Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6651 Самообразование «Подготовка к обучению грамоте детей в подготовительной группе»

Опубликовано 20.09.2021

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Новобирилюсский детский сад «Колокольчик»

 

 

 

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

 

Тема: «Подготовка к обучению грамоте детей в подготовительной группе»

                     

 

Воспитатель: Праздницина К.А

2021 – 2022год

 

Актуальность

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Основой для обучения грамоте является речевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению чтению и письму.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно. Ребенок овладевает разговорной речью, и это обусловливает некоторые особенности усвоения средств его родного языка.

Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение, но и рассказать о каком - то событии, явлении, описать его, о последовательности событий.

Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, то есть с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.

Слово - как грамматическая единица - это система всех его форм с их лексическими и грамматическими значениями. Наблюдая окружающий мир, ребенок, фиксирует свои знания о нем не только в лексике, в грамматике, но и учится анализировать слова, а затем читать.

        Психологические и педагогические исследования (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Е.И. Тихеева, Ю.И. Фаусек, Р.Р. Сонина и другие), опыт детских садов, семейного воспитания показали необходимость и возможность обучения  грамоте детей дошкольного возраста.

       Цель: Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового внимания и фонематического слуха, с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов.

      Задачи образовательной деятельности:

     1.Учить детей выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать, дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении (твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие, сонорные).

    2. Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов. Замечать слова с заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком, формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;

     3.Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные игры; активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.

     4. Уделять внимание подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма.

    5.Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.

     Планируемые результаты (в виде целевых ориентиров)

-хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение».

-дифференцировать понятия «звук» и «буква»;

-различать гласные и согласные звуки;

-осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;

-выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать  буквы.

по слоговые и слитные способы чтения

План работы на 2021 – 2022 учебный  год

Изучение методической литературы по теме самообразования (автор, название, год издания, издательство)

       Сентябрь.

Подбор наглядного материала с картинками на разные звуки.

Картотека «Артикуля ционная гимнастика»

Подбор и изготовление картотеки дидактических игр по обучению грамоте

Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей  группе детского сада. Воронеж 2009г.

     Октябрь.

Использование новых дидактических игр по обучению грамоте

Оформление консультации для родителей «С чего начинать обучение чтению»

Изготовление дидактичес кого материала «Звуковые домики», «Найди место звука в слове», «Схемы слов».

Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» «Детство – Пресс 2000г

    Ноябрь.

Подбор материала по формированию графических умений.

Консультация для родителей  «Как подготовить руку к письму?»

Пополнить картотеку с артикуляционной гимнастикой. Оформление картотеки с пальчиковыми игра ми.

Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет .ООО «ТЦ –Сфера»2014г

    Декабрь.

Использование пальчиковых игр.

Оформление консультации для родителей «Развитие мелкой моторики у детей»

Пополнение коллекции обводок и штриховок.

Волчкова  В. Н. Конспекты занятий в подготовительной группе. Воронеж 2010г

      Январь.

Знакомство с обводками и штриховками.

Презентация «Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте. Использование специальных символов в играх по формированию навыка звукового анализа».

Оформление консультации для родителей «Игры с буквами для дошколят»

Изготовление дидактичес ких игр: «Слоговые таблицы», «Составь слово»

Гаврина С. Е.Развитие речи. Школа дошколят. Москва Росмен 2014г

       Февраль.

 Обновление обводок, штриховок.

Консультация для родителей «Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте».

Беседа «Определение гласных звуков»

Пополнение картотеки с чистоговорками  и  скороговорками.

Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.

      Март.

Обновление наглядного материала на звуки.

Мастер – класс по подготовке дошкольников к обучению грамоте.

Беседа «Определение согласных звуков. Их классификация»

Изготовление дидактических игр.

Журова Л. Е , Варенцова «Обучение грамоте . Конспекты.

    Апрель.

 Досуг «В стране звуков».

 Консультация для родителей  «Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте». Оформление памятки для родителей «Страна букв».

Подбор материала для проведения итогового мероприятия:

Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 5 – 6 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.

    Май.  

Анализ работы.

Отчет о проделанной работе.

Итоговое родительское собрание.

 

Методическая литература

1Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Воронеж 2009г.

2. Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» «Детство – Пресс 2000г

3.Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет .ООО «ТЦ –Сфера»2014г

4.ВолчковаВ. Н. Конспекты занятий в старшей  группе .Воронеж 2010г

5.Гаврина С. Е.Развитие речи. Школа дошколят. Москва Росмен 2014г.

6.Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.

7.Журова Л. Е, Варенцова «Обучение грамоте . Конспекты.

8.Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.