«Проект сюжетно-ролевой игры «Магазин»
с детьми средней группы»
СКАЧАТЬ (полный материал)
Выполнила
Баева Юлия Юрьевна,
воспитатель, МБДОУ детский сад № 186
г.о. Самара
Самара, 2020
I. Задачи руководства:
- -расширять знания детей о разных видах магазинов;
-закрепить знания детей о профессиях связанных с торговлей: продавец, кассир, водитель, грузчик;
-закрепить понятия : деньги, касса, очередь, сдача;
- расширить понятия детей о овощах, фруктах и хлебобулочных изделиях;
-развивать речь детей, закрепить умение излагать свои желания о покупке словесно (описывать товар);
- упражнять в счете.
2.-формировать у детей умения развивать сюжет на основе полученных знаний;
-пробуждать у детей интерес к сюжетно – ролевым играм;
-помогать детям распределять роли и действовать в игре согласно принятой на себя роли;
-формировать умение подбирать атрибуты по роли;
- учить объединяться в группы по ходу игры;
-закреплять правила поведения в магазине.
3.-воспитывать умение культурно обращаться друг к другу;
- воспитывать у детей уважение к труду взрослых;
-развивать умение считаться с интересами других играющих.
II.Подготовка к игре:
1) план подготовки к игре «Магазин»
Дата |
Изготовление атрибутов |
Обогащение впечатлениями |
Обучение игровым действиям |
апрель |
* Изготовление из соленого теста хлебобулочных изделий; *Изготовление из картона и фетра пицц, пирогов. * Изготовление чеков и денег из бумаги; * Изготовление совместно с родителями покупательских корзин из бросового материала. * Сбор коробок, бутылочек, баночек от продуктов питания. * Изготовление из картона вывески «Магазин», «Касса», «Обед». * Пошив совместно с родителями униформы для продавца.
|
*Рассматривание сюжетных картинок по теме «Магазин», «Продавец». * Просмотр мультфильмов «Магазин», «Поход в магазин»,«Волшебный магазин», «Музыкальный магазинчик». * Чтение произведений Шалаевой Г. «Мама как-то с спозаранку…», Берестов В. «В магазине игрушек», Солнышко И. «Поиграем в магазин», Б.Воронько « Сказка о необычных покупках»,Е.Санин “Продавец”,О.Повещенко “Продавец”, Н. Кнушевицкая “Продавец”, В. Душев, И. Мазнин “Веселые весы”, Э. Успенский “Птичий рынок”, Г. Юдин “Как варить компот”, Ю. Тувим “Овощи”. *Загадывание описательных загадок о фруктах, овощах, ягодах, продуктах питания. *Беседы на тему «Куда мы ходим за продуктами?», «Работа продавца», « Откуда товар берутся в магазине?», «Как правильно себя вести в магазине». *Д/И « Магазин», «Овощи», «Кому что?», «Подбери картинку», «Гастроном», «Сварим суп». * Малоподвижная игра «Съедобное-несъедобное». *Пальчиковые игры «Капуста», «Муку в тесто замесили», «Огород». * Рекомендации родителям о проведении с детьми целевых экскурсий в магазин, совместных с детьми наблюдений за работой продавца, кассира, покупателя в магазине, размещением продуктов в разных отделах магазина. |
*Словесная игра «Вежливые слова». *Дидактическое упражнение «Взвесь товар». *Игровое упражнение «Упаковываем товар». *Игровая ситуация «Сдаем сдачу». *Дидактическая игра «Разложи товар по отделам».
|
2)
Сюжеты |
Роли |
Атрибуты |
Игровые действия |
Речевые обороты |
Магазин |
Продавец |
Фартук, шапочка, пакеты. |
Раскладывает продукты на полках, упаковывает товар, взвешивает товар. |
Что бы вы хотели купить? Я бы вам посоветовала… Сколько вам взвесить? Чем я могу вам помочь? Пройдите на кассу. |
Кассир |
Фартук, шапочка, касса, деньги. |
Пробивает товар, берет деньги за товар с покупателя, выдает сдачу покупателю, чек |
Здравствуйте? Вам нужен пакет? Оплатите покупку. Возьмите вашу сдачу. Возьмите чек. Спасибо за покупку. Приходите к нам ещё. |
|
Охранник |
Шапка охранника, рация, бейдж. |
Следит за порядком в магазине. |
Здравствуйте. До свидания. У вас все впорядке? Предъявите чек. |
|
Покупатель |
Кошелёк, деньги, пакет. |
Выбирает товар, оплачивает покупки, складывает покупки в сумку, устанавливает очередь.
