Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6700 Проект: «Муса Джалиль»

Опубликовано 18.10.2021

“Поэт- герой – Муса Джалиль” проект для подготовительной группы

СКАЧАТЬ (полный материал)

 

Миронова Гулия Ринатовна  –   воспитатель I квалификационной категории

МАДОУ №184 Московского района г. Казани

 

Тип проекта:

-        обучающий

-        информационный

-        игровой

 

Продолжительность:

- краткосрочный.

 

Участники проекта:

Воспитатели, музыкальный руководитель, родители, дети подготовительной группы (6-7 лет).

 

Реализация проекта:  ноябрь – декабрь

 

Цель: приобщение дошкольников к национальной культуре, жизнедеятельности и творчеству героя-поэта  Мусы Джалиля;  воспитание у детей патриотических чувств, чувства гордости за подвиг нашего народа  в Великой Отечественной Войне.

Задачи:

  1. Расширение знания детей о поэте Мусе Джалиле.
  2. Развитие речь и словарный запас детей, посредством ознакомления их с произведениями Мусы Джалиля, беседы  о войне.
  3. Чтение стихов поэта, слушание песен к его стихам.
  4. Заучивание стихов наизусть, развивать память.
  5. Привитие интереса  к  творчеству и книгам Мусы Джалиля.
  6. Воспитание патриотических чуств к Родине, родному городу, гордость за героев Великой Отечественной Войны.
  7. Привлечение родителей к совместной деятельности.

 

 

 

 

Актуальность проекта:

 

       Не стоит скрывать тот печальный факт, что не то что дети, даже их родители смутно знают великих татарских поэтов и писателей. Человечество почти перестало читать художественную литературу. В силах ли мы, воспитатели, педагоги исправить это? Думаю, да. Если ребёнка с малых лет подружить с книгой, научить беречь её, читать, восхищятся написанным – неужели он становясь взрослым забросить это увлекательное занятие? Считаю, необходимым, не только взращивать любовь к книге с младенчество, но и по мере взросления ребёнка знакомить с творчеством выдающихся писателей и поэтов.

        Так же очень жаль то, что в последнее время уделяется мало внимания на патриотическое воспитание подрастающего поколения. А что такое патриотическое воспитание? “Патриот” – это человек, который любит и уважает свою родину, гордится ею. В наше время очень важно воспитание гражданина-патриота Родины. Мы должны знать своих героев - тех, кто боролся и геройски отдавал свои жизни, мотивы проявления ими мужества и героизма.

       Метод проектов - это эффективное дидактическое средство для обучения умению находить решение различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека. Данный метод позволяет воспитывать самостоятельность и ответственность, развивать творческие начала и умственные способности  - необходимые качества развитого интеллекта и функционально грамотной личности. Использование метода проектов способствует развитию творческого потенциала как воспитателя и воспитанников, что особенно актуально в условиях инновационного учебного заведения. Этим проектом я захотела поймать за хвост двух зайцев. И мне это удалось. Дети многое узнали о герое- поэте Мусе Джалиле, что, бесспорно будет хорошим подспорьем к школе. А так же удалось в детях разбудить непподельный интерес к патриотизму и заложить в них гордость за нашу страну и героев.

 

 

Ожидаемые результаты:

 

  1. Расширяется знания детей о поэте- герое Мусе Джалиле и о Великой отечественной войне.
  2. Формируется патриотическое воспитание.
  3. Конкурс чтецов стихотворений поэта.
  4. Мероприятие “Поэт- герой – Муса Джалиль”.
  5. Викторина “А вы знаете?”

Подготовительная работа:

 

  1. Рассматривание фото и рисунки из биографии Мусы Джалиля.
  2. Выучивание стихи наизусть.
  3.  Подготовка мероприятия    “Поэт- герой  –  Муса Джалиль”.

 

Этапы реализации проекта

 

  1. I.          Подготовительный:

- определение темы проекта, цели и задач.

