Журавлева Люция Васильевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9»,
Челябинская область, г.Кыштым
Воспитатель
Проект «Здоровые дети - здоровое будущее»
СКАЧАТЬ (с фото)
Вид проекта: долгосрочный (1 год).
Тип проекта: познавательно-игровой.
Участники проекта: воспитатели, дети первой младшей, второй младшей и средней групп и их родители.
Возраст детей: от 2 до 5 лет.
Проблема: В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось.
Обоснование проблемы: Недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания. Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, растущие факторы риска). Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Актуальность проекта: Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Здоровый ребенок характеризуется гармоничным, соответствующим возрасту физическим, интеллектуальным, эмоционально – волевым, нравственным и социальным развитием. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков ЗОЖ (здорового образа жизни).
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы станем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, только в этом случае можно будет надеяться, что будущие поколения будут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически.
Цель проекта: создать единое здоровье сберегающее пространство для формирования навыков здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста; повышать уровень знаний и обогащать опыт родителей о здоровом образе жизни через взаимоотношение с воспитателями группы.
Задачи проекта:
- повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы.
- создавать условия для благотворного физического развития детей.
-воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
- использовать в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемы интеграции разных видов деятельности.
- повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах ЗОЖ, активизация роли родителей в создании ЗОЖ.
Предполагаемые результаты проекта:
- Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы;
- Создание предметной развивающей среды, обеспечивающей эффективность оздоровительной работы;
- Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ;
- Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями с целью повышения компетентности в вопросах физического воспитания и оздоровления детей.
Этапы реализации проекта:
1 этап - организационный:
- сбор информации и подготовка литературы по теме проекта;
- планирование работы по реализации проекта;
- привлечение родителей к реализации проекта, индивидуальные беседы;
- изучение методической литературы.
2 этап – практический:
- Беседа «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу», беседа- игра « Как мы занимаемся физкультурой», ситуативные разговоры с целью закрепления культурно- гигиенических навыков. Просмотр фильмов о ЗОЖ.
- Дидактические игры «Чудесный мешочек », «Что лишнее?» (называть предметы гигиены), «Домино», «Овощи и фрукты», « Назови правильно овощи и фрукты», «Найди картинку».
-Дидактические упражнения « Как мы умеем умываться» , « Как правильно одеваться, чтобы не простудиться» «Снеговик простудился». Игровые приемы «Расскажи кукле Кате, почему нельзя ходить по лужам». Игровая ситуация «Катя закаляется», « Зайка заболел» (скушал грязную морковку)
-Экскурсия в медицинский кабинет.
-Игра- занятие с водой « Искупаем зайку»
-Разбор схем, изображающих правила личной гигиены детей.
- Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Федорино горе», «Доктор Айболит», «Мойдодыр», В. Берестова «Больная кукла».
- Разучивание пословиц, поговорок, стихов и потешек о здоровье.
- Загадки про спорт и здоровый образ жизни.
- Утренняя гимнастика с родителями.
- Гимнастика после сна.
- Коллективная аппликация «Ягоды и яблоки на блюдечке», «Консервируем овощи на зиму», «Витаминное дерево».
-Лепка «Кушай, Мишка, на здоровье (фрукты)», «Наливные яблочки» «Мандарины и апельсины для мамы и папы» «Витаминная тарелка» (лепка овощей и фруктов), коллективная лепка «Корзинка с полезными овощами и фруктами»
-Рисование «Спелая рябина», «Апельсины и мандарины для больной куклы» «Угощение для кукол» (витамины в баночке).
-Подвижные игры «Солнышко и дождик», «У медведя во бору», «Кошки - мышки», «Зайка серый умывается» «По мостику» «Лягушки».
-Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Больница», «Аптека», «Мы были у врача».
Работа с родителями:
- Консультации для родителей « Компоненты здорового образа жизни»,
« Весна без авитаминоза», «Закаливание – первый шаг на пути к здоровью».
- Анкетирование родителей «Правильное питание».
- Буклеты и памятки: «Закаливание», «Правила здорового образа жизни»,
« Личная гигиена», « Режим дня у дошкольника».
- Родительское собрание: « Здоровый образ жизни – здоровая привычка».
3 этап - итоговый:
- Выставка детских работ по рисованию «Спелая рябина», коллективные аппликации «Ягоды и яблоки на блюдечке», «Консервируем овощи на зиму», «Витаминное дерево».
-Фотовыставка «Здоровые дети – в здоровой семье», спортивное мероприятие «Если хочешь быть здоров, будь и к спорту ты готов»
- Выставка рисунков «Со спортом дружить - здоровым быть!»
- Подведение итогов по реализации проекта.
- Обобщение опыта работы по проекту и предъявление его на педсовете.
Формы и методы реализации проекта:
Формы:
- наблюдения, беседы, консультации, анализ, НОД, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, подвижные игры, гимнастики (утренние, дыхательные, после сна ).
Методы:
-Словесные: беседа, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя.
-Наглядные : рассматривание иллюстраций, книг, показ воспитателем упражнений, гимнастик, фильмов.
