦИПАЛ КОНЬДЭТЭН ВОЗИСЬКИСЬ УЖЪЮРТ

ИЖ КАР ПЕРВОМАЙ ЁРОС

 

 

426063, г. Ижевск, ул. Воровского ,130а   тел. 63-63-73, det.sad138@yandex.ru

 

 

Проект по теме:

"Создание условий для формирования сенсорного опыта

детей раннего возраста"

СКАЧАТЬ (полный материал)

 

 

Выполнил(а):

Доронина Татьяна Николаевна

Воспитатель

МБДОУ№138

 


 

 

Ижевск 2021

Содержание

Введение........................................................................................................3-5 стр.

Глава 1. Теоретические основы сенсорного воспитания детей раннего возраста

1.1. Содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста.........6-10 стр.

1.2. Средства сенсорного воспитания детей..........................................11-17 стр.

Глава 2. Создание условий для формирования сенсорного опыта детей раннего возраста......................................................................................................18-27 стр.

Глава 3. План мероприятий по созданию условий для формирования сенсорного опыта детей раннего возраста.............................................28-29 стр.

Заключение................................................................................................30-31 стр.

Список использованной литературы......................................................32-34 стр.

Приложение...............................................................................................35-44 стр.

 

 

Введение

       Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от уровня сформированное сенсорных процессов, то есть того, насколько верно ребенок воспринимает окружающий мир. Важнейшими процессами при этом являются: достаточная точность и тонкость восприятия сенсорной информации, хорошая сенсорная координация и двигательная ловкость, способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий, достаточное развитие мелкой моторики руки, достаточно развитого фонематического слуха и т.д. В результате недостаточно точного и гибкого восприятия возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой. Но дело даже не в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка.

       Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. Жизнь современного человека, его деятельность требует хорошо развитой способности восприятия, во многих случаях быстрой реакции на впечатления, ответа действием на получаемую информацию. Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, и ее нужно развивать у ребенка.

       Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги Ф. Фребель, М. Монтессори, А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина и др. считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент когнитивного развития, с другой, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в разных видах деятельности и адаптации его в социуме.

       Отечественные психологи Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер и др. утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенные, характерные признаки и свойства.

       Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Ранний возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для развития сенсорных способностей, сенсорного восприятия, сенсорных эталонов, сенсорной культуры. Это самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно формирование умственных способностей ребёнка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплению представлений в окружающем мире, распознания сенсорных способностей малыша.

Следовательно, каждый здоровый ребёнок может в своём развитии подняться на самые большие высоты. Результаты исследований Д. Б Эльконина, А. В. Запорожца показывают, что успешно овладевают сенсорными способностями те дети, которые начинают развивать их, с помощью взрослых, ещё с раннего возраста. По мнению Э. Г. Пилюгиной, развиваются только те сенсорные способности, для формирования которых созданы наилучшие педагогические условия.

По мнению Э. Г. Пилюгиной, чем благоприятнее педагогические условия, чем разнообразнее дела, которыми ребенок может заниматься, тем успешнее и разностороннее идёт познание окружающего мира.

Цель: Создание благоприятных условий для формирования сенсорного опыта детей раннего возраста.

Задачи:

  • Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам  формирования сенсорного опыта детей раннего возраста;
  • Раскрыть сущность понятий "сенсорное воспитание", "сенсорное развитие", "сенсорные эталоны".
  • Определить возможность использования дидактических игр в процессе ознакомления с сенсорными эталонами детей раннего возраста.
  • Разработать план мероприятий по созданию условий для формирования сенсорного опыта детей раннего возраста.
  • Представить подборку дидактических игр, направленных на формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста.             

 

 

Глава 1. "Теоретические аспекты сенсорного воспитания детей раннего возраста"

1.1."Содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста"

Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод. Профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст "Золотой порой" сенсорного воспитания.

       Сенсорное воспитание ребенка первых трех лет жизни имеет своей целью обеспечение нормального развития функций анализаторов и формирование восприятия предметов - чувственного познания отдельных свойств (формы, величины, положения в пространстве, звучали и т.д.) как признаков предметов, определяющих возможность и характер выполнения с этими предметами элементарных действий - хватания и манипулирования.

