Формирование нравственных качеств у детей
в процессе элементарной трудовой деятельности
Подготовил:
Воспитатель
Чиркова О.В.
Большой проблемой в современном обществе находят развитие подрастающего поколения: недостаточная осознанность к самостоятельной жизни и работе. Чаще всего это проявляется у детей, оставшихся без попечения родителей. Именно поэтому очень важно формировать у детей нравственные качества с ранних лет.
Трудовая деятельность имеет особое значение для формирования данных качеств у детей. В процессе осуществления трудовой деятельности дошкольники познают, овладевают навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
Выполняя несложные задания (например: уборка за собой игрового места, уборка снега на уличной площадке, сбор листьев, шишек и небольших палочек) дети учатся быть полезными. Это формирует у них желание выполнять посильные трудовые поручения, ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность. Привлечение детей к труду наравне со взрослыми формирует активную позицию в коллективе, умение работать согласованно, общими усилиями доводить дело до конца, помогать товарищам, трудиться с максимальной отдачей сил.
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.
Целью данной статьи является формирование нравственных основ у детей в процессе элементарной трудовой деятельности.
Задачи:
- изучение литературы;
- создание условий, побуждающих к использованию имеющихся знаний и умений, стимулирующих к активной трудовой деятельности;
- формирование элементов нравственного поведения.
Основные методы:
1. Метод поручения. Даёт наибольший эффект, если он сочетается с примером взрослых или других детей.
2. Метод целенаправленного наблюдения. Во время трудовой деятельности можно изучать растения, их части, предметы быта, особенности времен года и другое, что способствует расширению и активизации словарного запаса детей. Дети рассматривают растения: «Покажи, где листочки маленькие, а где большие?», «Понюхай цветок» и т. д.
3. Методы поощрения. Большим плюсом будет оценивание трудового участия детей: «Вы хорошо помогли мне сегодня, какие молодцы!». Похвала вызывает у детей желание повторять действия, за которые хвалят.
В процессе организации трудовой деятельности с детьми используются следующие приемы:
- Знакомство с трудом взрослых.
- Формирование трудовых действий в процессе игровых моментов в течении всего дня.
- Проведение с детьми бесед и решение проблемных ситуаций.
- Ежедневная организация трудовой деятельности.
- Совмещение элементов трудовой и театрализованной деятельности.
6. Прочтение художественной литературы: стихи К. Чуковского «Мойдодыр», Л. Воронковой «Маша-растеряша», А. Барто «Девочка чумазая»:
Ах ты, девочка чумазая,
Где ты ручки так измазала?
Черные ладошки, на локтях дорожки!
Выполняя несложные обязанности, связанные с накрыванием на стол, помогая готовить все необходимое к занятию, дети учатся быть полезными и для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность. Дети испытывают особое удовольствие, когда их, как равных, привлекают к труду. Овладение трудовыми навыками дает возможность участвовать в общем труде. В этих условиях у детей формируется активная позиция в коллективе, умение работать согласованно, общими усилиями доводить начатое дело до конца, помогать товарищам, трудиться с максимальной отдачей сил. Именно в труде складывается характерная для человека способность достигать определенной цели, преодолевать препятствия.
Важным моментом для организации трудовой деятельности является детская игра, особенно сюжетно-ролевая. Она дает возможность свободно и самостоятельно устанавливать отношения с другими детьми, выбирать темы и игровые цели. Игра позволяет ясно увидеть достижения и недостатки в уровне формирования нравственного развития ребенка, наметить задачи его воспитания. Можно использовать такие игры, как: «Поможем Мишке собрать игрушки», «Угостим кукол чаем» (сервировка стола, приготовление печенья для кукол из соленого теста, мытье детской посудки после ухода гостей-кукол), «Собираюсь в гости» (сделать товарищу красивую прическу для похода в гости) и т. д.
Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни. С помощью него дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. У детей в одной группе можно формировать элементарные хозяйственно-бытовые навыки: убрать игровое место, собирать листья или шишки на участке, сметать снег со скамеек и другое. Большим плюсом будет оценивание трудового участия детей: "Вы хорошо помогли мне сегодня, какие молодцы!". Похвала вызывает у детей желание повторять действия за которые хвалят.
Во время трудовой деятельности можно изучать растения, их части, предметы быта, особенности времен года и другое, что способствует расширению и активизации словарного запаса детей. Дети рассматривают растения: «Покажи, где листочки маленькие, а где большие?», «Понюхай цветок» и т. д.
Выполнение различных трудовых действий способствует развитию моторики рук, координации движений (захватывание пальчиками еловых иголок или листьев с деревьев, работа с граблями, метелками, лопатками, протирание полочек, лепка из пластилина).
Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо уделять должное внимание развитию трудолюбия у детей уже с младшего дошкольного возраста, так как это способствует повышению общего развития, а также расширению интересов. Включаясь в трудовой процесс, дети меняют все представления о себе и об окружающем мире. У них формируются положительные взаимоотношения друг с другом и взрослыми, дети с большим интересом оказывают помощь, проявляют нравственные качества.