Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6094 Аналитический отчёт воспитателя

Опубликовано 10.09.2020

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  «Чайка».

 

 

 

Аналитический отчет за период

 с 2015 по 2020 годы

СКАЧАТЬ (полный материал)


 

            Составитель:

                                           Баринова Маргарита Федоровна

        Должность:

         воспитатель,

                                                   первая квалификационная категория.

 


 

 

Нижняя Тура, 2020г.

 

                                                          Содержание

Введение……………………………………………………………………….............................3

 

1.Аналитическая  часть……………………………………………………………….………    7

 

1.1.Аализ результатов деятельности…………………………………………………………..  7

 

1.2Анализ условий получения результата ……………………………………………………17

 

1.3.Противоречия,возникшие в межаттестационный период……………………………….22

 

1.4.Самооценка эффективности собственной    деятельности………………………………23

 

2 Проектная часть………………………………………………………………………………24

 

2.1.Этапы исследования……………………………………………………………………..…25

 

2.2Система условий для реализации программы исследования………………………….…27

 

3.Заключение…………………………………………………………………………………   .29

 

4.Информационные  ресурсы………………………………………………………………….30

 

Приложение

 

Приложение № 1. Диагностика знаний воспитанников по теме: «Приобщение детей к истокам  русской народной культуры», первая группа раннего возраста.

Приложение №2.Диагностика знаний воспитанников по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», вторая  группа раннего возраста.

Приложение №3.Диагностика знаний воспитанников по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», младшая группа.

Приложение №4.Диагностика знаний воспитанников по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», средняя группа.

Приложение №5 диагностика знаний воспитанников по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», старшая группа

 


                                                      Введение

 

1.К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству,  и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»,  именно поэтому наши интересы обращаются  к нравственным ценностям, к культуре нашего народа.

Актуальность этой проблемы  в наше время приводит к мысли, что нам педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении:  от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и придания своего народа, до  приобщения детей к высотам классической,  отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.

Необходимость обращения  к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа  не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы  в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание  своих корней от народности  в воспитательном  процессе ведет  к бездуховности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогащение детей знаниями о национальной культуре. А поскольку все это возможно только посредством яркой  и образной речи, то темой работы я выбрала: «Приобщение детей к истокам русской народной  культуры».

Работая над данной темой, я старалась формировать  в душе ребенка любовь, бережное отношение  к окружающему миру, интерес  к красоте поэтического слова. Все это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребенка. Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора находит отклик в сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру. Приобщение к ценностям народной куль туры необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Детские впечатления неизгладимы. Во- первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты и любознательности, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они- часть великого народа. Во-вторых, следует использовать фольклор во все  его проявлениях ( сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д. ) Так как, детство – это время, когда возможно подлинное погружение в истоки национальной культуры

Поэтому целью моей работы является – формирование устойчивого интереса и любви к русской народной культуре, нравственных ориентиров, которых придерживается наш народ на протяжении веков.

Приступая  к выполнению поставленной цели, выработала для себя следующие

задачи:

 

  1. 1.     Изучить и проанализировать методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  2. 2.     Определить основные методы, формы использования устного народного творчества в работе с дошкольниками,  разработать систему их комплексного применения.
  3. 3.     Создать необходимые условия для развития речевых и творческих способностей воспитанников в каждой возрастной группе.
  4. 4.     Внедрить в образовательный процесс элементы современных образовательных технологий по приобщению детей к устному народному творчеству.
  5. 5.     Совершенствовать системы взаимодействий с родителями в процессе работы.
  6. 6.     Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, обрядам.

 

 

Фольклор как культурная ценность устной традиции является эффективным средством приобщения детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре, если:

-в педагогическом процессе фольклор представлен  как этнографический подлинник  в широких контекстных взаимосвязях и региональной специфики;

-овладение детьми фольклором опирается на использование го характерных свойств, таких как традиционность, устность, вариативность, коллективность, функциональность;

-включение воспитанника в традиционную народную культуру происходит посредством образовательной деятельности по образовательным областям: социально ‑коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно ‑эстетическое развитие, физическое развитие, содержание которой обусловлено тесной взаимосвязью духовного, фольклорного, познавательного и   практического компонентов;

-эффективность фольклорных занятий с детьми определяется комплексным подходом к освоению фольклора;

- методика приобщения являет собой совокупность педагогических форм, методов и приемов наследования  подлинных традиций в современных условиях;

-процесс приобщения реализуется в атмосфере сотворчества детей и взрослых в ситуации «проживания» фольклора, его социальной востребованности.

