Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6163 «Звуки [С] - [Ш] – дифференциация в словах», конспект логопедического занятия

Опубликовано 27.10.2020

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ОЛЕНЁНОК»

 

 

 

 

 «Звуки [С] - [Ш]  – дифференциация в словах» 

конспект индивидуально-подгруппового

логопедического занятия  

(подготовительная к школе группа)

СКАЧАТЬ (полный материал)

 

                                              Автор:                                     

                                                                               Ткаченко Елена Ивановна 

   учитель-логопед 

 

 

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие

Интеграция образовательных областей:  Социально-коммуникативное развитие

                                                              Познавательное развитие

                                                              Физическое развитие

                                                                     Художественно - эстетическое развитие

Цель:   Дифференциация звуков [С] - [Ш]  в словах.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные: закрепить навыки различения на слух звуков [с] - [ш]  и правильного употребления их в речи, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.
  2. Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух и восприятие, словарный запас, развивать у детей умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматическую конструкцию и отвечать на вопросы, развивать словарный запас, мышление, внимание, память,  воображение, артикуляционную, мелкую и общую моторику, умение отвечать развёрнутыми фразами.
  3. Коррекционно-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, усидчивости, сохраняя положительный климат и интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование:

- для детей: карандаши, индивидуальные зеркала, по пять предметных картинок в конвертах, рисунок №1, планшеты

- для учителя-логопеда: шкатулка, сундук, буквы С и Ш, мяч, схема слова, картинный материал (на слайдах): Бабушка-Загадушка (фото), солнце, зубная щётка, сердитая кошка, варенье, фокусник, кисти рук, смайлик «Я слушаю», уши, шишки, подушка, капуста, сорока, миска, карандаш.

Планируемые результаты (целевые ориентиры):

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

- умеет внимательно слушать и давать развёрнутые ответы;

- может различать звуки [с] - [ш] на слух;

- выделять звуки в словах;

- развита мелкая моторика;

- способен к волевым усилиям.

 

 

 

 

Содержание занятия.

I.Создание мотивационного поля

Приветствие

Логопед: Здравствуйте, дети. У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. Приглашаю встать в круг радости и поприветствуем друг друга.

Здравствуй, солнышко родное!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, матушка-земля!

Здравствуй, ты, и здравствуй, я!

Дети с логопедом встают в круг и приветствуют друг друга.

Введение в игровую ситуацию

Логопед: Посмотрите на эти два предмета. Как они называются?

Дети отвечают.

                 Правильно. Справа от меня – сундук, слева – шкатулка.

Скажите, чем эти предметы отличаются друг от друга?

Дети: Сундук больше, чем шкатулка. Шкатулка маленькая и очень красивая. У сундука есть замок…

Логопед: А в чём их сходство?

Дети: Они похожи на ящик с крышкой. В сундуке и шкатулке что-то хранят.

Логопед: Правильно. Сундук – ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и замком; шкатулка – небольшой закрывающийся ящик для мелких вещей. Произнесите слово сундук и выделите первый звук.

Дети: С-с-с.

Логопед: Произнесите слово шкатулка  и выделите первый звук.

Дети: Ш-ш-ш.

Логопед: Скажите, кто догадался, с какими звуками мы будем с вами сейчас работать?  

Дети: [с] - [ш].

Логопед: Сегодня мы будем различать звуки [с] - [ш]  на слух и закреплять их правильное произношение в словах.

 Логопед:  А как вы думаете, кто мог нам прислать сундучок и шкатулку?

(Рассуждения детей)

Логопед:  Помните мы с вами ходили в гости к Бабушке-Загадушке? И она для вас передала эти подарки. А подарки не пустые. Как вы думаете, что Бабушка-Загадушка могла в них положить?

Дети: Там могут быть игрушки, загадки.

Логопед:  Посмотрим, что же здесь лежит (достаёт картинку «Солнышко» или обращает внимание на слайд). Бабушка-Загадушка добрая, прислала нам кусочек тепла.

Упражнение «Лучики» (на развитие мимических мышц лица)

 Логопед: Закройте глаза. Представьте себе, что ярко светит солнышко, лучики вас пригревают. И вдруг один лучик посветил на правую щечку – надуйте её.

Другой посветил на левую щечку – надуйте её.

Посветил на носик – наморщите его.

Третий лучик светит на лоб – пошевели бровями.

Четвёртый светит на веки – поморгай глазами.

Лучики спрятались, можно открыть глаза.

 Артикуляционная и дыхательная гимнастика  (укрепление мышц артикуляторного аппарата, закрепление правильного артикуляционного уклада звуков [с] - [ш] и выработка правильной воздушной струи).

Работа с индивидуальными зеркалами

Дети выполняют  в несколько подходов под счет до 10 артикуляционное упражнение.

Логопед показывает детям предметную картинку «Зубная щетка», выполнение упражнения «Чистим зубки» (из стороны - в сторону, затем снизу – вверх).

Рот откройте, улыбнитесь, 
Свои зубки покажите, 
Чистим зубки нижние, 
Ведь они у нас не лишние.

 Логопед показывает детям предметную картинку «Сердитая кошка», выполнение упражнения «Киска рассердилась».

Выгляни в окошечко,

Там увидишь кошечку.

Кошка спинку выгнула.

Зашипела, прыгнула…

Рассердилась киска-

Не подходите близко!

Логопед показывает предметную картинку «Варенье», выполнение упражнения «Вкусное варенье» (работаем с верхней губой).

