Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6139 Консультация для педагогов "Новые формы работы с семьёй: интернет клубы. Родительский всеобуч через интернет сайты. Творческая мастерская".

Опубликовано 12.10.2020
Смирнова Ирина Васильевна
МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 14 "Рябинка" г.Клинцы Брянской области
Воспитатель
 
Консультация для педагогов "Новые формы работы с семьёй: интернет клубы. Родительский всеобуч через интернет сайты. Творческая мастерская".

 

Организация творческих мастерских в ДОО.

Широко распространенная форма совместной деятельности педагогов, детей и родителей – творческие мастерские. Они развивают у участников творческие и дизайнерские способности, создают положительную эмоциональную атмосферу, воспитывают художественный вкус. Их проведение приурочивается , как правило , к какому-либо событию: празднику Осени, подготовке к Новому году, Рождеству, Светлой Пасхе, тем самым приобщая детей к традициям семьи, общества , государства.

   Родители, бабушки, дедушки – это те главные люди, которые находятся с малышом в начале его жизненного пути. Ребенок растет и развивается благодаря их поддержке, любви и заботе. Эта связь с семьей не должна ослабевать и с приходом ребенка в детский сад. Кроме того, для его полноценного развития крайне важно участие родителей в образовательном процессе в ДОО, что также продиктовано современными требованиями. В Соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273 – ФЗ»Об образовании в Российской Федерации» родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед другими лицами.

   Основная цель работы творческих мастерских – укрепление детско – родительских отношений через организацию совместной творческой деятельности.

   Творческие мастерские направлены на решение следующих задач:

    - знакомство детей и родителей с различными художественными техниками и их возможностями для оформления и украшения помещений как в ДОО, так и дома;

    - развитие творческих и дизайнерских способностей;

   - формирование заинтересованного отношения к процессу и результату совместной деятельности, умения согласовывать свои действия, договариваясь друг с другом.

Рекомендуется организовывать творческие мастерские раз в квартал. Тема каждой предстоящей встречи, особенности работы сообщаются родителям посредством афиш – приглашений, которые раздаются в группах и вывешиваются в холле ДОО. В среднем встреча длится от 40 – 60 минут.

  Как правило, встречи в творческих мастерских требуют предварительной подготовки, которая предусматривает проведение воспитателями бесед с детьми, рассматривание иллюстраций, выполнение воспитанниками совместно с родителями домашних заданий ( подготовка выступления, заготовка природного материала и т. д.)

    При подготовке к творческим мастерским также необходимо организовать рабочее пространство так, чтобы дети и родители имели свободный доступ ко всем основным и вспомогательным материалам, необходимым для создания выразительного образа будущей поделки.

 Перечень необходимых материалов для организации творческих мастерских:

   - изобразительные материалы (маркеры, краски, кисти разнообразной фактуры и размера, фломастеры и др.)

  - дизайнерская бумага и картон различных фактур, размеров;

   - природные материалы ( сухие цветы, листья, соломка, тополиный пух, семечки, косточки, перья и т.д.)

    - бросовый материал;

   - ткань и другие волокнистые материалы, фурнитура, бисер, пайетки, стразы и др.

    - материалы для творчества: фигурные компостеры ( дыроколы), компостеры края и угла, фигурные ножницы, материалы для квилинга и декупажа, тиснения, штампинга;

   - клей ПВА, клей – карандаш, клеевой пистолет, клей с блестками;

   - скотч ( тонкий, широкий, двусторонний, на вспененной основе, цветной голографический, дизайнерский -  с рисунком.

   - 3D- наклейки.

И, конечно, непременным условием организации творческих мастерских является создание положительной эмоциональной атмосферы, когда дети и родители чувствуют себя свободно, раскрепощено, комфортно и могут творить. Присутствие мамы или папы рядом с ребенком помогает ему чувствовать себя уверенно и спокойно, что особенно важно в период дошкольного детства.