       Основным условием правильного воспитание ребенка раннего возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира, в котором существует младенец (Л.А. Венгер, Ш.А. Абдуллаева, Э.Г. Пилюгига, Н.П. Сакулина и др.). Для выполнения этого условия необходимо: соответствующее оборудование помещения и особенно окружающего ребенка пространства, постоянное общение взрослого с ребенком, систематическое проведение специальных занятий.

       Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Исследования методистов выявили наиболее оптимальный путь овладения правильным выполнением действий - от практических проб к выполнению действий при помощи зрительного соотнесения. Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни (С.Л. Новоселова, Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина и др.). Кроме того, развитие восприятия пронизывает все стороны детской деятельности: развитие движений, игровую деятельность, речевое общение, музыкальное воспитание, изобразительную деятельность и служит важнейшей предпосылкой для их дальнейшего развития.

       При определении содержания сенсорного воспитания исходят из развитых форм общественно полезной деятельности взрослых. При этом необходимо определить, какую роль играют в них процессы восприятия; какие стороны действительности с их помощью воспринимаются; какими способами эти процессы осуществляются и т.д.

       Установив совокупное сенсорных знаний и умений, которыми ребенок должен овладеть, выясняют какие из них могут быть усвоены в данном возрасте и при каких условиях, то есть при каких педагогических воздействиях и при какой организации детской деятельности.

       Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка.

       Также был выявлен тот факт, что уровень ориентирования детей на внешние свойства объектов зависит от характера деятельности, в которую оказывается включенным объект в момент обследования, а не от объективных особенностей объекта. Кроме того, ориентировочно-исследовательская деятельность детей разного возраста изменяется в зависимости от соответствия применяемых способов оперирования особенностям взятых для анализа предметов и от степени совершенства применяемого способа оперирования (В.П.Зинченко).

       Современные программно-методические руководства уделяют значительное внимание проблеме сенсорного воспитания. Для детей раннего возраста предусмотрены специально организованные занятия по сенсорному воспитанию. Первоначально эта работа предполагает накопление сенсорных представлений и предусматривает создание окружающей ребенка среды (речевые и неречевые звуки, разнообразные и в достаточном количестве зрительные впечатления) и специальные занятия по сенсорному воспитанию (на первом году жизни). В дальнейшем проводят занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки, дидактические столики, втулки и пр.). Дальнейшее сенсорное развитие осуществляется в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию, в процессе повседневной жизни.

       В настоящее время в области психологии детского восприятия существует мнение, что среди многочисленных задач сенсорного воспитания важнейшими являются:

- создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире;

- формированию обобщенных способов обследования предметов, их свойств и отношений; усвоению необходимой сенсорной базы;

- своевременное и правильное соединение опыта со словом;

- формирование плана представлений (Гаврилушкина О.П., Катаева А.А., Соколова Н.Д., Стребелева Е.А. и др.)

       Сенсорное воспитание осуществляется в ходе формирования основных видов детской деятельности, которые свойственны детям как с нормальным, так и с аномальным развитием – предметной, игровой, изобразительной (О.П. Гаврилушкина, А.А.Катаева, Е.А. Стребелева и др.).

       В ходе специально организованных занятий проходит обучение детей раннего возраста выделению свойств и отношений предметов на основе усвоения ими перцептивных действий и сенсорных эталонов. Так, в ходе обучения конструктивной деятельности детей раннего возраста О.П. Гаврилушкина выдвигает задачу овладения способами и действиями восприятия.

       Программой воспитания и обучения детей раннего возраста предусмотрены специальные упражнения, направленные на формирование умения различать, сопоставлять, выделять, группировать предметы и элементов строительных наборов по форме, величине, расположению . Особое внимание рекомендуется уделить обучению обследовать предмет, анализировать его, предвидеть будущий результат действия с ним. Эти умения являются необходимым условием формирования ориентировочной фазы деятельности и во многом определяют успешность выполнения поставленной задачи.

