Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6648 «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Опубликовано 19.09.2021

Тимофеева Дарья Константиновна
МДОУ 16 Челябинская обл., г. Магнитогорск
Воспитатель

Патриотическое воспитание детей

дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно  по содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром. И желание сохранять, приумножать богатство своей Родины.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны.

Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в дошкольном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Патриотическое воспитание дошкольников наиболее полно реализуется при комплексном подходе к решению этой проблемы, т.е. включает в себя решение задач не только непосредственно нравственного, но и умственного. Трудового, эстетического и физического воспитания.

В процессе работы по нравственно-патриотическому воспитанию должны решаться и задачи эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее ребёнку помогает яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство, которое помогает детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также представить по новому то, что им хорошо знакомо.

Работа по патриотическому воспитанию детей связана с их физическим развитием, т.к. будущие граждане России должны быть здоровыми, сильными, крепкими, ловкими.

Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является приобщение их к труду, формирования ответственности за его результаты.

Таким образом, комплексный подход к воспитанию у детей любви к своей Родине – это взаимосвязь различных методов воспитания. Поэтому данная работа включает целый комплекс задач:

-воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

-формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;

-воспитание уважения к труду людей;

-развитие интереса к русским традициям и промыслам;

-формирование элементарных знаний о правах человека;

-расширение представлений о России, её столице;

-знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;

-развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

-формирования толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, т.к. воспитывает в ребёнке патриота.

 Для реализации патриотического воспитания дошкольников по такой системе необходимы:

-создание благоприятных материально-технических и социальных условий;

-обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;

-последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;

-тесный контакт по этой проблеме с семьёй, опора на её традиции и опыт.

Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребёнка, вызывает яркие эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению семейных связей. «В вашей семье  и под вашим руководством растет будущий гражданин… Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям»- эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с родителями.

Родители должны стать непременными участниками работы по патриотическому воспитанию детей, и  не только в рамках семьи. Они могут помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых  традиций.

 Чувство Родины… Воспитание его у ребёнка начинается с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушки, дедушки. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство родины связано и с восхищением тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении патриота. С младенчества ребёнок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают из поколения в поколение основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, сказки, загадки, пословицы, поговорки закладывают основы любви к своему народу, к своей Родине. Причём факты, явления, к которым привлекается внимание детей должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

 Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог прежде всего должен сам хорошо знать его, е также должен продумать, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив характерное только для данной местности, для данного края – то, что можно увидеть только здесь.

Любой край, область неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

К концу дошкольного детства ребёнок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, танцорами, музыкантами, художниками. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность. Чтобы избежать этого, необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества, т.е. воспитывать будущего гражданина своей страны.