Нашей Маше очень смело, 
На губу варенье село, 
Нужно ей язык поднять, 
Чтобы капельку слизать.

Логопед показывает предметную картинку «Фокусник», выполнение упражнения «Фокус» с кусочком бумаги или ваты.

С вами в цирке побывали,

За фокусами наблюдали,

Но и сами мы с усами,

Фокусы покажем маме.

II. Актуализация имеющихся знаний у детей

Логопед: Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [с]?

Дети: Когда мы произносим звук [с], наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы, воздушная струя холодная.

Логопед: А как работают губы, язык при произношении звука [ш]?

Дети: При произношении звука [ш] наши губы вытягиваются в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к нёбу, воздушная струя тёплая.

Логопед:  Что ещё мы можем сказать про эти звуки?

Дети: Эти звуки согласные, твёрдые, глухие.

Логопед:  Почему вы так считаете?

Дети: Их нельзя пропеть. Они состоят из шума, а голос молчит. Воздух, выходя изо рта, встречает препятствия.

Развитие движений кистей рук 

Логопед показывает предметную картинку «Кисти рук»

Логопед:  Положение язычка можно показать с помощью руки: с-с-с ( кисть руки внизу)

ш–ш–ш (кисть руки вверху) При этом можно себя проверить: произнося звук, подносим руку ко рту и чувствуем струя холодная или тёплая.

Логопед:  Представим, что ваша кисть руки – это язык. Если слово со звуком [с], то пальчики опущены вниз, если со звуком [ш], то пальчики подняты вверх (как наш язычок).

Проговариваем звуки, сопровождая движениями кистей рук

( упражнение выполняются сначала правой, потом – левой,

затем обеими кистями рук одновременно).

III. Самостоятельное применение знаний на практике

Игра «Узнай звук»

 Логопед показывает предметную картинку «Я слушаю»

Логопед: Когда вы услышите в произнесённых мной словах звук [с] – кисть руки опускаем, а когда услышите звук [ш]  - кисть руки поднимаем.

Сом, шапка, душ, самолёт, шуба, кошелёк, оса, шлем, пушка, кошка, сок.

Дети выполняют задание.

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Логопед достаёт из сундучка конверт с заданием «Доскажи словечко» и несколькими предметными картинками

Логопед: Поиграем в игру «Доскажи словечко»   

Кошка на подушке
Лапкой моет ...ушки.

 

Если мы растём на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно… шишек.

 

Здесь весною было пусто

Ночью выросла …капуста.

Ложится спать, кряхтя, старушка,
Кладёт под голову … подушку.

 

Испекла старушка пышки
И сложила пышки в … миску.

 

Верещунья белобока,

А зовут её… сорока

 

Кто альбом раскрасит наш?

Ну конечно… карандаш.

 

 

Игра с мячом «Измени слово»

Логопед показывает предметную картинку «Мяч»

Логопед:  Предлагаю вам поиграть с мячом. Я буду называть слова со звуком С, а вы в этих словах С меняйте на Ш, получая новые слова.

(Мяч кидаем друг другу при каждом слове).

Вас – ваш, нас – наш, усы -  уши, касса - каша, крыса - крыша,

сила - шило, каска - кашка, маска - Машка,

миска - мишка, сутки - шутки…

Видео-физминутка «Ёлочка»

Самостоятельная деятельность.

Логопед:  Посмотрите, в сундуке ещё какой-то конверт. Здесь задания для каждого из вас. Перед вами картинка, возьмите карандаш и  обведите им те предметы, в названии которых есть звук Ш.

 

 

                      

                                                                                                              Рисунок 1

Дидактическая игра «Подарок»

Логопед: Бабушка-Загадушка приготовила для нас много интересных игр. Шкатулку и сундучок мы должны отправить обратно. Но мы же не можем их оправить пустыми. У каждого на столах лежат конвертики. Посмотрите, что там? Эти картинки мы подарим нашей Бабушке-Загадушке, но помните, что она принимает только те  подарки, в названии которых есть звук Ш или С, а ещё надо определить место звука в слове. Берёте картинку, называете изображённый на ней предмет. Если в слове слышится звук [с], то картинку положите в сундук, если слышите звук [ш], то в шкатулку. 

Дети выполняют задание, комментируя каждую картинку.

  1. IV.            Рефлексия.

Логопед: Что хотели бы вы сказать, пожелать Бабушке-Загадушке.

Логопед: А как вы думаете, она осталась довольна вами, вашими ответами, поведением? Как вы думаете, что у вас получилось, а с чем вы не справились, может некоторые задания были сложными?

Коммуникативная игра «Мы с тобой одна семья»  (воспитание доверительного отношения друг к другу)

Логопед и дети встают в круг, проговаривают стихотворение и выполняют движения:

Ты и я, ты и я,                       (указывают пальчиком друг на друга)

Мы с тобой одна семья.      (кладут руки на плечи друг другу)

Вместе читаем,                     (делают «очки»)

Вместе играем,                      (подпрыгивают)

Друзьям помогаем.               (пожимают друг другу руки)

                                                                                                                                                    

 

 Источники:

  1. Боровцова Л. А.

Документация учителя-логопеда ДОУ. Методическое пособие. (Библиотека журнала «Логопед») – М. 2008г.

  1. Нищева Н. В.

Конспекты подгрупповых логопедических занятий  в старшей логопедической группе детского сада для ОНР. – СПб. 2008г.

  1. 3.     http://logoportal.ru/logopedicheckoe-zanyatie-po-teme-differentsiatsiya-s-sh/.html