-Практические : продуктивная и оздоровительная деятельность.
- Игровые: дидактические игры и подвижные игры.
Непосредственная образовательная деятельность:
1.Физическое развитие
Утренняя гимнастика:
С целью формирования представлений о влиянии физических упражнений на организм человека и воспитания любви к физическим занятиям, мы проводили утреннюю гимнастику, но не обычную, а с участием родителей.
Гимнастика пробуждения:
«Если хочешь быть здоров – закаляйся!».
Для общего укрепления и оздоравливания организма ребенка, обеспечения бодрого, уравновешенного состояния мы проводим оздоровительную гимнастику после сна. С целью создания благоприятных условий для физического развития и укрепления организма детей, развития координаций движений, мелкой моторики рук, снятия мышечного напряжения ног, с детьми проводились упражнения с мячом и кубиками.
Ходьба по массажной дорожке (с целью профилактики плоскостопия). А так же проводились закаливающие процедуры (с песком и водой).
Прогулка. Подвижные игры:
С целью повышения двигательной активности, ловкими, выносливости, смекалки проводились подвижные игры «Солнышко и дождик», «У медведя во бору», «Кошки - мышки» и т. д. Чем вызвали у детей положительный эмоциональный настрой.
2. Познавательное развитие:
Дидактические игры:
С целью формирования представлений у детей о значении и необходимости гигиены, закаливания в сохранении здоровья; воспитании культурно-гигиенических навыков проводилась игры «Что лишнее?», «Домино» (овощи и фрукты), «Чудесный мешочек» (называть предметы гигиены) и т. д.
3.Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Аптека», «Мы были у врача».
- Экскурсия в медицинский кабинет.
В сюжетно-ролевых играх мы знакомим детей с профессией врача, объясняем, как они помогают нам побороть болезнь и снова стать здоровыми, рассказываем о важности прививок для профилактики заболеваний. В сюжетно-ролевых играх идёт закрепление полученных знаний, когда ребёнок выступает в роли больного или доктора.
Экскурсия в медицинский кабинет наглядно показывает работу врача, знакомя с некоторыми медицинскими инструментами ( фонендоскоп, шприц, ростомер).
4. Художественно-эстетическое развитие:
Рисование: «Спелая рябина».
Малыши рисовали «Спелую рябину», но необычным способом-кистью, а приемом печатания.
« Консервируем овощи на зиму», «Витаминное дерево». В рисовании мы закрепили знания и представления детей о том, что полезные для здоровья витамины находятся в овощах, фруктах и ягодах, учили детей нетрадиционной изобразительной технике рисования.
Аппликация (коллективная): «Ягоды и яблоки на блюдечке».
С целью формирования представлений у детей о полезных продуктах, о пользе ягод и фруктов для здоровья человека, о пользе витаминов. Мы выполнили коллективную аппликацию «Ягоды и яблоки на блюдечке». Чем вызвали у детей желание употреблять в пищу как можно больше ягод и фруктов.
Лепка: «Кушай, Мишка, на здоровье (фрукты и овощи)».
Малыши лепили по образцу фрукты и овощи. В лепке мы формировали первичные представления у детей о пользе фруктов и овощей. Учили детей получать радость от коллективного труда.
5.Взаимодействие с семьёй:
Анкетирование:
Для получения информации об отношении родителей к вопросам здорового образа жизни детей, с родителями воспитанников было проведено анкетирование на тему: ««Правильное питание».
Консультации:
Чтобы разъяснять родителям необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребёнка, с родителями воспитанников было проведено консультирование на темы:
« Компоненты здорового образа жизни», « Весна без авитаминоза», «Закаливание – первый шаг на пути к здоровью».
С целью повышения компетентности родителей в вопросах ЗОЖ, в уголке для родителей были представлены наглядные материалы по формированию здорового образа жизни:
-папка-передвижка «Веселые старты»;
- буклеты ««Закаливание», «Правила здорового образа жизни», « Личная гигиена», « Режим дня у дошкольника».
- фотовыставка «Здоровые дети – в здоровой семье»;
6. Спортивное мероприятие:
«Если хочешь быть здоров, будь и к спорту ты готов»
Для создания положительного эмоционального настроя у детей и пропаганды здорового образа жизни, мы провели спортивное развлечение, чем вызвали у детей положительное отношение к здоровому образу жизни.
Ожидаемые результаты проекта:
- Повысить интерес к физическим упражнениям и спорту родителей и детей;
- Способствовать укреплению внутрисемейных связей, обогащению воспитательного опыта родителей;
- Создание единого воспитательно - образовательного пространства на основе доверительных патнерских отношений между воспитателями и родителелями.
4. Снизить показатели заболеваемости у детей.
Воспитательная ценность проекта:
1. повысить интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах.
Познавательная ценность проекта:
1. повысить знания о значимости здорового образа жизни.
2. Расширить представление о закаливающих мероприятиях.
Вывод: С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием интегрированного подхода в этом направлении.