- составление плана деятельности

- подбор художественной литературы, презентаций, фотографий, книг, репродукций, стихов и песен Мусы Джалиля

- подготовка методических и дидактических материалов по теме

- информирование родителей о проекте

 

 

  1. II.          Практический

План мероприятий

Мероприятие

1

Рассказ-беседа “Наш любимый город”

2

Рассказ-беседа “Знакомство с биографией  Мусы Джалиля

3

Рассказ-беседа “Мы – будущие читатели”

4

Рассказ-беседа “Ознакомление с музеем Мусы Джалиля”

5

Рассказ-беседа “Героизм наших земляков”

6

Чтение и обсуждение произведения Мусы Джалиля, заучивание стихов к конкурсу

7

Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация)

8

Организация дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых игр

9

Конкурс чтецов стихотворений Мусы  Джалиля

10

Викторина “А вы знаете?”

11

Музыкальное - поэтическое мероприятие  “Поэт- герой  –  Муса Джалиль”

 

  1. III.          Заключительный
  2. Итоги конкурсов чтецов
  3. Музыкальное – поэтическое мероприятие “Поэт- герой  –  Муса Джалиль”
  4. Викторина “А вы знаете?”

 

Беседы:

  1. Тема: “Наш любимый город”.

 

Цель: закрепить знания детей о Казани – столице Татарстана, её исторических памятниках и достопримечательностях.

Подготовительная работа: рассматривание  наборов открыток, иллюстраций видов Казани.

Оборудование: презентация “Наш любимый город”, альбом “Казань – мой родной город”.

Воспитатель:  Страна наша – Россия. А вот в какой республике мы живем? Как называется наш город? В Казани очень много районов? А вы знаете, в каком районе вы живете? На свете очень много больших и малых городов.  А мы будем говорить о нашем городе, самом любимом, самом красивом. Расскажите мне, пожалуйста, что вам нравиться в нашем городе? Ответы детей.

 Вы можете себе представить, что когда-то давно на этом месте, где сейчас расположен наш город, ничего не было?

Город не был бы таким, если бы не было таких трудолюбивых людей, умных, заботливых руководителей, которые знают, что необходимо для хорошей жизни взрослым, что нужно для веселой и беззаботной жизни вам, детям. Каждый живущий в нашем городе считает его самым красивым, самым уютным и старается сделать что-то полезное, нужное, оставить после себя добрую память. Много у нас есть горожан, наших земляков, которые делают все для того, чтобы город становился красивее, богаче. Пока вы еще дошкольники, но когда вы подрастете, вам предстоит делать великие, добрые дела. А пока вам нужно любить свой город, а любить - значит, знать его.

Дорогие ребята, мы живём в прекрасном городе – Казань. Сегодня, я хочу показать вам его достопримечательности. А их в нашем городе очень много.  

(Кадры из презентации)

Воспитатель: ...О, Казань, лучезарная наша столица!

                        Посчастливилось нам здесь родиться!

                        И склоняю я голову в чувстве святом

                        Перед каждым твоим дорогим уголком!

(Кадры из презентации про Казанский Кремль)

Каза́нский кремль — древнейшая часть Казани, комплекс архитектурных, исторических и археологических памятников, раскрывающих многовековую историю города. Здесь находятся

 1. Резиденция президента

2. Падающая башня Сююмбике

3. Кафедральный собор Благовещения

4. Соборная мечеть Кул Шариф

5. Спасская башня Кремля

6. Музеи Казанского кремля

7. Археологические раскопки

8. Преображенская и Тайницкая башня.

(Кадры из презентации)

Ребята, какое место вам больше всего нравится в Казанском Кремле?

Ответы детей.

Воспитатель: А рядом есть памятник, расположенный недалеко от входа в Казанский Кремль, он был установлен в 1966 году (скульптур В.Е. Цигаль, архитектор Л.Г. Голубовский).  Дети, а вы знаете, кто это?