      Работа творческих мастерских организуется так, чтобы не просто научить детей и их родителей определенным навыкам, но и дать возможность раскрыть творческие способности каждого участника, испытать чувство удовлетворения от выполненной работы.

   Каждая встреча решает не только практические, но и воспитательные, и образовательные задачи, что позволяет всесторонне развивать личность ребенка.

  Перед началом практической деятельности педагог знакомит участников встречи с историей и возможностями техники, в которой предстоит работать. Это может быть декупаж, квиллинг, обращение с полимерной глиной и др. Затем он показывает и рассказывает об этапах работы.

   Традиционно творческие мастерские сопровождаются красочной презентацией, которая иллюстрирует слова педагога. После этого обсуждаются предстоящая работа, возможные сложности, трудности и пути их преодоления.

   Следующий этап – непосредственно совместная детско – родительская деятельность. В процессе взаимодействия педагог оказывает индивидуальную помощь: помогает с определением основной идеи поделки, напоминает технологию ее изготовления.

    На заключительном этапе подводятся итоги и проводится рефлексия. Положительные эмоции от творческих мастерских подкрепляются дополнительными подарками -  это может быть , например, буклет, в котором рассказывается о технике, изучаемой на данной встрече, а также представлены новые идеи или выполненная поделка.

    Такая форма вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс ДОО способствует установлению партнерских отношений между педагогами и родителями, позволяет объединить их усилия в вопросах воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей.

Дистанционные средства взаимодействия с родителями.

На сегодня одними из востребованных являются дистанционные формы сотрудничества с семьей. Они значительно расширяют возможности эффективного общения с родителями и оказания им помощи в вопросах развития и воспитания детей. Представим некоторые из них.

Социальные сети

Сейчас в большинстве детских садов организационные цели достигаются с наибольшей помощью родительских собраний, информационных стендов. Однако эти методы в современном сообществе зачастую оказываются недейственными: родительские собрания не посещаются, а к информационным стендам никто не подходит.

В решении этой проблемы современному педагогу могут помочь именно социальные сети, которых в настоящее время насчитывается огромное количество. В них участники могут обмениваться фото-, видео-, аудиоматериалами, задавать интересующие вопросы, комментировать информацию. Воспитатель непосредственно может ознакомить законных представителей с планами работы, рекомендовать ссылки для самостоятельного изучения той или иной темы, информировать о предстоящих мероприятиях: праздниках, конкурсах, акциях, семинарах и т.д.

Электронная почта

Единая электронная почта группы является универсальным и интерактивным средством связи. Родителям не нужно больше переписывать рекомендации, и в случае болезни или пропуска по каким-либо причинам не теряется связь между семьей и садом.

Так же это удобно, так как работает обратная связь, любой родитель или представитель ребенка имеет возможность задать вопрос в письменной форме, получить он-лайн рекомендацию, уточнить информацию по любому интересующему их вопросу, назначить время консультации в случае, если это необходимо.

Сайт учреждения

Другой формой дистанционного взаимодействия родителей и педагогов является сайт детского сада. На нем отражена вся административная и правовая информация сада (устав, лицензия, правила приема, список сотрудников, расписание работы, объявления по текущим вопросам, фотоотчеты о жизни сада и т. д.).

Кроме того, сайт содержит информацию для родителей по вопросам воспитания и образования ребенка. Обновляемая информация на сайте привлекает к саду повышенное внимание родителей, способствует созданию открытого пространства взаимодействия специалистов и родителей. Мы полагаем, что эта формы работы с родителями так же помогает строить доверительные и партнерские отношения в системе «педагог-родитель», расширяет возможности семьи на получение качественного образования.

Телеконференции

Дистанционные телеконференции могут проводиться как в режиме реального времени, так и с помощью электронной переписки.

