Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6123 Экологический проект «Очистим планету от мусора»

Опубликовано 27.09.2020

Г. Рязань, МБДОУ Детский сад №135

 

Экологический проект «Очистим планету от мусора»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ОЧИСТИМ ПЛАНЕТУ ОТ МУСОРА

СКАЧАТЬ (с фото)

 


 

 

 Воспитатель:

Савкина Анна Дмитриевна

Рязань 18.09.2020 год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Аннотация. Данная разработка является авторской, предназначена для экологического образования старших дошкольников (как приоритетного направления деятельности детского сада) посредством дат экологического календаря. Предполагается творческое использование разработки: выбор даты экологического календаря («Очистим планету от мусора», создание презентаций, игр, викторин.

Актуальность. Одним из приоритетных направлений государственной политики нашей страны является обеспечение экологической безопасности и оздоровления окружающей среды. Акцию «Очистим планету от мусора», получившую впоследствии статус всемирной, впервые провели в сентябре 1993 года жители Австралии – они массово вышли на очистку океанских пляжей. Постепенно к акции присоединились другие страны, и на сегодняшний день в ней участвуют уже миллионы добровольцев из 100 государств во всем мире. Люди очищают от мусора места отдыха, пляжи, лесопарки и водоемы, пригородные территории и реки, проводят акции «Отходам нет хода»«Парк вместо свалок»«Атака на пластик», сажают деревья, устраивают выставки, концерты и пресс-конференции. Цель всемирной акции «Очистим планету от мусора» – привлечь внимание людей к проблемам загрязнения окружающей среды и замусоривания планеты, а также развить у них навыки хозяйственного отношения к окружающему миру и повысить уровень экологической культуры и грамотности. «Человечество не погибнет в атомном кошмаре, оно задохнется в собственных отходах», – сказал когда-то известный физик Нильс Бор. Организуя эту и другие подобные природоохранные всемирные акции, экологи изо всех сил стараются сделать так, чтобы слова Бора не стали пророческими…

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность в молодом поколении. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Если использовать различные формы и методы экологического воспитания во внеурочное время, это будет способствовать формированию экологической культуры личности.

В отечественной педагогике имеется уникальный опыт использования в воспитательных целях природной среды и создания «открытой» педагогической системы в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Один из методологических принципов педагогической системы В. А. Сухомлинского четко обозначен в его высказывании: «Воспитывает каждая минута жизни, и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность подчас как бы случайно, мимоходом». Опыт В. А.

Сухомлинского используется воспитателями нашего детского сада, служит ярким доказательством воспитывающего потенциала педагогически организованного взаимодействия ребенка с природой, его собственной добротворческой деятельности в окружающей среде.

Мы убеждены в необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования наших ребят. Экологическое воспитание необходимо им для гармоничного развития и является эффективной формой воспитательной работы. Через добрые дела, через общение с природой можно воспитать доброго, отзывчивого человека. Акция «Очистим планету от мусора продолжается. Ребята и их родители на собственном опыте увидели, что могут приносить людям радость, благоустраивать свои участки в детском саду, свою малую Родину.

Направлениеэкологическое.

 

Цель методической разработки: создание условий для развития у старших дошкольников гуманного, эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру через организацию даты экологического календаря.

 

Принципы,которые учитывались при отборе содержания методической разработки:

• Научность и доступность - дошкольники получают научно обоснованные, современные знания из области утилизации мусора, доступные пониманию, видению ребенка - дошкольника. Экологическое образование дошкольников осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей их возрасту форме.

• Системность – реализуется в системе экологического образования дошкольников в детском саду и в структуре организации работы по проведению дат экологического календаря.

• Целостность - целостное восприятие дошкольниками окружающего мира учитывающего взаимосвязи всего окружающего и его самого как части природы.

• Регионализм – содержание работы с детьми конкретизируется с учетом региональных условий и специфики детского сада.

• Гуманистичность - содержание методической разработки направлено на формирование ребенка – дошкольника с новой системой ценностей, воспринимающего природу как самоценный объект, а себя - как часть природы. В разработке данный принцип предполагает личностно – ориентированный подход.

