Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6134 «Проблема адаптации детей в детском саду».

Опубликовано 04.10.2020
Николаева Надежда Владимировна
МБДОУ №196 «Детский сад комбинированного вида»
.г Кемерово
воспитатель
«Проблема адаптации детей в детском саду».
 

Одной из основных и сложных профессиональных задач, возникающих перед воспитателем детского сада, является адаптация детей, которые впервые начинают посещать дошкольное учреждение.

Сложности возникают у всех участников адаптации. Для родителей трудно видеть, что их ребенок несчастен в незнакомой обстановке. Для педагогических работников нет возможности нормально уделить внимание всем детям, потому что новенькие дети плачут, просятся на руки, не общаются со сверстниками, не едет, не спят и т. д. Кроме того, поведение одного ребенка провоцирует других и может привести к коллективной истерике. Однако, наибольшие трудности возникают у самих детей, которые привыкают к детскому саду. Они тяжело переносят разлуку с мамой и приходят в отчаяние в незнакомой обстановке. Поэтому адаптация детей к детскому саду всегда является сложной проблемой, а задача взрослых – максимально облегчить детям период привыкания к жизни в коллективе и по правилам общества.

Адаптация (от лат. adaptare - приспособлять) - в широком смысле — приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация человека имеет два аспекта – биологический и психологический.

Биологический аспект адаптации заключается в приспособлении организма человека к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды. Это может быть изменение температуры, атмосферного давления, влажности, освещенности и др. Психологический аспект адаптации представляет собой приспособление человека, как индивидуума, к существованию в обществе или определенных условиях в обществе.

Понятно, что, несмотря на некоторое присутствие биологического аспекта, основным в процессе адаптации детей в детском саду является психологический аспект адаптации. Особенную сложность вызывает тот факт, что, как правило, данная адаптация является первой адаптацией конкретного ребенка в жизни. До начала посещения дошкольного учреждения ребенок пребывает в одинаковых условиях дома, с определенным режимом, привычным внешним миром и знакомыми окружающими. Поэтому начальный период посещения детского сада является крайне сложным для ребенка и задача взрослых – обеспечить максимально безболезненное и быстрое прохождение данного периода.

При адаптации могут наблюдаться следующие негативные проявления в поведении ребенка:

- ребенок активно выражает свое нежелание идти в детский сад – плачет, не хочет одеваться, упирается, кричит; на разных уровнях. Причем внешние проявления являются, как правило, наиболее безболезненными для ребенка. Гораздо хуже то, что у ребенка в процессе адаптации в голове крутится одна мысль «Где моя мама и зачем я здесь?». Эта мысль и душевные переживания, связанные с невозможностью дать адекватный ответ на этот вопрос приводят ребенка в состояние нервно-психического напряжения, которое может перейти в стресс. В свою очередь это состояние ребенка может приводить ко всем остальным негативным проявлениям, которые мы перечислили выше.

- ребенок нормально идет в детский сад, но проблемы начинаются тогда, когда родитель собирается уходить, оставляя ребенка;

-пропадает аппетит или ребенок ничего не ест в детском саду;

- нарушается режим дня, в том числе режим сна;

- появляются признаки агрессии, нервозности, апатии или другие негативные изменения поведения;

- снижается иммунитет и повышается заболеваемость.

Выделяют три типа адаптации – легкая, нормальная (средняя) и тяжелая (затяжная).

В случае легкой адаптации дети почти с самого начала пребывания в детском саду чувствуют себя хорошо, ведут себя активно и не очень-то хотят уходить домой. Отрицательное эмоциональное состояние у ребенка длится не очень долго, как правило, не более месяца. В этот период времени могут наблюдаться нарушение сна, потеря аппетита или отказ от приема пищи в детском саду. Кроме того, ребенок может не очень охотно играть с другими детьми. При легкой адаптации ребенок не болеет и постоянно посещает детский сад. Необходимо отметить, что легкая адаптация практически не встречается в ясельном возрасте и характерна скорее для детей старше 3,5 лет. Это обусловлено тем, что они лучше осваиваются в коллективе и уже умеют играть со сверстниками.

Нормальная адаптация характерна для большинства детей и ее длительность составляет от одного до трех месяцев времени посещения дошкольного учреждения. Одного месяца посещения детского сада при правильно выстроенном механизме адаптации достаточно, чтобы ребенок освоился и начал нормально ходить в детский сад. Конечно, за месяц ребенок пройдет только первый этап адаптации. Он привыкнет посещать детский сад, научится там оставаться, однако по-прежнему будет тосковать и плакать за мамой и не всегда нормально идти с утра в дошкольное учреждение. При нормальной адаптации возможно заболевание ребенка в течении первого месяца острыми респираторными инфекциями на период до 10 дней без осложнений. Это протест организма на новые условия существования.

Тяжелая адаптация может протекать от трех месяцев до года. Данный вид адаптации может сопровождаться несколькими заболеваниями, в том числе с осложнениями. У ребенка будут наблюдаться стойкие нарушения поведения. Таким образом организм и психика ребенка подсознательно протестуют против посещения детского сада. Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей.

Легче адаптируются дети, имеющие к моменту поступления в детский сад значительный опыт общения. Это малыши из больших семей, дети из общежитий, коммунальных квартир, те, кого родители часто оставляли на попечение родственников, гувернеров, брали с собой в гости. Чаще всего для подобных детей проблема доверия педагогу, необходимость контактировать с ним на бытовом уровне не является серьезным фактором дезадаптации.

Встречаются случаи, когда попытки приучить ребенка к детскому саду заканчивались неудачей. В результате родители вынуждены были делать паузу и проходить период адаптации повторно на более старшем возрасте ребенка – спустя полгода или год.

 Окончание адаптации характеризуется тем, что у ребенка восстанавливаются глубокий сон, хороший аппетит, положительное эмоциональное состояние, активное поведение и наблюдается приобретение новых привычек и навыков, а также соответствующая возрасту прибавка в весе.

Полностью прошедшим период адаптации ребенка можно будет считать после того, как пребывание в детском саду превратится для него из обязанности в удовольствие. Когда ребенок будет с желанием идти в детский сад и хотеть общаться со своими товарищами по группе.