(Кадры из презентации)

Ответы детей.

Воспитатель:  Муса Джалиль – татарский поэт, Герой Советского Союза, был казнен в фашистской тюрьме Плетцензее в 1944 году. Очень интересно, мощно и величественно выглядит скульптура: поэт с высоко поднятой головой как бы разрывает сковывающие его путы. На гранитной стенке изображены ласточки и написаны цитаты из стихотворений М. Джалиля на татарском и русском языках. Одна из них гласит: «Лишь в свободе жизни красота! Лишь в отважном сердце вечность есть!». Позже, на стенке, были помещены еще барельефы-портреты членов группы Джалиля.

(Кадры из презентации)

Воспитатель: Мы сегодня говорили, о нашем любимом городе Казани – о нашей «малой Родине». Вы своими ответами показали, что знаете и любите свой город. Завершая разговор, давайте помечтаем о том, что вы захотите сделать для города, когда вырастете. Наша игра – мечта так и будет называться «Мечтатели», ее можно начинать словами: «Когда я вырасту…»

Ответы детей.

Воспитатель: Какие прекрасные у вас мечты! Я думаю, что каждому из вас удастся осуществить свою мечту.

 

                      

  1. Тема: “Знакомство с биографией Мусы Джалиля”.

 

Цель: познакомить детей с биографией и творчеством татарского поэта Мусы Джалиля. Воспитывать любовь к татарской национальной культуре, патриотические чувства.

Подготовительная работа:  рассматривание книг Мусы Джалиля, чтение его стихов для детской аудитории.

Оборудование: презентация “Муса Джалиль”, книги поэта.

Воспитатель:  Ребята, в прошлую беседу, ознакамливаясь с достопримечательностями родного города, вас заинтересовал памятник  посвящённый всем участникам ВОВ, я вам рассказала, что этот человек – великий поэт и герой Советского Союза – Муса Джалиль. Вам захотелось побольше узнать о нём.

        Муса Джалиль родился 15 февраля 1906 года в деревне Мустафано Оренбургской области. Отец – Мустафа ага, мать – Рахима апа.

(Кадры из презентации)

Воспитатель:  Рано проявил тягу к учёбе Муса Джалиль. Краткая биография его обучения укладывается в нескольких предложениях. Он старался учиться, мог чётко и красиво выражать свои мысли. Родители отдают его в «Хусаинию», медресе в Оренбурге. Божественные науки шли вперемешку с изучением светских предметов. Самыми любимыми дисциплинами мальчика стали литература, рисование и пение,  а когда семья переезжает в город Оренбург продолжает обучение в медресе. С детства любит читать художественную литературу. Сам тоже пишет стихи. Его первое стихотворение “Счастье” (“Бәхет”).

(Кадры из презентации)

         В 1927 году поступает в Московский Государственный Университет. Муса становится студентом литературного отделения этнологического факультета. В 1931 году МГУ переживает реорганизацию. Поэтому он получает диплом писательского факультета. Продолжает сочинять все годы обучения.

       Летом 1936 года поэт женился на выпускнице экономического техникума Амине Сайфуллиной. 10 апреля 1937 года в молодой семье родилась дочь Чулпан. Своей дочери поэт посвятил немало стихов.

(Кадры из презентации)

       Муса Джалиль работал в редакциях разных газет и журналов. Но в 1941 году начинается Великая Отечественная Война, Муса Джалиль уходит защищать Родину. На войне он не бросает писать стихи, в кармане всегда носит карандаш и блокнот.