Особенности ведения дистанционной конференции в режиме реального времени (Chat) обусловлены необходимостью ее предварительной подготовки. Готовясь к дистанционной конференции, ведущий предлагает участникам заранее написать свои вопросы и суждения по заявленным темам. Ведущий конференции также готовит свои основные вопросы участникам. Во время электронной дискуссии предварительно написанные ключевые фразы помогают координатору оперативно вести диалог, не тратя лишнего времени на набор текста. В то же время от ведущего требуется быстрая реакция на происходящее, оперативность включения своих реплик в нить дискуссии, принятие решений о смене темы или вида деятельности участников конференции.

Дистанционная конференция, проводимая с помощью электронной почты в режиме списка рассылки, имеет свои преимущества. Данный вид конференции более предпочтителен для организации образовательных телекоммуникаций среди родителей. Создание образовательного списка рассылки позволяет организовать работу дистанционных участников в соответствии с решаемыми педагогическими задачами.

У дистанционной конференции, проводящейся с помощью электронной почты, есть существенное преимущество перед беседой в реальном времени – больший период времени, который имеют участники на обдумывание своих вопросов, ответов и суждений. Это позволяет участнику подготовить свой ответ, привести его в соответствие с заданными требованиями.

Дистанционные родительские собрания

Внедрение новых технологий в практику проведения родительских собраний позволит достичь большей оперативности во взаимодействии с родителями, повысить удовлетворенность от собраний, а также сделать родителей более активными участниками жизни ребенка.

Формы проведения родительских собраний могут быть самыми разнообразными, начиная от обычных родительских собраний, на которых через проектор транслируются Интернет-ресурсы, и, кончая полностью виртуальным родительским собранием, которое проходит в блоге, Вики, Friedfeed, Campus. При этом в собрании могут участвовать как все родители, так и организовано взаимодействие с родительским комитетом.

Среди неоспоримых преимуществ можно говорить о возможности участия каждого родителя. При дистанционном варианте общения каждый может высказать свою точку зрения и будет услышан (прочитан) и прокомментирован аудиторией. При проведении традиционного собрания этот процесс затягивается во времени, нарушает организацию.

Важно отметить, что проведение дистанционных родительских собраний (как одной из форм дистанционного взаимодействия семьи и образовательного учреждения) способно повысить мотивацию родителей к общению между собой и с педагогом.

Смс-рассылка

Смс-рассылка для детского сада – это форма постоянного оперативного взаимодействия воспитателей и родителей, что предоставляет дошкольному учреждению дополнительные возможности в работе.

Смс-информирование позволяет быстро оповестить родителей о важной информации, а именно: оповещение родителей о собрании или дне открытых дверей; приглашения на массовые мероприятия (концерты, экскурсии и т.д.); поздравления родителей с праздниками.

Газета группы             

Газеты могут выходить с определенной периодичностью. Содержание газеты определяется образовательной темой недели. Например, если тема недели «Народные традиции», то в газете родители могут для себя найти такие материалы, как: советы по организации семейного праздника, интересные факты о происхождении народных традиций, информацию о содержании деятельности воспитатели с детьми в течение тематической недели и др.

Газета группы может содержать следующие разделы:

1.«Колонка редактора» – помещаются вступительное слово редактора, посвященное теме номера, обращение к родителям, актуальная официальная информация, объявления для родителей.

2.«Обучение и воспитание» – размещаются статьи, посвященные актуальным вопросам воспитания и обучения, подготовленные воспитателями и специалистами, информация об особенностях работы детского сада (программы и технологии, направления развития, инновационная деятельность педагога).

3.«Новости группы» – содержится информация о событиях, праздниках, экскурсиях группы.

4.«Внимание! Конкурс!» – помещается информация для родителей о конкурсах фотографий, поделок, творческих работ, подведение итогов.

5.«Смешарики» – публикуются детские анекдоты, шутки, высказывания детей.

6.«Почтовый ящик» — размещается информация от родителей.

7.«Стихи и фото» – стихотворения воспитателей, родителей и детей с фотографиями.

Преимущества газеты очевидны – это возможность родителей узнать конкретную информацию о деятельности дошкольной группы, опубликовать свои личные материалы из опыта воспитания детей, газета технологична и информативна – ее можно унести с собой, почитать в любое удобное время, получить достаточно много информации.

