МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ОЛЕНЁНОК»
«Звуки [С] - [Ш] – дифференциация в словах»
конспект индивидуально-подгруппового
логопедического занятия
(подготовительная к школе группа)
СКАЧАТЬ (полный материал)
Автор:
Ткаченко Елена Ивановна
учитель-логопед
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Физическое развитие
Художественно - эстетическое развитие
Цель: Дифференциация звуков [С] - [Ш] в словах.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные: закрепить навыки различения на слух звуков [с] - [ш] и правильного употребления их в речи, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.
- Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух и восприятие, словарный запас, развивать у детей умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматическую конструкцию и отвечать на вопросы, развивать словарный запас, мышление, внимание, память, воображение, артикуляционную, мелкую и общую моторику, умение отвечать развёрнутыми фразами.
- Коррекционно-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, усидчивости, сохраняя положительный климат и интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование:
- для детей: карандаши, индивидуальные зеркала, по пять предметных картинок в конвертах, рисунок №1, планшеты
- для учителя-логопеда: шкатулка, сундук, буквы С и Ш, мяч, схема слова, картинный материал (на слайдах): Бабушка-Загадушка (фото), солнце, зубная щётка, сердитая кошка, варенье, фокусник, кисти рук, смайлик «Я слушаю», уши, шишки, подушка, капуста, сорока, миска, карандаш.
Планируемые результаты (целевые ориентиры):
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- умеет внимательно слушать и давать развёрнутые ответы;
- может различать звуки [с] - [ш] на слух;
- выделять звуки в словах;
- развита мелкая моторика;
- способен к волевым усилиям.
Содержание занятия.
I.Создание мотивационного поля
Приветствие
Логопед: Здравствуйте, дети. У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. Приглашаю встать в круг радости и поприветствуем друг друга.
Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, ты, и здравствуй, я!
Дети с логопедом встают в круг и приветствуют друг друга.
Введение в игровую ситуацию
Логопед: Посмотрите на эти два предмета. Как они называются?
Дети отвечают.
Правильно. Справа от меня – сундук, слева – шкатулка.
Скажите, чем эти предметы отличаются друг от друга?
Дети: Сундук больше, чем шкатулка. Шкатулка маленькая и очень красивая. У сундука есть замок…
Логопед: А в чём их сходство?
Дети: Они похожи на ящик с крышкой. В сундуке и шкатулке что-то хранят.
Логопед: Правильно. Сундук – ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и замком; шкатулка – небольшой закрывающийся ящик для мелких вещей. Произнесите слово сундук и выделите первый звук.
Дети: С-с-с.
Логопед: Произнесите слово шкатулка и выделите первый звук.
Дети: Ш-ш-ш.
Логопед: Скажите, кто догадался, с какими звуками мы будем с вами сейчас работать?
Дети: [с] - [ш].
Логопед: Сегодня мы будем различать звуки [с] - [ш] на слух и закреплять их правильное произношение в словах.
Логопед: А как вы думаете, кто мог нам прислать сундучок и шкатулку?
(Рассуждения детей)
Логопед: Помните мы с вами ходили в гости к Бабушке-Загадушке? И она для вас передала эти подарки. А подарки не пустые. Как вы думаете, что Бабушка-Загадушка могла в них положить?
Дети: Там могут быть игрушки, загадки.
Логопед: Посмотрим, что же здесь лежит (достаёт картинку «Солнышко» или обращает внимание на слайд). Бабушка-Загадушка добрая, прислала нам кусочек тепла.
Упражнение «Лучики» (на развитие мимических мышц лица)
Логопед: Закройте глаза. Представьте себе, что ярко светит солнышко, лучики вас пригревают. И вдруг один лучик посветил на правую щечку – надуйте её.
Другой посветил на левую щечку – надуйте её.
Посветил на носик – наморщите его.
Третий лучик светит на лоб – пошевели бровями.
Четвёртый светит на веки – поморгай глазами.
Лучики спрятались, можно открыть глаза.
Артикуляционная и дыхательная гимнастика (укрепление мышц артикуляторного аппарата, закрепление правильного артикуляционного уклада звуков [с] - [ш] и выработка правильной воздушной струи).
Работа с индивидуальными зеркалами
Дети выполняют в несколько подходов под счет до 10 артикуляционное упражнение.
Логопед показывает детям предметную картинку «Зубная щетка», выполнение упражнения «Чистим зубки» (из стороны - в сторону, затем снизу – вверх).
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим зубки нижние,
Ведь они у нас не лишние.
Логопед показывает детям предметную картинку «Сердитая кошка», выполнение упражнения «Киска рассердилась».
Выгляни в окошечко,
Там увидишь кошечку.
Кошка спинку выгнула.
Зашипела, прыгнула…
Рассердилась киска-
Не подходите близко!
Логопед показывает предметную картинку «Варенье», выполнение упражнения «Вкусное варенье» (работаем с верхней губой).
Нашей Маше очень смело,
На губу варенье село,
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать.