При отборе фольклорного материала учитывала возрастные особенности детей, но и огромное значение придавала индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка.

 

В основе моей работы по теме лежит выполнение системы развивающего образования детей  на основе требований Примерной общеобразовательной программы дошкольников « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,  программы О.Л.Князевой «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры». А так же методических рекомендаций и пособий М.В.Тихоновой «Красна изба», Т.Н.Данилиной «Дошкольнику об истории и культуре России», И.В.Богачевой «Мое отечество Россия»,

И.Г.Гавриловой «Истоки русской народной культуры», С.Р.Николаевой  «Народный календарь»,Л.Ф.Фесюковой «От трех до семи».

 

 

Работа основывалась на знаниях нормативно - правовых документах:

  • «Конвенция о правах ребёнка»
  • «Концепция дошкольного образования»
  • Закон Российской Федерации «Об образовании»
  • Конституция Российской федерации ст. 43. 72
  •  Письмо Министерства образования РФ от 02.06.1998г. № 89/34-16                   

 «О реализации прав дошкольных образовательных учреждений на выбор программно – педагогических технологий»

  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства РФ от 18.01.2012 № 22946
  • Трудовой кодекс Российской Федерации
  • Закон Российской Федерации «О реализации федеральной программы образования»
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 -ФЗ
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • СанПин 2.4.1.3049 – 13, от 15 мая 2013г. № 26. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  • Договор между ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников
  • Инструкции по ОТ и ТБ по видам работ, должностные инструкции
  • Областной закон «Об образовании в Свердловской области»
  • Областной закон « О защите прав ребенка»
  • Устав ДОУ от 06.06.2016 г. № 484
  • План работы ДОУ на текущий год
  • Основная общеобразовательная программа ДОУ от 08.10.2015 г. МАДОУ детский сад  «Чайка»
  • Примерная образовательная программа «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой
  • Рабочая программа

 

Понимая суть новизны содержания инноваций в технологиях дошкольного образования  на современном этапе развития нашего общества. Исходя из важности и актуальности содержания основных нормативных документов по дошкольному образованию в наше время, я решила, что

объектом исследования является образовательный процесс, направленный  на приобщение дошкольников к русской культуре.

Предметом исследования – уровень  сформированности  знаний, умений и навыков у детей в процессе работы над данной темой.

 

Гипотеза: если процесс образовательной деятельности, ориентированный на знакомство воспитанников  с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества систематичен, спланирован в соответствии с основополагающими принципами, то он может стать эффективным фактором развития речевых и творческих способностей дошкольников, духовного, нравственного и эстетического воспитания.

 

Свою педагогическую  деятельность я строила на следующих принципах:

1.научности и практичности: излагаемый материал по уровню должен быть доступен пониманию ребенка;

2.наглядности: развитие у детей познавательного интереса;

3.целостности, системности, логичности;

4.творческого подхода: это возможность разбудить воображение ребенка и развить его мысли тельные способности;

5.актуальности, целесообразности и перспективности;

6. валеологичности (безопасности);

7.управляемости ( система управления детским коллективом, система контроля ).

 

В своей работе   по приобщению детей к истокам русской народной культуры использовала следующие методы:

- наглядные ( демонстрация иллюстраций и картин ,показ способов действий);

-практические (разучивание пословиц ,загадок ,стихов с образным показом, экскурсия в музей );

- словесные (использование бесед, рассказов, коллективное чтение, сочинение сказок );

- игровые ( игры - драматизации ,дидактические игры, подвижные игры,  настольно- печатные ).

 

Формы работы:

 

Образовательная программа детского сада реализуется в организованных, совместных и самостоятельных формах деятельности;

- совместная деятельность педагога с детьми в ходе режимных моментов;

- непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми;

- в совместной деятельности с семьей.

 

 

Применение разнообразных форм, методов и  приемов положительно сказалось на результатах работ.

 
 

1.Аналитическая часть.

1.1.Анализ результатов деятельности.