• Деятельностность – каждая дата экологического календаря включает систему заданий, направленных на реализацию данного принципа.

 

Форма организации детей: фронтальная (старший дошкольный возраст).

Необходимая предпосылка для реализации настоящей методической разработки – организация в детском саду системы работы по экологическому образованию дошкольников.

Предполагается творческое использование разработки: выбор дат экологического календаря детского сада, подбор презентаций для просмотра, выбор игр (дидактических, подвижных, настольных, места проведения, вопросов для викторин, кроссвордов, форм проведения.

Даты экологического календаря в системе экологического образования в МБДОУ Детском саду № 135.

 

Задачи работы с детьми:

обучающие

• формирование представлений у детей об источниках возникновения мусора.

• формирование у детей представлений о влиянии отходов на окружающую среду и здоровье человека;

• формирование представлений у детей о том, что вторичная переработка мусора необходима для сохранения окружающей среды.

развивающие

• развитие у детей познавательного интереса;

• развитие у детей чувства сопричастности ко всему происходящему посредством музыки, театрализованных этюдов;

• обогащения словарного запаса детей.

воспитательные

• воспитание у детей ответственности за свои поступки и понимание их последствий для окружающего мира, природы;

• воспитание у дошкольников культуры поведения на улицах города, соблюдения чистоты и порядка.

Требования к организации проведения в детском саду «Очистим планету от мусора»:

• организация различных мероприятий подготовительного этапа.

Критерии оценки результативности ознакомления детей с проблемой загрязнения окружающей среды:

o настроение и самочувствие детей;

o уровень сформированности представлений детей о культуре поведения в окружающем мире;

o соблюдение правил поведения на улицах, в походах, понимание последствий экологически неграмотного поведения человека в природе и создание им мусорных свалок;

o впечатления детей о дате экологического календаря «Очистим планету от мусора» (обмен мнениями, впечатлениями, переживаниями, обсуждение увиденного, рассказы близким);

o умение видеть и соблюдать чистоту в детском саду, на улицах города.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

Подготовительный:

• информирование родителей о дате экологического календаря;

• создание компьютерной презентации «Мусор планете не к лицу»;

• подбор вопросов, заданий по теме;

• подбор познавательной и художественной литературы по теме;

• подбор картинок, иллюстраций с изображениями чистых и грязных улиц города, свалок, перерабатывающих заводов;

• изготовление детьми в группе и дома листовок по теме;

• создание воспитателями авторских игр (дидактических, подвижных, настольных, развивающих);

• организация экскурсий по экологической тропинке детского сада, по улицам микрорайона.

Основной:

1. Психологическая подготовка детей к организации проведения праздника экологического календаря «Очистим планету от мусора»:

предполагающая:

- создание радостного настроения;

- умение детей обмениваться впечатлениями, эмоциями, переживаниями.

2. Работа воспитателя с детьми в группах в I половине дня:

просмотр презентаций по теме;

рассматривание иллюстраций с изображениями чистого города и свалок;

чтение детям стихотворений по теме;

беседы с детьми на тему«Откуда берется мусор«Что делать с мусором;

художественно-творческая деятельность детей и родителей «Мы за чистую планету» (рисунки, поделки и т. д.);

 

 

Заключительный:

II половина дня:

Организация выставки «Красота из мусора».

ЛИТЕРАТУРА:

1. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» - М., ВАКО, 2005.

2. Гульянц Э. К. «Что можно сделать из природного материала» - М., «Просвещение», 1984.

3. Дейстер И. В.Экомода: материалы выступления на городском экологическом конкурсе / Дейстер И. В. // Педсовет. - № 8. 2-4с.

4. Курганова Л. А. Сценарий экологической акции «Пластиковый бум»

/ Курганова Л. А., Т. В. Дикусар // Классный руководитель. – 2012.- №7 95-99с. (Экологическое воспитание).

5. Нуждина Т. Д.Энциклопедия для малышей: Чудо — всюду. Мир людей. —Ярославль: Академия, К". Академия Холдинг, 2000.

6. Филенко Ф. П. «Поделки из природного материала» - М., «Просвещение», 1976.