(Кадры из презентации)

         В 1942 году Муса Джалиль попадает в плен.  Фашисты узнали знаменитого татарского писателя и хотели хитростью, обманом заставить его служить им. Но не такой был Муса, он был настоящим сыном своего Отечества. Там, в плену у врага, далеко от Родины он собрал надежных людей и хотел в лагере, в который был заключен, поднять восстание. Но нашелся предатель, который выдал Джалиля. Фашисты схватили Мусу. Долго мучили и пытали. Потом приговорили к смертной казни. До самой своей последней минуты Муса писал стихи. Много он написал в тюрьме. Погиб поэт как герой, не склоняя головы перед врагом, не предал своей Родины, своего народа. Его стихи написанные в неволе в Моабитской тюрьме позже обратились в сборник “Моабитская тетрадь”. Признанный врагом народа в военные года, Муса Джалиль после своей героической смерти, спустя 12 лет получает звание героя Советского Союза.

(Кадры из презентации)

        В честь погибших всех солдат, героев у Казанского Кремля находится памятник Муса Джалиля. Это напоминание нашему поколению и последующим о страшных потерях, благодаря которым мы сейчас живём в мире.

(Кадры из презентации)

Воспитатель:  15 февраля этого года со дня рождения Мусы Джалиля будет 110 лет.

Закрепление содержание беседы, с помощью вопросов и ответов.

- Кто такой Муса Джалиль?

-Где и когда он родился?

-Как учился Муса?

- Его семья.

-За что его наградили званием героя Советского Союза? и т. д.

 

  1. Тема: “Мы – будущие читатели”.

 

Цель: ознакомление детей с библиотекой и правилами её посещения, формирование интереса к книге.

Подготовительная работа:  сюжетно- ролевая игра “Библиотека”.

Воспитатель:  Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь её отгадать.

Снаружи смотришь – дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём.

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными:

И Черномор, и царь Гвидон, и добрый дед Мазай.

Как называют этот дом? Попробуй, угадай!!!

Ответы детей.

Воспитатель:   Правильно, ребята, этот дом называется библиотека. Завтра мне хочется отправится с вами в библиотеку. Где вы сможете познакомится с настоящим библиотекарем, увидит стеллажи с множеством книг, записаться и стать читателями этой библиотеки. Вы согласны?

Ответы детей.

Воспитатель:  Слово “библиотека” означает “книгохранилище”. Там очень много книг. Библиотечные книги можно просматривать там же, в читальном зале, а можно забрать домой. Но для этого, необходимо записаться в библиотеку. Для этого необходимо согласие ваших родителей. Библиотекарь заполняет каждому из читателей специальную библиотечную карточку – формуляр. Книги, которые вы забираете домой, будут записываться в формуляр. После прочтения книги, её надо возвратить, после чего можно взять другую книгу.

         Ребята, мы с вами собираемся в библиотеку. А вы знаете, как там себя вести?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы правы, ребята. В библиотеке нельзя шуметь. Ведь в читальном зале могут оказаться посетители, которые читают, занимаются. Вы правы и в том, что в библиотеке нельзя без разрешения библиотекаря трогать книги, журналы. Молодцы, ребята!

          Всё же я хочу напомнить вам о вежливости, и добавить к этим правилам следующие:

  1. 1.    Заходя в библиотеку, поздоровайся со всеми.
  2. 2.    В библиотеке не шуми, не кричи, не бегай.
  3. 3.    Если тебе нужна книга, обязательно обратись к библиотекарю.
  4. 4.    С книгами обращайся аккуратно.
  5. 5.    Уходя, обязательно попрощайся.

Эти правила нужно запомнить, ведь скоро вы станете первоклассниками, и будете посещать библиотеку очень часто. Согласны, ребята?

Ответы детей.

Воспитатель: Книга – друг твой и товарищ

                       Мы берём её везде.

                       Ведь она тебе поможет

                       И в учёбе и в труде!

                      

                       Книжки первые страницы

                       Вас встречают с детских лет

                       И несут вас, точно птицы,

                       Облетая целый свет.

 

                       Книга – радостная ноша

                       В путь с собой её берёшь,

                       Сколько книг прочтёшь хороших –

                       Столько ты друзей найдёшь!

 

                       Девчонки и мальчишки!

                       Всегда читайте книжки!

                       Всегда любите книжки!