|
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста.. Упакуйте, пожалуйста… Товар свежий? Взвести, пожалуйста… Сколько это стоит? Досвидания.
|
|
Сопутствующие сюжеты |
||||
Такси |
Водитель |
Руль, шапка водителя, 4 стула. |
Ведёт такси, принимает деньги за проезд. |
Здравствуйте. Назовите адрес. Пристегнитесь. Оплатите проезд. Досвидания. |
Пассажир |
Деньги. |
Называет адрес, оплачивает проезд. |
Здравствуйте. Вы свободны? Мой адрес … Досвидания. |
2) Схема игрового пространства
|
1 –полка с хлебобулочной продукцией
2 – полка с продуктами питания
3 – полка с игрушками и сувенирами
4 – касса
5 – пункт охраны
6 - такси
III. Ход игры.
1) приемы создания интереса к игре
В группу входит зайка с пустой корзиной, он расстроен. Воспитатель обращает внимание детей на гостя и спрашивает у зайки
- Что случилось?
Зайка отвечает, что хитрая лиса забрала у него все овощи и фрукты и ему ни чего не оставила. Зайка всю зиму будет голодный.
Воспитатель спрашивает у детей:
- Ребята, мы поможем зайки запасти овощи и фрукты на зиму?
(ответ детей)
- А где можно приобрести овощи и фрукты?
(ответ детей)
- А кто работает в магазине?
(ответы детей)
- Значит, мы идем в магазин покупать овощи и фрукты для зайки.
Дети должны понять, что поход в магазин вызван какой-то необходимостью.
2) сговор на игру
С детьми определяем место Магазина в группе. Так же определяем место стоянки такси. Воспитатель помогает детям распределить роли с помощью считалочки. Приступаем к обустройству пространства: выкладываем товар, из стульев строим машину, берем необходимые атрибуты для игры.
3)приемы обучения игровым действиям
Воспитатель временно берет на себя роль продавца, и показывает, как правильно обслуживать клиента. Затем дети занимают свои рабочие места согласно выбранным ролям. В магазин приходят клиенты за покупками, а работники обслуживают их. Словесная игра «Вежливые слова». Дидактическое упражнение «Взвесь товар». Игровое упражнение «Упаковываем товар». Игровая ситуация «Сдаем сдачу».Дидактическая игра «Разложи товар по отделам».
4)приемы поддержания и развития игры
По желанию детей можно ещё открыть отдел бытовой химии. Воспитатель вносит новые атрибуты для игры (пустые баночки из под шампуня, мыла, геля для душа) и заходит в магазин в роли покупателя. Можно ввести в игру роль таксиста, так как у покупателя сумки тяжёлые, нужно такси.
5) приемы формирования взаимоотношений в игре
Воспитатель напоминает, что в игре нужно быть вежливыми друг с другом, соблюдать правила поведения в общественных местах. Воспитатель помогает детям разобраться в характере взаимодействии персонажей путём вопросов и советов. Воспитатель поощряет инициативу и творческий подход к игре
IV. Окончание игры.
Звучит объявление «Уважаемые покупатели, наш магазин закрывается. Благодарим Вас за покупки».
-Ребята, вы заметили, что в магазине, в отделе овощи, закончились продукты? Давайте слепим их из пластилина.
V. Оценка игры
-Ребята, посмотрите у нас на столе лежат смайлики двух видов: грустные и весёлые. Кому игра понравилась, то возьмите веселый смайл, а кому нет – то грустный.
- Какие все молодцы! У Вас получилась замечательная игра.
Педагог хвалит детей за участие в игре.