 

                                                         2015 -2016 учебный год                  

(1 группа раннего возраста,  возраст воспитанников с 1 года до 2 лет)

 

Исходя  из особенностей детей этой группы определила задачи:

1. Приобщить детей к русскому фольклору

2. Обогащать речь детей, формировать отношение к окружающему миру

3. Воспитывать любовь к русскому фольклору.

В середине года провела первичную диагностику. Разработала  критерии для определения уровня знаний, умений и  навыков воспитанников 1 группы раннего возраста.

1.Слушает и понимает  короткие по содержанию народные песенки, потешки, сказки

.2.Проявляет эмоциональный отклик на песенки, потешки.

3. Слушает хорошо знакомые произведения с наглядным сопровождением и без него.

4. Принимает активное участие в пальчиковых играх.

5. Повторяет вслед за воспитателем некоторые стихотворения и выполняет несложные действия.

 Проанализировав полученные данные получила следующие результаты.

 

В группе 17 воспитанников.

Показатель сформирован - 4 в.- 23,5%

Показатель в стадии формирования- 7 в. -41,2%

Показатель не сформирован – 6 в.-35,3%

 

Определила конкретное содержание работы.

 

Набрав детей от 1,5 лет до 2 лет ,я столкнулась с трудностью, как пройдёт адаптация детей к дошкольному учреждению, когда дети впервые останутся без мамы и папы в новой обстановке. Тогда-то особую значимость приобрело народное творчество – фольклор. Ведь в период адаптации к новой обстановке, когда дети скучают по дому, маме, еще не могут общаться с другими детьми, взрослыми - важно найти подход к каждому ребенку. Поэтому в своей работе с детьми раннего возраста я начала использовать малые фольклорные формы: потешки, песенки, пестушки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к малознакомому человеку – воспитателю. Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, сказкам, стихам, прибауткам, я решила, что они помогут мне «разговорить» малышей, воспитать и способствовать появлению желания общаться.

    Для решения поставленных задач  я создала соответствующие условия: подобрала книги, наглядный материал (картинки, иллюстрации, вместе с родителями приобрели и изготовили настольно-печатные игры, которые помогали бы детям закреплять простейшие речевые навыки знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания.

 Пополнили книжный уголок. В книжном уголке разместили книги- игрушки, книги-раскладушки, книги-картинки, книжки-малышки.

 В театральном уголке поместили фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, разные виды театров дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекло внимание детей. Они с радостью шли в «книжный дом» рассматривали иллюстрации, пересказывали содержание знакомых потешек, сказок. Малые формы использовала и при формировании навыков самообслуживания и гигиены.

Мой опыт работы показал, что в момент появления увлекательной игрушки, показа красочной картинки эмоциональность детей столь высока, что они не слышат взрослого. Малыши всецело захвачены внешней стороной ситуации. Им нужно дать возможность эмоционально пережить и адаптироваться к присутствию, скажем Сороки-воровки, яркого петушка, колобка, красивой куклы.

Особенно актуально в свете новых требований  использовала проектную технологию. В рамках проектов «Умелые пальчики», «Нас учит фольклор» ребёнок учился  управлять своим поведением, овладевал средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Для родителей по данной теме провела консультации: «О роли малых форм фольклорных жанров в жизни ребенка», «Читайте детям сказки». Провела родительские собрания: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста», «Использование нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»,

 

В конце года провела повторное обследование, результаты заметно улучшились (см. приложение №1)

 

Показатель сформирован - 6в.- 35,3%

Показатель в стадии формирования -9 в.-52,9%

Показатель не сформирован - 2 в. -11,8%

 

 Двое детей остались на  низком уровне – плохая речь.

 

Вывод:  целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности. Благодаря этой систематичной, планомерной работе наши дети научились понимать речь взрослого, выполняют словесную инструкцию. Многие вступают в диалог со взрослыми и детьми, обращаются с просьбой. На занятиях могут слушать знакомые произведения без показа иллюстраций, пытаются подговаривать сказки и потешки при пересказе.

 

                                                                 2016 -2017 учебный год                     

(2 группа раннего возраста,  возраст воспитанников с 2  до 3 лет)

 

Исходя  из особенностей детей этой группы определила задачи:

1.Систематизировать работу по использованию произведений  устного народного творчества с целью формирования  у детей  первоначальных навыков художественно - речевой деятельности.

2.Воспитывать  интерес и любовь к фольклору.