Дистанционное обучение

Преимущества дистанционного обучения детей дошкольного возраста находит отражение в возможности установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка. Родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий. Основное условие дистанционного обучения - наличие ПК и доступа к сети-интернет. Такое обучение имеет под собой хороший методический фундамент: -видео и аудио-лекции, тесты, задания и т.д.

Существуют и некоторые недостатки дистанционного обучения детей дошкольного возраста:

1.Максимальное участие родителей. В том случае, если родители не имеют возможность посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний будет крайне низкий. Сам ребенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого.

2.Нет авторитета воспитателя. Многие дети воспринимают предмет именно так, как его воспринимает и преподносит воспитатель. К тому же воспитатель не только дает знания, но и формирует отношение к окружающим людям и миру.

3.Не все имеют возможность получения дистанционного обучения, в силу сложных материальных условий, так как необходимо дорогостоящее оборудование (компьютер или ноутбук, интернет).

4.Отсутствие общения со сверстниками. Дети не имеют возможности получить необходимые навыки коммуникации в обществе, а также они не социализируются в обществе. В последующем им сложнее выстраивать отношения в коллективе, заводить новые знакомства, у них нет друзей.

5.В виду особенностей дистанционного обучения, детям приходится много времени проводить за компьютером.

Использование дистанционных форм взаимодействия специалистов дошкольных учреждений и семьи способствует: формированию у родителей положительной мотивации к воспитательно-образовательной работе с детьми, к дошкольной образовательной организации; повышению качества воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении; повышению престижа дошкольного образования в целом; успешной реализации целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Вместе с тем применение педагогом в своей деятельности форм  дистанционного взаимодействия требует как от педагогов, так и от родителей дополнительного времени и специальных знаний и навыков. Кроме того, подобное взаимодействие возможно только при обоюдной активности и заинтересованности сторон.

Все же взаимодействие педагогов с родителями посредством дистанционных технологий способно принести огромную пользу не только семьям детей, но и самому педагогу: педагог, владеющий этими формами работы с семьей, сможет добиться не только хороших показателей по успеваемости своих воспитанников, но и поможет им стать полноценными членами общества.

«Родительский интернет- клуб».

 «Родительский интернет- клуб – современная форма  сотрудничества ДОУ с семьей»

Родители, рассматривая видео и фотоматериалы, имеют возможность наблюдать за своими детьми во время игр, НОД, получать информацию об особенностях и проблемах развития и воспитания детей дошкольного  возраста.

Формирование и комплектование  проводится на добровольной основе. Интернет - клуб  пополняется в течение года, возможна подписка двумя членами семьи (отец и мать, мать и бабушка и т.п.). Рабочие материалы выдаются участникам групп в печатном или электронном виде. Мероприятия в  родительском интернет - клубе проводятся 1 раз в месяц,  в форме свободного интернет общения. Мероприятия планируются на актуальные темы, исходя из текущих запросов и анкетирования родителей, или предлагаются педагогами, согласно годовому плану МБДОУ.

В чем заключается деятельность родительского интернет – клуба? Это конечно информирование по проблеме; анализ и проигрывание проблемных ситуаций; выполнение различных упражнений и обсуждение в клубе; возможность найти новые способы решения проблем; получение поддержки от участников группы; практические рекомендации специалистов; раздаточный материал (памятки, рекомендации).