                       Девчонки и мальчишки

 

  1. Тема: “Героизм наших земляков”.

 

Цель:познакомить детей с подвигами наших земляков в Великой Отечественной Войне; активизировать речь детей посредством вовлечения их в беседу; воспитывать гордость и уважение к героизму наших соотечественников.

Оборудование:презентация   “Наши земляки – герои ВОВ”.

Воспитатель: С первых же дней войны большинство наших земляков  оказалось на полях сражений. Чаще всего уходили на войну все мужчины семьи.  На фронт ушли и многие татарские писатели и поэты  как  Муса Джалиль, Нур Баян, Фатих Карим, Гадел Кутуй, Мансур Гаяз, Мифтах Вадут, Кашфи Басыров и многие другие.

        Хочу рассказать вам о подвиге двух людей, которые не были сломлены духом и  героически погибли в плену у врагов. Это великий татарский поэт Муса Джалиль и татарский детский писатель Абдулла Алиш.

 Великая Отечественная война застала Джалиля в Казани. (Слайд «Муса Джалиль»).  Ему навсегда запомнилось 22 июня, он собирался с семьей поехать к друзьям. На вокзале услышал: «Война!»

- Ребята, как вы думаете, какие чувства охватили в этот момент М. Джалиля и о чем он мог подумать?

Ответы детей.

Воспитатель: 23 июня 1941 года, на второй день войны, Джалиль отнес в военкомат заявление с просьбой направить его на фронт, а 13 июля надел военную форму. Расставание было тяжелым. Муса бережно поднял дочь из кровати, прижал ее к себе. Когда М. Джалиль  ехал в поезде в направлении фронта, он записал в блокнот родившиеся строки стихов, обращенные к жене Амине:

           Когда мы простились, шел дождь. И печально

Вослед мне смотрели глаза,

И что-то блестело на милых ресницах –

Не знаю, вода иль слеза?  (Слайд «М. Джалиль с женой Аминой»)

      Во время очередного боя, когда немцы взяли вверх, Муса Джалиль был сильно ранен и попал в плен к фашистам. (Слайд «В плену»).  В плену он встретил своего знакомого детского татарского писателя Абдуллу Алиша, который также во время боя под Брянском попал в плен. (Слайд «Абдулла Алиш»).

     - Как вы думаете, легко ли им было в плену?

Ответы детей.

Воспитатель: Будучи в плену Муса Джалиль вместе со своими товарищами, в том числе и Абдулла Алиш, организовал подпольную группу, которая готовила восстание против фашистов и побегу из тюрьмы. Но фашисты узнали о заговоре и разоблачили тайную группу, а его членов арестовали. Их водили на допросы, пытали. (Слайд «Допрос»).

      - Ребята, что вы видите на картине? Как изображён на картине Муса Джалиль?

Ответы детей.

Воспитатель: Но они мужественно вынесли все мучения и страдания.  Муса Джалиль, Абдулла Алиш и другие их сподвижники были казнены 25 августа 1944 года.

      Джалиль никогда не расставался с маленькой записной книжкой в темно-вишневой обложке. Он раскрывал ее, когда вокруг не было никого из посторонних, и начинал читать заветные, сокровенные строки. Муса Джалиль  записывал в эту книжку свои  стихи. Свои последние, бессмертные стихи он написал в Моабитской тюрьме. Поэтому эту тетрадь со стихами  и назвали «Моабитской тетрадью». (Слайд «Моабитская тетрадь»).

      Будучи в тюрьме он часто вспоминал свою жену, дочь, видел их во сне и писал об этом стихи. (Слайд «Муса Джалиль с дочерью  Чулпан»)

                              Дочурка мне привиделась во сне.

                             Пришла, пригладила мне чуб ручонкой.

                             - Ой, долго ты ходил! – сказала мне,

                              И прямо в душу глянул взор ребенка.

 

                              От радости кружилась голова,

                              Я крошку обнимал, и сердце пело.