 

В начале года провела первичную диагностику. Разработала  критерии для определения уровня знаний, умений и  навыков воспитанников 2 группы раннего возраста.

1.Умеет рассматривать иллюстрации в книгах, называть знакомые предметы, героев из сказки.

2.Слушает потешки и небольшие сказки с наглядным сопровождением и без него.

3.Рассказывает короткие по содержанию потешки, прибаутки.

4.По показу воспитателя обыгрывает и инсценирует сказочные  ситуации, потешки.

 

Проанализировав полученные данные получила следующие результаты.

 

В группе 19 воспитанников.

Показатель сформирован - 5 в.- 26,3%

Показатель в стадии формирования- 9 в. -47,4%

Показатель не сформирован – 5 в.-26,3%

 

Определила конкретное содержание работы.

 

 Работая с детьми 2 группы раннего возраста, я пришла к выводу: организовать режимные моменты, провести игру - занятие, встретить новичка помогут потешки, прибаутки, колыбельные,  р. н. сказки.

Подобрала соответствующий наглядный материал, в книжном уголке разместила книжки – раскладушки, книжки – малышки,  поместила фигурки персонажей знакомых сказок, потешек. С детьми проводила занятия в форме игр, знакомила с русскими народными сказками с помощью театрализованных представлений, потешки включала в режимные моменты при умывании, одевании, укладывании спать и просто во время игр. Отрадно отметить, что дети использовали потешки во время игры в « дочки - матери», бережно и с любовью относились к своим куклам.

Использовала фольклор во всех формах работы по физическому воспитанию. Утренняя и оздоровительная гимнастика после сна, физкультминутки, были на основе фольклора ( например,  утренняя гимнастика «Потешки для малышей»). Русские  народные сказки, потешки собрала в отдельную папку.

В этой группе подводила детей к простейшему обобщению знаний о человеке, его социальном статусе: « бабушка», « дедушка», мальчик – девочка, брат, сестра. Например, сказки «Репка», «Колобок». После того, как сказки были многократно рассказаны, дети изображали их в лицах, знания закреплялись в с /р играх. Например, «Еду к бабе, деду», «В гости к бабушке». Знакомила детей с несложными пальчиковыми играми  «Ладушки», «Пальчик – пальчик» и др., которые развивали речь и мелкую моторику.

Совместно с музыкальным руководителем проводили развлечения: «Здравствуй, солнышко», «В гости к Лесовичку», «Мишка на прогулке», «Новый год»

Совместно с родителями были реализован проект: «В гостях у сказки»

Для родителей по данной теме провела консультации: «Значение потешек в развитии речи детей», «Играйте с детьми». Провела родительское собрание:«Фольклорные посиделки»

Родители активно принимали участие в выставках «Осень золотая»,«Новогодняя игрушка».

».

 Все эти методы и приемы способствовали приобщению детей к русскому народному творчеству, к его малым формам фольклора.

 

В конце года провела повторное обследование, результаты заметно улучшились (см. приложение №2)

 

Показатель сформирован - 7 в.- 36,8%

Показатель в стадии формирования -9 в.-47,4%

Показатель не сформирован – 3 в.-15,8%

 

 

У детей появился интерес к книге, охотнее стали откликаться на предложение послушать сказку, рассмотреть иллюстрации. Трое детей остались на  низком уровне – плохая речь.

 

Сравнивая результаты на начало года и на конец,  отмечаю, что уровень  восприятия детьми потешек, сказок стал выше, дети стали охотнее слушать сказки, вникать в их содержание.

 

Вывод: к концу года у всех почти детей оживился интерес к фольклорным произведениям, которые наилучшим образом соответствуют потребностям детей трех лет, помогают им овладеть первоначальными навыками самостоятельной  художественно - речевой деятельности.

 

 

                                                               2017- 2018 учебный год

( младшая группа, возраст воспитанников с 3 до 4 лет)

 

В начале года обследовала детей на индивидуальной основе, чтобы выяснить на каком уровне каждый ребенок воспринимает произведения устного народного творчества, чтобы решить задачи, которые я определила в работе с детьми 4-го года жизни.

 

1.Познакомить детей с предметами русского национального быта и их назначением.

2.Продолжать знакомить с произведениями русского народного творчества, с целью развития речи детей.

3.Учить играть в русские народные игры.

