Искандарова Ляйсан Рамазановна
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Осень».
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о признаках осени.
Задачи:
-систематизировать знания детей об осени;
-закрепить названия осенних месяцев;
-учить детей называть приметы осени;
-расширить и активизировать словарь по теме «Осень»;
-воспитывать умение видеть красоту осенней природы в произведениях и картинах.
Предварительная работа:
• Беседы об осени с выделением признаков в разные периоды, наблюдения за изменениями в природе, отгадывание загадок об осени, рассматривание иллюстраций по теме «Осень», беседа о перелетных птицах; беседа о жизни зверей осенью;
• Накопление словаря: «золотая», «щедрая», «ранняя», «поздняя» осень; названия осенних месяцев;
Ход занятия:
Под музыку входит Осень.
- Здравствуйте, ребята, вы знаете кто я? Я - Осень. Пришла к вам в гости. Я хотела узнать, что вы знаете обо мне.
Воспитатель:
- Здравствуй, Осень. Наши дети очень рады тебя видеть. И многое знают о тебе. Хочешь убедиться?
Осень:
-Да. Тогда я буду задавать вам вопросы, и за каждый правильный ответ я вам буду давать осенние листочки из моего леса. Давайте мы с вами поиграем в игру «Правда или нет». Я буду вам читать утверждения, а вы, если это верно, хлопать в ладоши, а если неправда - топать ножками:
1) Осенью день становится длиннее.
2) Птицы приплетают из тёплых стран.
3) В Октябре становится теплее, чем в Сентябре.
4) В Октябре порадует первый снег.
5) Октябрь называют ранней осенью.
6) Осенью температура воздуха опускается до ноля градусов.
- Молодцы ребята! Хорошо знаете признаки осени. А какой бывает осень? (Ранней, поздней, золотой). Сейчас какая осень? (Золотая).
- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, ёж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие, как белка, хомяк).
- Кто еще хочет что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые).
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые залегают в спячку до весны).
- Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (Есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края).
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными).
- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (Осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше).
- Молодцы, правильно ответили на вопросы, а теперь мы поиграем с нашими листочками.
«Осенние листочки»:
Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение:
Мы, листики осенние, на веточках сидели, ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели и на землю тихо сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
Повертел их, покружил и на землю опустил.
(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся).
- А сейчас я вам предлагаю закрыть глаза и послушать музыку. (Звучит музыка П.И. Чайковского из серии «Времена года» «Октябрь»). Какое время года себе представили? А какой месяц? Как изменяется природа в Октябре? А теперь послушайте стихотворение А.С. Пушкина «Октябрь»:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
- Понравилось вам это стихотворение? Какие прекрасные произведения создали обо мне поэты, композиторы и художники.
Воспитатель:
- Мы тоже с детьми знаем стихотворения о тебе. (Дети рассказывают несколько стихотворений).
Осень! Твой красив убор!
Янтарем горит узор.
Сарафан с цветной каймой,
Полушалок с бахромой
Разукрашен листьями
И рябины кистями.
А из ягод алых
Бусы, как кораллы!
* * *
Осенью бывают
Ясные деньки.
Листики порхают,
Словно мотыльки.
Нити паутинки
На кустах блестят,
Льется на тропинку
Желтый листопад.
* * *
Вьется, петляет тропинка лесная,
По лесу осень идет золотая.
Желтый орешник и куст бересклета
Возле тропинки стоят, как букеты
Поздних, но ярких осенних цветов.
Осень бредет вдоль речных берегов,
Осень касается листьев рукой —
Льются с небес тишина и покой.
- Спасибо, ребята, мне очень понравились стихотворения. А теперь давайте поиграем в игру "Погода осенью". Дети, а какая бывает погода осенью?
Когда идет дождь – дождливая,
Когда дует ветер – ветреная,
Холодно – холодная,
Пасмурно – пасмурная,
Сыро – сырая,
Хмуро – хмурая,
Ясно – ясная.
Молодцы ребята!
Воспитатель:
- Ребята, а теперь предлагаю вам игру с мячом, которая называется «Осенью». Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.
Листья осенью (что делают) — Листья осенью желтеют, опадают и т. д.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.
Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают.
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Осень:
- Ребята, я поняла, что вы меня очень любите! Очень много знаете обо мне! Очень много листочков вы собрали.
Воспитатель:
- Смотрите, ребята, какие красивые и разные листья принесла нам осень. Давайте посмотрим, с какого дерева этот лист. С дуба, значит, он дубовый, а этот с берёзы, значит, он берёзовый. А ещё у нас есть лист клёна, значит, он кленовый.
Осень:
- Какие вы ребята молодцы! Мне у вас очень понравилось, но мне пора в лес.
У меня ещё много дел в лесу. Обещаю всем вам я, что чудесные подарки ожидают вас, друзья! Спелых яблок вам даю и за все благодарю! (Осень уходит).
Воспитатель:
- Ребята, вы молодцы, показали хорошие знания об осени. А вам понравилось занятие? Что больше понравилось? (Ответы детей).