Тема " Я человек"
Задачи:
1. Формировать первичные представления у детей о человеке; совершенствовать умение сравнивать человека и куклу, находить общее и различие.
2. Обогащать активный словарь детей существительными,обозначающими части тела: голова, лицо, локоть, ладошка, пальчик, шея, грудь, колено, пятка.
3. Совершенствовать грамматический строй речи: согласовывать прилагательные с существительным. Развивать творческие способности детей и воображение.
4. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Ход занятия:
Ребята, посмотрите, друг на друга, улыбнитесь! И я вам улыбнусь: и Алисе, и Матвею, и Артему.
-А как можно назвать Арсения? Кто он? (человек).
-А Элина кто? Тоже – человек. И я человек, и Ильяс тоже.
-Все вместе – мы люди!
-Когда один – называют человек, когда много – люди!
В группе на стульчике сидит кукла.
Воспитатель: Ребята, я вчера ходила в магазин игрушек и увидела там очень красивую куклу. Она мне так понравилась, что я пригласила ее прийти к нам в гости. Зовут нашу гостью – Катя. Правда, она очень красивая? Ребята, а давайте мы ее с вами внимательно рассмотрим.
Воспитатель с детьми рассматривают, из каких частей состоит кукла. Что есть на голове? (волосы, уши).
На лице? (нос, рот, глаза, лоб).
Как устроены руки: локти, ладонь, пальцы.
А нога? (колени, пятки, пальцы).
А вот это что? (шея, грудь, живот).
А это? (спина).
Воспитатель: Наша Катя просто красавица! А на кого она похожа? На нас с вами она похожа?
Что на голове у куклы, а что у нас? (ответы детей).
У нас есть рот? (ответы детей).
А зачем нам с вами рот? (ответы детей).
А кукла может говорить? (ответы детей).
Зачем нам с вами глазки? (ответы детей).
Ребята, вы можете поднимать ручки? (ответы детей).
А как вы думаете, Катя может поднимать и опускать руки? (ответы детей).
Воспитатель поднимает кукле руки. Она поднимает руки не сама, а я ей их поднимаю. Только делать это надо аккуратно, чтобы не сломать куклу.
Воспитатель: Давайте проверим, может ли кукла двигаться? Мы поставим ее на пол возле стола и попробуем все вместе поиграть.
Нос, рот, голова,
Уши, щеки, лоб, глаза.
Плечи, плечи, шея, грудь
Не забыть бы что – нибудь!
Ноги, ноги – топ – топ.
Руки, руки – хлоп – хлоп.
Раз – туда. Два – сюда.
Это – «нет», а это – «да».
Ну вот, ребята, мы с вами двигались, а Катя нет. Она как стояла, так и стоит. Почему? Потому что она игрушка – неживая, а мы с вами люди – живые.
Приход зайки-игрушки.
-Ребята, все люди похожи друг на друга и у нас одинаковое тело.
-А на животных мы похожи? У них есть тело, как у человека? Дети затрудняются в ответе.
Воспитатель приносит игрушку, дети здороваются, гладят её, рассматривают.
-У собаки – лапы, а у человека – руки и ноги. Собака ходит на четырёх лапах, а человек на двух ногах.
-У собаки – хвост, а у человека – нет.
-Но у собаки есть голова, и у человека – голова.
-У собаки – пушистая шерсть, а у человека – гладкая кожа.
-Человек разговаривает, а собака - лает.
-Похожи мы на собаку или нет?
-Конечно, нет. Мы – люди, а собака – животное. У собачки своё тело, а у человека своё.
Дети прощаются с игрушкой.
Давайте поиграем. Я буду называть часть тела, а вы показывать.
Головушка – соловушка (гладят себя по голове).
Лобик – бобик.
Носик – курносик (с закрытыми глазами трогают кончик носа).
Щёчки – комочки (трут кулачками).
Глазки – краски (моргают).
Ушки – непослушки.
Ручки – хватучки.
Пальчики – мальчики.
Животик – обормотик.
Спинка - тростинка.
Ножки – топотожки.
(дети садятся).
Что умеет делать человек? (по ходу объяснения педагог выставляет картинки)
Человек дышит, так как он живой. Давайте с вами вместе подышим (дышат).
Человек может двигаться: ходить (показывает, дети повторяют), бегать, прыгать.
Человек питается, кушает. Человек не может жить без еды. Покажите, как вы кушаете.
Человек питается, чтобы расти. Человек растет. Я большой человек (поднять руки вверх, показать, что большой), а вы еще маленькие.
Итог занятия.
И так, мы с вами выяснили, что каждый из нас - человек. Мы все похожи друг на друга, и мы - живые, так как мы дышим, кушаем, двигаемся.
Вот какие мы с вами молодцы.
-Как можно назвать Валеру? (Человек).
-А когда нас много? (Люди).
-Какие части тела вы уже знаете? (Голова, туловище, руки, ноги).
-Что находится на лице у человека?(Глаза, нос и т.д.)