Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6693 Открытое занятие по развитию речи: «Занимательные игры по изучению правил дорожного движения»

Опубликовано 14.10.2021

 

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«Занимательные игры по изучению

правил дорожного движения».

 

 

Воспитатель

МКДОУ д/с №1

 Муртузалиева Р.М.


 

Кизляр 21г.

 

 

Цель : способствовать расширению практических приемов работы воспитателя в процессе обучения воспитанников с правилами дорожного движения.

Задачи:

1. Активизация пропагандистской деятельности среди педагогов ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.

2. Оптимизировать знания педагогов о правилах дорожного движения детей дошкольного возраста для полноценного развития личности.

3. Побудить педагогов  задуматься о том, что соблюдение ПДД – самое главное для сохранения жизни и здоровья детей.

Ожидаемые результаты:

Появление интереса у педагогов к проблемам.

Педагоги ознакомлены с правилами дорожного движения, которые должен знать ребенок.

У педагогов сформированы четкие представления о том, что должны знать дети о правилах дорожного движения.

Педагоги  сами и их дети соблюдают правила дорожного движения.

 

Информационно - техническое обеспечение: наглядная информация (папки- передвижки, наглядные материалы, уголок правил дорожного движения). Дидактические игры по изучению правил дорожного движения («Юный пешеход», «ПДД для малышей», «Сигналы светофора», «Светофор», «Домино-Дорога»).

 

Материалы и оборудование:

Зал, столы и стулья по количеству взрослых участников, муляж города, светофоры с разными горящими цветами, пешеходные переходы, пешеходы муляжи или игрушки.

 

Вступительное слово

Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра-это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций. Игра-это «путь детей к познанию мира , в котором они живут и который они призваны изменить» (М. Горький)

С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. В изучении ПДД особенно важным является приобретение детьми в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.

Игра является основным видом активности дошкольника , в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.

Поэтому, важнейшей задачей является : создание единых подходов к разработке и организации дидактических игр для детей дошкольного возраста ; создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в учебно- воспитательный процесс обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах в дошкольных учреждениях .

Сегодня мы, уважаемые педагоги, немного поиграем в игры, которыми Вы можете использовать для обучения дошкольников правилам дорожной безопасности. Но для начала, давайте обсудим некоторые моменты ПДД.

Вопросы к педагогам:

- Как вы считаете ,кто виноват в дорожно - транспортных происшествиях с участием детей?

- Почему травмы чаще всего случаются по вине взрослых?

- Почему дети не соблюдают правила дорожного движения?

- Как должны вести себя взрослые по отношению к ребенку, который гуляет рядом с проезжей частью один?

 

Давайте все вместе  вспомним права и обязанности пешехода.

 

Пешеход имеет право:

 

- передвигаться по дорогам в соответствии с настоящими правилами;

- на преимущественное пересечение проезжей части дороги по нерегулируемому пешеходному переходу, а также по регулируемому пешеходному переходу при разрешающем сигнале регулировщика или светофора.

 

Пешеход обязан:

 

- двигаться по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии — по обочине. В случае отсутствия указанных элементов дороги или невозможности движения пешеходов по ним допускается движение пешехода по краю ее проезжей части навстречу движению транспортных средств;

- при движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами), световозвращающие характеристики данных элементов устанавливаются техническими нормативными правовыми актами;

- переходить (пересекать) проезжую часть дороги по подземному, надземному пешеходным переходам, а при их отсутствии, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен,

 — по наземному пешеходному переходу (при отсутствии наземного пешеходного перехода — на перекрестке по линии тротуаров или обочин;

- при отсутствии в пределах видимости пешехода подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка переходить (пересекать) проезжую часть дороги по кратчайшей траектории на участке, где дорога хорошо просматривается в обе стороны, убедившись, что выход на проезжую

часть дороги безопасен и своими действиями пешеход не создаст препятствия для движения транспортных средств;

- при пересечении проезжей части дороги вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка в темное время суток пешеходу рекомендуется обозначить себя световозвращающим элементом.

