Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6126 Отчет по самообразованию «Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании сенсорного развития детей младшего возраста»

Опубликовано 28.09.2020

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 5 СТ. ЗЕЛЕНЧУКСКОЙ»

 

 

Отчет по самообразованию

2019 – 2020 г.

 

Музыкальный руководитель

Гурина Елена Николаевна

 

Я работаю в первой младшей группе по программе.  Содержание образовательного процесса осуществлялась согласно с годовым планом работы МБДОУ «Детский сад № 5 ст. Зеленчукской» на 2018-2019 учебный год.

При изучении программы, я пришла к выводу, что возраст от 2 до 3 лет - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка.

Сенсорное развитие ребёнка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.

Поэтому на начало учебного года я составила план самообразования по теме: «Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании сенсорного развития детей  младшего возраста»

Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем  развитие детей. Именно этот  возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Стандарт дошкольного образования направлен на решение такой задачи как «создание условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка».

Перед собой я поставила следующие цели и задачи:

Цель:  Повышение профессиональной компетентности в вопросах внедрения  дидактических игр в современные  образовательные технологии.

Задачи:  Систематизировать знания по приоритетному направлению  деятельности, а также  работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

— научить детей различать основные цвета;

— познакомить детей с величиной и формой предметов;

— сформировать навыки самостоятельной деятельности;

— повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

— развивать становление личности ребенка;

— развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

-создание условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка;

— сплотить детский коллектив.

Для реализации поставленных целей и задач мною был разработан план работы, который включал следующие этапы:

 На первом этапе работы мною была изучена методическая литература по теме

1. Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка»: книга для воспитателей детского сада. -М. Просвещение,1998-144с.

2. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М:Просвещение, 1996 – 112с.

3. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М,; Мозаика – синтез, 2009-72 с.

Изучение информативно – правовой базы по вопросам внедрении современных  образовательных технологий

Изучение статей в журналах: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду».

Далее  разработала перспективный план работы с детьми и их родителями, подготовлена предметная развивающая среда. Для этого в группе создан уголок по сенсорике для развития всех видов восприятия, для реализации сенсорно перцептивных особенностей речевого развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними. Был подобран необходимый дидактический материал и игры. Необходимые пособия помогали приобрести  родители.

В картотеку вошли следующие дидактические игры по сенсорному развитию: «Определи на ощупь», «Найди предмет указанной формы», «Длинная, короткая», «Какого цвета предмет?» и другие.

Второй этап предполагал непосредственную плодотворную работу с детьми. Для возникновения интереса у детей организовывали игры. Стремилась к тому, чтобы любое действие обыгрывалось, был включен интересный сюжет. Работа с детьми велась на протяжении всего дня, включалась в разные виды детской деятельности, а также в режимные моменты: во время кормления («Какого цвета суп», «Чем пахнет сок», «Какой формы печенье»); умывания («Теплая – холодная водичка», «Какого цвета мыло и чем оно пахнет», «Намыль белые перчатки»); при одевания («Найди пару к носочку», «Какого цвета одежда», «Чей шарфик длиннее»); во время прогулки («Приятный аромат цветов», «Шуршание листьев», «С какого дерева листочек», «Сделай отпечаток на снегу и песке»); в экспериментальной деятельности (игры с водой, игры с песком, игры со снегом, листьями); в игровой деятельности («Строители», «Накормим куклу», «Погладь разноцветные полотенца», «Разложи посуду по полочкам», «Найди тарелочку для чашечки», «Собери картинку», «Собери пазлы» и пр.). Следует отметить, что работа по восприятию цвета, величины и формы проводилась с учетом индивидуальных особенностей детей. Одним из направлений моей системы сенсорного воспитания была работа с родителями. При включении данного направления исходила из того, что работа, организованная в детском саду, не даст должного эффекта, если не обеспечить сотрудничества с семьей. Для родителей были организованны консультации, беседы, наглядный материал.  Были показаны игры, которые способствуют совершенствованию знаний сенсорных эталонов, которые можно изготовить в домашних условиях.

В ходе бесед с детьми, я заметила, что у детей появился интерес к окружающему миру, они стали обращать внимание на свойства окружающих предметов и демонстрировать эти знания окружающим.

Дети начали с интересом играть в дидактические игры, отмечая свои успехи.

У родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Родители проявляют интерес в дальнейшем развитии своих детей. Это проявляется в выполнении рекомендаций и советов. Они чаще стали задавать вопросы, с большим желанием откликаются на просьбы.

В дальнейшем я планирую продолжать вести плодотворную работу по сенсорному развитию дошкольников, так как ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям.

Перспективы работы:

Оформление уголка сенсорики в группе в соответствии с возрастными особенностями детей второй младшей группы.

Разработка игр, в процессе которых развиваются психические функции: анализ, синтез, классификация, умозаключения, умственные действия.

Продолжить работу по данной теме.

Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме.

Изучить новинки методической литературы.

В работе с родителями и в дальнейшем планирую включать анкеты, консультации, родительские собрания,  беседы.