                              И думал я: так вот ты какова,

                              Любовь, тоска, достигшая предела!

 

                              Потом мы с ней цветочные моря

                              Переплывали, по лугам блуждая;

                              Светло и вольно разлилась заря,

                              И сладость жизни вновь познал тогда я…

 

                               Проснулся я. Как прежде, я в тюрьме,

                               И камера угрюмая все та же,

                               И те же кандалы, и в полутьме

                               Все то же горе ждет, стоит на страже.

    - Ребята, о ком тоскует поэт в этом стихотворении? Что ему приснилось?

Что он увидел, когда проснулся?

Ответы детей.

Воспитатель: А вот, что он написал своему другу Абдулле Алишу:

                                    Друг!

                                    Не горюй, что рано умираем…

                                    Мы не из тех, кто мог с пути свернуть!

                                    Мы умираем – на переднем крае,

                                    Нас перед смертью не в чем упрекнуть.

 

                                    И мужество, и верность – рядом с нами,

                                    И все – чем наша молодость сильна…

                                    Ну что ж, мой друг, не робкими сердцами

                                    Мы встретим смерть. Она нам не страшна.

 

                                    Нет, без следа ничто не исчезает,

                                    И вечен мрак за стенами тюрьмы.

                                    И юные – когда-нибудь – узнают,

                                    Как жили мы

                                    И умирали мы!

     - О чём хочет сказать поэт своему другу? Боятся ли они смерти? Почему? Как можно охарактеризовать Мусу Джалиля?

Ответы детей.

Воспитатель:Единственно, о чем просили пленные перед казнью у фашистов, чтобы на Родине узнали, что они приговорены к смерти, и за что они погибли, и что они до конца своей жизни остались верны своему народу. Это было заветное желание Джалиля и его друзей.

-Ребята осуществилось ли его желание?

Ответы детей.

Воспитатель:В апреле 1945 года  наша армия вступила в  Берлин – столица Германии. Впереди сквозь дым разрывов показалась тюрьма Моабит. Когда бойцы ворвались во двор тюрьмы, там уже никого не было. Лишь ветер носил по двору мусор, обрывки бумаги. На чистой страничке одной из них кто-то из солдат заметил запись на русском языке: «Я, татарский поэт Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверное, буду скоро расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут привет от меня товарищам-писателям в Москве, сообщат семье». Бойцы переслали этот листок в Москву, в Союз писателей. Так на Родину пришла весть о подвиге Джалиля.

Светлое имя поэта осталось навечно в памяти людской.

- Как люди увековечили память о Мусе Джалиля? Что у нас в городе носят имя Мусы Джалиля?

Ответы детей.

Воспитатель:Имя Мусы Джалиля  носят театр, улицы и проспекты, республиканская премия, школы в Казани также работает литературно-мемориальный музей-квартира М. Джалиля. (Слайд «Музей Мусы Джалиля). На площади Первого Мая в Казани был поставлен памятник легендарному поэту. (Слайд «Памятник Мусе Джалилю»).  Каждый год 25 августа в Казани у памятника Мусе Джалилю проводятся митинги, посвященные гибели поэта и десяти его товарищей по подпольной организации.

- Ребята, какие вы знаете стихи Мусы Джалиля и сказки Абдуллы Алиша? (Ответы детей, по желанию дети могут рассказать известные им стихи и произведения М.Джалиля и А.Алиша).

  1. Тема: “Музей имени Мусы Джалиля”.

 

Цель: ознакомление с музеем Мусы Джалиля.

Оборудование: презентация “Музей Мусы Джалиля”.

Воспитатель: Ребята, вам знакомо слово музей? Что это за место? Кто нибудь из вас посещал музеи?

Ответы детей.

Воспитатель: Я для вас сегодня подготовила презентацию про музей Мусы Джалиля.