       В процессе формирования изобразительной деятельности детей раннего возраста в подготовительном периоде обучения предлагается использовать специальные дидактические игры, направленные на упражнение детей в восприятии различных свойств предметов, а также игры по развитию зрительно-двигательной координации. В процессе проведения занятий по предметному рисованию и лепке с натуры детей учат специальному рассматриванию, наблюдению, в ходе которого происходит восприятие свойств предмета. Особое место в работе занимает обучение обследованию, включающее в себя: целостное восприятие предмета; выделение основных частей; анализ формы, цвета, расположения и относительной величины частей; повторное целостное восприятие предмета. Правильность восприятия формы предмета обеспечивается проведением индивидуальной работы по формированию моделирующих движений (обводка предметов по контуру перед рисованием, ощупывание перед лепкой) на занятиях учителя-дефектолога (О.П. Гаврилушкина).

Сенсорное развитие - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

       В качестве важного условия развития сенсорной сферы выдвигается необходимость использования всех доступных ребенку способов передачи сенсорного опыта, подбор программных задач в соответствии с требованиями сенсорного развития, вне зависимости от уровня речевого развития ребенка; повседневное оформление и закрепление собственного речевого опыта ребенка в слове, создание образов представлений, которые могут быть актуализированы по слову. В систему сенсорного воспитания должна включаться специальная работа по овладению всеми способами усвоения сенсорного опыта – пониманием жестовой инструкции, подражанием, анализом образца, самостоятельным анализом задачи, действие по словесной инструкции или по словесному описанию.

       Анализ сложившейся практики показывает, что внедрение системы сенсорного воспитания в практику работы специальных детских дошкольных учреждений позволило педагогам организовать систематическое целенаправленное воздействие на развитие сенсорной сферы детей, а в конечном счете сделать более эффективным обучение рисованию, конструированию и другим видам детской деятельности.

       Обобщение опыта практической работы в этой области привело к созданию ряда программ сенсорного развития.

       Представляет интерес система дидактических и обучающих игр, предложенная М.Б. Медведевой и Т.П. Бабич. Данная система ставит своей целью развить «целенаправленное восприятие цвета, формы и величины, предметные представления, ориентировку в пространстве, зрительное внимание, аналитико-синтетическую деятельность...» и представляет собой достаточно четкую и обоснованную последовательность работы. Так, формирование представлений о величине предметов авторы предлагают проводить следующим образом: соотнесение предметов по величине, по общему объему (матрешки, пирамидки); словесное обозначение предметов по величине: покажи длинную, короткую дорожку; раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания; локализация величины; развитие глазомера; чувство ритма; игры и упражнения на развитие зрительного внимания.

    

  По мнению исследователей, одним из важнейших подходов к определению социально-трудового прогноза является способность к пространственной, временной и сенсорной ориентировке (Н.Ф. Дементьева, Н.М. Доценко, Э.В. Устинова). Вследствие этого во все существующие программы и методические рекомендации, касающихся работы с детьми включены задачи развития сенсорно-перцептивной сферы. Рекомендовано проводить работу по сенсорному воспитанию в процессе развития предметно-практической (Г.В. Цикото), изобразительной (А.А. Еремина), игровой (А.Р. Маллер) и элементарной трудовой деятельности. Основной формой работы в этом направлении является упражнение и дидактическая игра.

В заключение теоретического анализа можно сделать следующие выводы:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме сенсорно-перцептивного развития и сенсорного воспитания детей раннего возраста показывает, что в настоящее время восприятие рассматривается как особая деятельность, имеющая в структуре мотивационно-личностный и операционально-технический компонент.

2. У детей раннего возраста   имеются органические предпосылки сенсорного развития в виде природных анатомо-физиологических особенностей анализаторных систем. Однако установлено, что этих предпосылок недостаточно для самостоятельного первоначального освоения ребенком человеческого опыта.

3. Развитие восприятия осуществляется в процессе  сенсорного  воспитания понимаемого в широком педагогическом смысле - как целенаправленного процесса, который осуществляется под руководством педагога и включает в себя все виды учебных занятий и специально проводимой воспитательной работы.