Логопед показывает предметную картинку «Фокусник», выполнение упражнения «Фокус» с кусочком бумаги или ваты.
С вами в цирке побывали,
За фокусами наблюдали,
Но и сами мы с усами,
Фокусы покажем маме.
II. Актуализация имеющихся знаний у детей
Логопед: Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [с]?
Дети: Когда мы произносим звук [с], наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы, воздушная струя холодная.
Логопед: А как работают губы, язык при произношении звука [ш]?
Дети: При произношении звука [ш] наши губы вытягиваются в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к нёбу, воздушная струя тёплая.
Логопед: Что ещё мы можем сказать про эти звуки?
Дети: Эти звуки согласные, твёрдые, глухие.
Логопед: Почему вы так считаете?
Дети: Их нельзя пропеть. Они состоят из шума, а голос молчит. Воздух, выходя изо рта, встречает препятствия.
Развитие движений кистей рук
Логопед показывает предметную картинку «Кисти рук»
Логопед: Положение язычка можно показать с помощью руки: с-с-с ( кисть руки внизу)
ш–ш–ш (кисть руки вверху) При этом можно себя проверить: произнося звук, подносим руку ко рту и чувствуем струя холодная или тёплая.
Логопед: Представим, что ваша кисть руки – это язык. Если слово со звуком [с], то пальчики опущены вниз, если со звуком [ш], то пальчики подняты вверх (как наш язычок).
Проговариваем звуки, сопровождая движениями кистей рук
( упражнение выполняются сначала правой, потом – левой,
затем обеими кистями рук одновременно).
III. Самостоятельное применение знаний на практике
Игра «Узнай звук»
Логопед показывает предметную картинку «Я слушаю»
Логопед: Когда вы услышите в произнесённых мной словах звук [с] – кисть руки опускаем, а когда услышите звук [ш] - кисть руки поднимаем.
Сом, шапка, душ, самолёт, шуба, кошелёк, оса, шлем, пушка, кошка, сок.
Дети выполняют задание.
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Логопед достаёт из сундучка конверт с заданием «Доскажи словечко» и несколькими предметными картинками
Логопед: Поиграем в игру «Доскажи словечко»
Кошка на подушке
Если мы растём на ели, Мы на месте, мы при деле. А на лбах у ребятишек Никому не нужно… шишек.
Здесь весною было пусто Ночью выросла …капуста. |
Ложится спать, кряхтя, старушка,
Испекла старушка пышки
Верещунья белобока, А зовут её… сорока
Кто альбом раскрасит наш? Ну конечно… карандаш. |
Игра с мячом «Измени слово»
Логопед показывает предметную картинку «Мяч»
Логопед: Предлагаю вам поиграть с мячом. Я буду называть слова со звуком С, а вы в этих словах С меняйте на Ш, получая новые слова.
(Мяч кидаем друг другу при каждом слове).
Вас – ваш, нас – наш, усы - уши, касса - каша, крыса - крыша,
сила - шило, каска - кашка, маска - Машка,
миска - мишка, сутки - шутки…
Видео-физминутка «Ёлочка»
Самостоятельная деятельность.
Логопед: Посмотрите, в сундуке ещё какой-то конверт. Здесь задания для каждого из вас. Перед вами картинка, возьмите карандаш и обведите им те предметы, в названии которых есть звук Ш.
Рисунок 1
Дидактическая игра «Подарок»
Логопед: Бабушка-Загадушка приготовила для нас много интересных игр. Шкатулку и сундучок мы должны отправить обратно. Но мы же не можем их оправить пустыми. У каждого на столах лежат конвертики. Посмотрите, что там? Эти картинки мы подарим нашей Бабушке-Загадушке, но помните, что она принимает только те подарки, в названии которых есть звук Ш или С, а ещё надо определить место звука в слове. Берёте картинку, называете изображённый на ней предмет. Если в слове слышится звук [с], то картинку положите в сундук, если слышите звук [ш], то в шкатулку.
Дети выполняют задание, комментируя каждую картинку.
- IV. Рефлексия.
Логопед: Что хотели бы вы сказать, пожелать Бабушке-Загадушке.
Логопед: А как вы думаете, она осталась довольна вами, вашими ответами, поведением? Как вы думаете, что у вас получилось, а с чем вы не справились, может некоторые задания были сложными?
Коммуникативная игра «Мы с тобой одна семья» (воспитание доверительного отношения друг к другу)
Логопед и дети встают в круг, проговаривают стихотворение и выполняют движения:
Ты и я, ты и я, (указывают пальчиком друг на друга)
Мы с тобой одна семья. (кладут руки на плечи друг другу)
Вместе читаем, (делают «очки»)
Вместе играем, (подпрыгивают)
Друзьям помогаем. (пожимают друг другу руки)
Источники:
- Боровцова Л. А.
Документация учителя-логопеда ДОУ. Методическое пособие. (Библиотека журнала «Логопед») – М. 2008г.
- Нищева Н. В.
Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей логопедической группе детского сада для ОНР. – СПб. 2008г.