(Кадры из презентации)

      Музей-квартира выдающегося татарского поэта, Героя Советского Союза, литературного и общественного деятеля Мусы Джалиля (1906-1944) основан в 1982 году. Располагается он на четвертом этаже дома № 17 по улице Горького, где поэт жил с октября 1940 по июль 1941 года. Музей занимает две смежные квартиры, одна из которых мемориальная, в ней же находится и выставочный зал. Во второй квартире располагается литературно-музыкальный салон.

Воспитатель: Ребята, а для чего нужны музеи?

Ответы детей.

Воспитатель: Экспозиция музея на основе подлинных экспонатов рассказывает о казанском периоде жизни Мусы Джалиля, трагических страницах военного времени и нелегкой судьбе военнопленного.

Мемориальная часть экспозиции воссоздана по воспоминаниям вдовы поэта Амины Залиловой и его современников – поэта С. Хакима, композитора Н. Жиганова, писателя Г. Кашшафа. Здесь представлены личные вещи поэта и его семьи, предметы эпохи.

(Кадры из презентации)

Воспитатель: Кабинет  Джалиля – здесь все, как при его жизни. Подлинные экспонаты подарены А.К. Залиловой – это письменный стол, купленный самим Джалилем в 1935 году, книжный шкаф, в котором хранится личная библиотека поэта.

(Кадры из презентации)

Воспитатель: Среди мемориальных предметов также мандолина, приобретенная им в 1934 году, фотоальбом, где сохранились снимки друзей, родных и личные фотографии поэта.

       Сегодня музей на примере жизни поэта-героя воспитывает у подрастающего поколения любовь к Отчизне и к своему народу. Экспозиции музея, работа клуба «Красная ромашка», вечера и встречи, которые проходят в музее, помогают глубже раскрыть школьную программу, знакомят не только с жизнью и творчеством Мусы Джалиля, но и с его творческими единомышленниками – выдающимися деятелями татарской культуры.

 (Кадры из презентации)

Ребята, вам понравилось побывать в музее хотя бы через экран?

Ответы детей.

Воспитатель: Я рада, что вам понравилось. Вы всегда можете посетить этот музей с родителями.

 

Конспект НОД на тему : Муса Джалиль. “Наступила осень

 

Программное содержание:

1. Систематизировать знания об осени. Выучить наизусть стихотворение Мусы Джалиля “Наступила осень”.

  2. Развивать речь, внимание, память, познавательный интерес, творческие способности.

3. Расширять словарь детей.

  4.Воспитывать стремление к знаниям, оказывать помощь товарищу,    воспитывать у детей доброту, отзывчивость и интерес к родному языку.

 

Материал к занятию:

Портрет М. Джалиля, книги М. Джалиля, картины про осень.

 

Ход НОД:

 

Воспитатель: посмотрите в окно и скажите: какая сегодня погода?

Дети: пасмурная.

Воспитатель: какое настроение навевает на человека пасмурная погода?

Дети:  грустное, печальное, тоскливое…

Воспитатель: что делает человек в таком настроении?

Дети: скучает, хмурится, иногда плачет…

Воспитатель: чтобы пасмурное настроение не поселилось у нас в группе, предлагаю вам взяться за руки и поздороваться, называя друг друга ласковыми словами и пожимая руки (выполняют.) Какое у вас теперь настроение? Что вы почувствовали?

Дети: мы почувствовали тепло рук друзей. Настроение улучшилось.

Воспитатель: и в группе стало светло, радостно, уютно и тепло от ваших улыбок. Как еще можно сказать о хорошем настроении?

Дети: доброе, веселое, теплое, ласковое, радостное…

Воспитатель: я рада. Ребята, а какое сейчас время года?

Дети: осень.

Воспитатель: правильно, осень. Обратите внимания на эти картины, что вы видите?

Дети: эти картины про осень.

Воспитатель: почему же вы так решили?

Дети: потому что на картинах признаки осени. Деревья с жёлтыми листьями, дождь, слякоть, трава уже сухая, люди в куртках и т.д.