Пешеходу запрещается:

- двигаться по краю проезжей части дороги при наличии тротуара,

пешеходной или велосипедной дорожки, обочины, по которым возможно движение пешеходов;

- задерживаться и останавливаться на проезжей части дороги, в том числе на линии горизонтальной дорожной разметки, разделяющей встречные и попутные потоки транспортных средств, за исключением остановки на островках безопасности;

- переходить (пересекать) проезжую часть вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов на участке дороги:

- с разделительной зоной, разделительной полосой;

- с общим числом полос движения шесть и более;

- где установлены дорожные ограждения;

- выходить на проезжую часть дороги из-за стоящего транспортного средства или иного объекта, ограничивающего обзорность дороги, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств;

- при приближении транспортного средства с включенными маячками синего или синего и красного цветов пешеходу запрещается переходить (пересекать) проезжую часть дороги, а пешеход, находящийся на проезжей части дороги, должен покинуть ее, соблюдая меры предосторожности.

 

Игра «Составь дорожный знак» .

 

Для того, чтобы у воспитанников ДОУ формировались знания и понимания дорожной ситуации, необходимо элементарное знание дорожных знаков. Дети любят собирать разрезные картинки, пазлы. Попробуем и мы сейчас собрать знаки из частей (воспитателям предлагаются несколько частей, из которых нужно составить знак дорожный).

 

Игра «Пешеход»

 

Перед Вами макет квартала города (на макете расставлены дома, здания, обозначена дорога , светофоры с разными сигналами). Пешеходов нужно расставить на дороге там, где, по вашему мнению, они могут перейти дорогу. (При расстановке кукол-пешеходов нужно ориентироваться на знак «пешеходный переход» и на зеленый сигнал светофора для пешеходов).

 

Дети интересуются и улицей, и дорогой, и, конечно же, транспортом, особенно мальчишки. В организации деятельности по изучению правил дорожного движения необходимо знакомить с различным видом транспорта. Это поможет расширить представление об окружающем мире и сформировать правильное отношение к дорожной ситуации. На улице не «дорожки» , а «дороги» , и по ним мчатся «не машинки» , а «машины» , и у них не «колесики» , а «колеса» , под которыми каждый год гибнут сотни детей.

 

Работа с раскрасками «Транспорт» , вырезывание транспорта из журналов и составление коллажей и плакатов, листовок и т. д. поможет ребенку осознать всю серьезность движущегося потока тяжелых грузовиков, скоростных автомобилей, автобусов, трамваев в больших городах, не умеющих объезжать пешеходов.

 

Вспомните и назовите, пожалуйста, приемы, методы работы по ознакомлению дошкольников разного возраста с транспортом. (Ответы) .

 

Так же можно использовать викторины :

Делимся на команды, на каждый правильный ответ дается фишка. Чья команда соберет больше фишек, та и победила.

«Веселое автолюбители» - нужно назвать виды транспорта, на которых путешествовали сказочные герои.

 

1) На чем ехал Емеля к царю во дворец (печка)

2) Любимый вид транспорта кота Леопольда? (велосипед)

3) Чем смазывал моторчик Карлсон? (вареньем)

4) Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину?(велосипед)

5) Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (карету)

6) На чем летал Алладин? (ковер-самолет)

7) На чем катался Кай из сказки снежная королева? (санки)

8) Личный транспорт Бабы Яги? (ступа) .

 

Жури подсчитывает очки.

2 задание. «Умники и умницы» .

 

Каждая команда отвечает поочередно на вопросы :

 

1) Как называют людей идущих по улице? (пешеходы)

2) По какой части улицы должны ходить пешеходы? (тротуар)

3) По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы? (по правой)

4) В каком месте нужно переходить дорогу? (на пешеходных переходах)

5) С кем детям дошкольного возраста можно переходить дорогу? (со взрослыми)

6) Где можно играть детям? (во дворе на игровой площадке)

7) Почему нельзя играть на дороге? (что бы не сбили машины) .

8) Пpo кого или что говорят - главный командир на дороге? (светофор)

9) Какие помощники есть у водителей и пешеходов? (дорожные знаки)

10) Где ожидают пассажиры автобус? (остановка)

11) С какой стороны нужно обходить автобус? (сзади)

12) Дом для автомобилей? (гараж)

13) Место посадки и высадки пассажиров? (остановка)

14) Безбилетный пассажир (кто не платит за проезд)

 

3. задание : загадки

 

1. Тихо ехать нас обяжет

Поворот вблизи покажет

И напомнит, что и как.

Вам в пути. (дорожный знак)

 

2. Дом на рельсах тут и тут

Всех уличит он в пять минут

Ты садись и не зевай, отправляется. (трамвай)

 

3. Что за зебра на дороге?

Все стоят, разинув рот.

Ждут, когда мигнет зеленый,

Значит это. (переход)

 

4. Пьет бензин, как молоко,

может бегать далеко.

