Конспект ОД «Воздух вокруг нас»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», Физическое развитие», «Речевое развитие».
Цель: Расширение у детей представлений об источниках загрязнения воздуха, и значении чистого воздуха для нашего здоровья.
Задачи:
1. Продолжать расширять представления о воздухе через исследовательскую деятельность с детьми.
2. Упражнять в умении высказывать предположение, свое личное мнение.
3. Развивать умение анализировать и делать выводы.
4. Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.
Оборудование и материалы: 6 стаканов с водой, 6 трубочки, 6 бумажные салфетки, ком земли, галька, мольберт, карточки по темам: «Как человек использует воздух», «Чистый и грязный город», карточки с видами деятельности для очистки воздуха в помещении, свойства воздуха; проектор, запись: шума ветра, голос шарика.
Предварительная работа: проведение серии занятий о воздухе, элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха, показ презентации, прогулок-исследований, наблюдений, экскурсий, выставка рисунков на тему «Знак об охране окружающей среды», заучивание стихов, загадок и пословиц о ветре.
Ход занятия
Появляется Воздушный шарик на слайде. (запись)
Запись «шум ветра»: Воздушный шарик уносит ветром.
Воспитатель: О чем спрашивал нас Шарик? Что мы знаем о воздухе? Что мы должны сделать?
Воспитатель: Дети, Воздушный шарик унесло ветром, давайте отправимся на его поиски, нам нужно помочь ему и рассказать обо всём, о чём он нас расспрашивал. Дорога будет далёкая и сложная. На пути нас ждут испытания.
Дети подходят к мольберту со схемами некоторых свойств воздуха.
I испытание:
Воспитатель: Дети, посмотрите на схемы-картинки. Объясните, какими свойствами обладает воздух.
Дети: Воздух невидимый, прозрачный, бесцветный, без запаха, без вкуса.
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием. Нам пора продолжить путь.
II испытание:
Воспитатель: Дети подойдите к столам, на которых стоит оборудование для опытов.
Воспитатель: Перед вами стоит следующая задача: постараться обнаружить воздух при помощи опытов.
1 опыт опускают трубочки в стакан с водой и дует в неё.
2 опыт опускают в ёмкость с водой гальку, комок земли, губку.
Воспитатель: А теперь объясните, что вы делали и доказали проделанными опытами
Дети: Мы взяли трубочки, опустили в стаканы с водой и начали дуть в трубочки. На поверхности воды образовались пузыри. Это доказывает, что в воде находится воздух.
Дети: Мы взяли ком земли, гальку, губку и всё это опустили в воду. Мы заметили, что в воде появились пузырьки воздуха. Это доказывает, что в земле, гальке, в губке находится воздух.
Воспитатель: Дети, а в нас есть воздух? (воспитатель раздает нарезанные полоски бумаги). Подуйте на листочки. Что происходит с листочками? Почему листочки наклоняются?
Дети: Когда мы выдыхаем, из лёгких выходит воздух (углекислый газ). Воздух двигает листочек, поэтому листочек наклоняется. Это доказывает, что в нас также находится воздух.
Воспитатель: Ребята, что такое ветер?
Дети: Ветер — это движение воздуха.
Покажите, как можно почувствовать движение воздуха. (машут руками)
Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо,
(руки согнуты в локтях, обмахивать ладонями лицо)
Закачалось деревцо,
(прямые руки подняты над головой, раскачивать руками поочерёдно вправо и влево).
Ветерок всё тише, тише,
(замедлять раскачивание)
Деревцо всё ниже, ниже
(приседать, постепенно опуская руки)
Воспитатель: Молодцы дети, но впереди нас ждут более трудные испытания.
III испытание:
Воспитатель: Пред вами на столах картинки (самолёт; парашют; мельница; упавшее дерево на машину; ураган, налетевший на строения; люди на дельтаплане; волны, бьющие по кораблям в бухте; парусник; человек, дующий на одуванчик; насекомые и животные; комнатные растения). Возьмите по одной картинке в руки, посмотрите внимательно. Ответьте на вопрос: ветер для человека – это хорошо или плохо?
Дети: Ветер попутный — хорошо для человека, если он на самолёте, парашюте, паруснике, дельтаплане, корабле. Ветер — это хорошо для размножения растений, для дыхания живых существ; люди использую свойства ветра для работы мельницы. Ветер может быть плохим, если он разрушающий как ураган, он ломает деревья, постройки и машины.
Воспитатель: Молодцы дети. Вы справились и с этим заданием. Пойдёмте дальше.
IV испытание:
Воспитатель: Дети, на доске две картинки, с изображением задымленного города и зелёного города. В каком городе вы хотели бы жить и почему?
Дети: Мы хотели бы жить в зелёном городе, потому что нужно дышать чистым воздухом, пить чистую воду и не загрязнять окружающую среду воздухом, который выходит из труб промышленных заводов.
V испытание:
Воспитатель: Дети, перед вами на столах картинки (Картинки с изображением океана, реки, леса, гор, сигареты, шоссе с машинами из выхлопных труб, которых валит дым; мусорная свалка; баллончик, распыляющий аэрозоль).
Дети: Чистый воздух находится у океана, рек, в лесах, в горах. Грязный воздух находится рядом с шоссе, мусорной свалкой, около распыляющегося баллончика.
Воспитатель: Вы справились и с этим заданием. Нам пора возвращаться в группу, может там нас с вами ожидает Воздушный шарик.
Воспитатель: Воздушного шарика нет и здесь, а всё потому, что мы не ответили ещё на вопрос «Что же нам нужно делать для очистки воздуха у нас в группе?»
Дети: Для того чтобы воздух в нашей группе был чистым, нам следует проветривать помещение, выращивать комнатные растения, делать уборку в группе.
Появляется Воздушный шарик.
Рефлексия:
Ребята, что мы сегодня свами делали? Что вы узнали нового? А где еще можно узнать о воздухе? Вы обязательно расскажите своим друзьям и родителям, как важен воздух для всего живого и что его нужно беречь.