На страницах родительского интернет -  клуба  могут быть представлены следующие темы: Альбом «С утра до вечера» в нем размещен режим дня  группы, возрастные особенности детей,  расписание ООД, правила для родителей, режим работы ДОУ, информация о педагогах, которые работают с детьми.                                                                Альбом «Полезные ссылки» перейдя по ссылке под фотографией, родители могут познакомиться с сайтом детского сада, сайтом воспитателя, с нормативной базой.                 Альбом «Развивающая среда» описывает особенности развивающей среды по всем направлениям   развития детей. Под фотографиями перечислен  список  игрушек, которые имеются  в группе. Даны рекомендации о том, какие игрушки необходимо приобретать для игр детей дома.Альбом «Книгообзор для родителей» представлен список художественные произведений, предусмотренных программой для детей группы.                 Альбом «День за днем»  включает в себя всю текущую работу в группе. Этот альбом отличается своей динамикой, т.к. обновление  происходит особенно часто.  Здесь размещены объявления, план мероприятий на ближайшее время, материалы с праздников  нашей группы, ООД и режимных моментов детей.                                                                      Альбом «Консультации для родителей» интересен  тем, что в его разработке участвуют сами родители. Весь материал передаётся воспитателю в электронном виде – текст, фотографии, а он размещает эту информацию на страницах альбома. Многие родители испытывали неловкость в данном вопросе, но после того, как появились первые очерки, родители с большей охотой стали принимать участие в пополнении этой страницы и  уже виден результат этой работы. Альбом «Познаём мир вместе»,   в котором представлен  алгоритм работы: в  группе детям и родителям дают задания, которые нужно выполнить дома вместе с родителями. Совместно с ребёнком родители читают книги, просматривают  энциклопедии, находят в интернете иллюстрации по теме, рассказывают,  опираясь на свой опыт, беседуют с ребёнком. Представлен список игр, речевых упражнений по всем разделам Программы.Альбом «Родительские собрания» выложены фотографии и подробно изложен материал, который воспитатели использовали на собрании для тех родителей, которые по каким либо причинам не смогли посетить родительское собрание.

Результаты работы:

  • высокая посещаемость родителями всех планируемых мероприятий;  
  • оптимизация детско-родительских отношений и сохранение семейных ценностей и традиций;                                                                                                  
  • использование родителями предложенных материалов в работе с детьми;
  •  участие в обсуждении  консультаций предложенных на стр.

 

 
 

 

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Перечень сайтов для родителей и их детей, которые помогут Вам найти ответы на все интересующие вопросы,  сделать жизнь интересной и познавательной.

 https://www.maam.ru/detskijsad/shtrihovka-dlja-doshkolnikov-rekomendaci-roditeljam-v-uslovijah-samoizoljaci.html  Рекомендации родителям. Штриховка для дошкольников

 https://youtu.be/XvV8bAyq3Jk  Веселая утренняя зарядка для дошкольников. Дистанционное обучение

 

https://eduregion.ru/k-zhurnal/doshkolniki-na-karantine-kak-zanimatsya-udalenno/. Игры для развития мелкой моторики (видео)

 

https://mersibo.ru - Мерсибо.  Развивающие игры для детей, логопедов, педагогов, психологов.

 

https://www.igraemsa.ru - "Играемся". Детские развивающие игры онлайн

 

http://www.razvitierebenka.com - Сайт "Развитие ребенка" - игры от 0 до 7 лет

 

https://viki.rdf.ru - детские электронные презентации и клипы

 

http://razvitiedetei.info - сайт "Развитие детей", на котором есть все для неутомимых родителей

 

https://www.karusel-tv.ru - Онлайн-телеканал "Карусель". Детские передачи, мультики

"Союзмультфильма", онлайн-игры для малышей.

 

http://www.teremoc.ru - Теремок. Развивающие игры, обучалки, раскраски, веселый досуг.

 

http://www.poznayka.ru - Познайка. Развивающие игры, раскраски, аппликации и многое другое для того, чтобы обучаться, играючи.

 

http://www.i-gnom.ru/games/view_game_cat.php - Интернет-гномик. Развивающие игры для детишек дошкольного возраста помогут в обучении навыкам счета, сравнения, познакомят детей с геометрическими понятиями, помогут усвоить алфавит.

 

https://345-games.ru - Развивающие игры для детей 3-4-5 лет. Здесь три основных раздела: онлайн-игры, оффлайн-игры и интересное-полезное детское видео. Ищем отличия, учим буквы и цифры, сооружаем поделки - в общем, всесторонне развиваемся.