Возит грузы и людей, ты знаком, конечно, с ней.

Обувь носит из резины, называется. (машина)

 

5. Объяснить надо запросто

будь ты юн или стар

проезжая часть - для транспорта,

для тебя. (тротуар)

 

6. Я знаток дорожных правил,

Я машину здесь поставил :

На стоянке у ограды

Отдыхать ей тоже надо (место стоянки) .

 

7. Шли из сада мы домой

Видим знак на мостовой

Круг, в нутрии велосипед

Ничего другого нет. (велодорожка)

 

8. Подошли мы к мостовой

Знак висит над головой

человек шагает смело

По полоскам черно-белым. (пешеходный переход)

 

9. Я хочу спросить про знак,

Нарисован он вот так :

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда-то. (осторожно дети) .

 

10. В треугольнике ребята,

Человек стоит с лопатой,

Что-то роет, строит что-то

Здесь. .(дорожные работы)

 

11. Что за знак дорожный :

красный крест на белом?

Днем и ночью можно

Обращаться смело!

Врач повяжет голову

Белою косынкою

И окажет первую

Помощь медицинскую. (Пункт медпомощи)

 

Физминутка «По сигналу светофора».

 

Ведущий предлагает воспитателям встать , немного размяться. На полу размещены кружки красного, желтого и зеленого цвета. Ведущий загадывает загадки про сигналы светофора. Нужно быстро сориентироваться и встать к кружку нужного цвета.

 

- Какой цвет нам говорит «Проходите, путь открыт!» ?(зеленый)

 

Но смотри-ка, кто такой

Нам велит «Шагать постой!» ?(желтый)

 

И сигнал «Путь опасный!»

Стой и жди, пока я?(красный)

Будь, малыш, всегда смышленый и шагай на свет?(зеленый)

Не спеши скорей бежать, предлагаю подождать…(желтый)

Решение проблемных ситуаций.

Воспитатель: сейчас мы с вами оценим несколько ситуаций на тему: «Поведение детей и взрослых на улице».

 

Воспитатель предлагает высказать свое мнение по поводу различных ситуаций, проанализировать их .

1 )Мама выходит с сыном из детского сада, перед ними проезжая часть дороги,тротуара нет. Мальчик бежит, впереди нее, где попало. Мама не реагирует на это.

Вопрос. Как надо поступить маме?

 

2) Мама с сыном идет по улице. На противоположной стороне мальчик видит папу и «бросается» к нему через дорогу.

Вопрос. Как надо было поступить маме?

- Какой транспорт ездит по улицам нашего города?

- Где должен двигаться пешеход по загородной дороге?

- Почему опасно перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

- Для чего служит светофор, какие сигналы он подает?

- Как нужно переходить улицу после выхода из транспорта?

- Что называется пешеходным переходом?

- Как и где нужно переходить улицу?

- Кто называется пассажиром?

- Какие виды пассажирского транспорта вы знаете?

- Что означает желтый сигнал светофора?

- В какой последовательности располагаются световые сигналы светофора?

- Что должны делать родители для перевозки детей в автомобиле?

 

 

Вывод.

Воспитатель: Формировать у детей навыков безопасного поведения через:

Ответы педагогов: личный пример, пример родителей.

 

 Помните, если Вы нарушаете Правила, Ваш ребенок

будет поступать так же!

Помните, что вы ответственны за жизнь и здоровья детей. Автоматизируйте навыки при переходе проезжей части.

 У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях.

Покажите!Объясните!Что машину нужно замечать издалека, что она движется с разной скоростью, что у нее есть специальные маячки, по которым можно определить направления движения машины. Научите его всматриваться вдаль.

В заключении нашей встречи я хочу  поблагодарить всех за активное участие в семинаре и хочется надеяться, что все это сегодня было не зря. Здоровья всем!

 

 

Литература :

1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. ОБЖ :

2. Добрякова В. А. и др. Три сигнала светофора : Дидактические игры , сценарии вечеров досуга. М., 1989.

3. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / под ред . Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. – М.: Творческий Центр «Сфера» , 2005.

4. Грёзина, О. Ю., Пятаева, С. А. Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного движения. – Волгоград Перемена, 1998.

5. Степаненкова, Э. Я., Филенко, М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. – М.: Просвещение, 1979.

6. Я дружу со светофором : познавательно -игровой материал для детей 3–5 лет. – М.: Ансел-М, 1995.