4.Воспитывать любовь к произведениям русского народного творчества.

 

Разработала критерии сформированности навыков по восприятию произведений устного народного творчества и способов овладения этими знаниями, умениями и навыками для каждого ребенка.

 

1.Умеет слушать и понимать  смысл фольклорных произведений.

2.Знает некоторые предметы русского национального быта.

3.С небольшой помощью и самостоятельно отгадывает загадки.

4.Умеет согласовывать действия с текстом русских народных игр.

 

 

Проанализировав полученные данные получила следующие результаты.

В группе 20 воспитанник.

 

Показатель сформирован 3 в. -15%.

Показатель в стадии формирования -13 в. -65%.

Показатель не сформирован -4 в.- 20%.

 

Определила конкретное содержание работы с детьми  младшей группы.

 

Наиболее интересными формами работы по приобщению малышей к народной культуре считаю использование фольклора в организованной деятельности, в познавательно-речевых, игровых и продуктивных ее видах.

Большую роль в приобщении детей к народной культуре играет и театрализованная деятельность. Уже с младшего дошкольного возраста через театр учила воспринимать действия героев, окружающий мир  и адекватно реагировать на события, которое развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения.  Как правило, все формы работы проводила в комплексе :  показ театрализованных представлений сопровождала чтением потешек, пением песенок, пальчиковыми играми; в познавательно - речевых НОД использовала предметно - манипулятивные действия с игрушками, игры-показы, чтение сказок, потешек, подвижных игр.

Начиная с младшей группы, подводила детей к моделированию, что позволило детям точно отвечать на вопросы, выделять и называть характерные признаки персонажей.

Обогащая словарь, учила детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении,  четко произносить их, придумывать небольшие сказки по их сюжету. Пример составления загадки о зайчике:

*Он маленький, как :,но не…

*Он пушистый, как :,но не:

*Он быстрый, как :,но не:

*Он серенький, как :,но не:

Кто это?

 

Введение дополнительной непосредственной образовательной деятельности с младшего возраста «Посидим ладком», способствовало повышению у дошкольников интереса к данной теме. Дети стали чаще использовать в активной речи русский фольклор, научились соотносить увиденное в природе с народными приметами, принимают активное участие в народных праздниках, развлечениях.

Первые посещения мини- музея « Русская изба» детьми младшего возраста посвящала знакомству с предметами быта, их названиями, способами действий с ними. Давала понятия о редко употребляемых народных словах, объясняла при этом их значение: чугунок, ухват.

Принимали активное участие в конкурсе «Огород на  окне» ,по сказке «Гуси лебеди» в муниципальном смотре зимних участков «Герои сказок», оформив его по сказке «Колобок»  и в оформлении цветника.

В течении года реализованы проекты : «Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей младшего  дошкольного возраста», «Фольклор для малышей».С музыкальным руководителем проводили праздники и  развлечения «В гостях у сказки»,   «Осень в гости к нам пришла»,  « Новый год»,  «Лучше мамы в мире нет»,  «Весна –красна», «Праздник березки»

Особое внимание  уделяла укреплению связей с родителями. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимали активное участие в проведении праздников, в совместной деятельности, в изготовлении атрибутов к играм, театрализованной деятельности.  Участвовали в выставках  «Сказка выросла на грядке»», «Новогодняя открытка», «Театр», «Герб моей семьи» (семья Габдрахмановых заняла 3 место)

 Для родителей проводились консультации по данной теме, вывешивался материал в родительский уголок. Был проведен мастер-класс  «Украшение тарелочки». В феврале провела родительское собрание:«Роль театрализованной деятельности в развитии младших дошкольников».

В мае провела повторный срез знаний, результаты заметно улучшились (см. приложение №3)

 

Показатель сформирован -7в. -35%.

Показатель в стадии формирования -12в. -60%.

Показатель не сформирован -1в.-5%.

 

Отрадно отметить, что дети стали внимательнее слушать фольклорные произведения и отвечать на вопросы воспитателя по их содержанию.

Вывод: большинство детей показали достаточно хороший уровень творческих способностей на основе фольклорных произведений, с удовольствием воспринимали фольклорные произведения, знали их, любили отгадывать загадки, играть в народные игры.

 

Все методы и приемы, которые я использовала в этой группе, способствовали успешному восприятию произведений устного народного творчества.