Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 27 комбинированного вида
Колпинского района Санкт-Петербурга
Автор: Воспитатель
Зелова М.В.
Санкт-Петербург
Колпино
Ноябрь
2020 г.
Конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром
в старшей группе
«К русским истокам. Русская изба»
Цель: углубить знания детей об истории жилища; закреплять умение составлять целое из частей; научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремился улучшить свое жилище; совершенствовать умение составлять короткие описательные рассказы; упражнять в образовании прилагательных от существительных; обозначающих строительный материал; развивать творческое воображение.
Виды детской деятельности: познавательно- исследовательская, игровая, продуктивная, музыкальная, коммуникативная, двигательная.
Планируемые результаты: проявляют интерес к творческой деятельности, любознательность. Используют части речи, проявляют умение работать в коллективе, сочиняют небольшие рассказы.
Оборудование: иллюстрации с изображение жилищ, дидактическая игра «Собери картинку», детали избы из бумаги, презентация по теме.
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в город мастеров. Пройдемся по улицам этого красивого города, посмотрим здания, дома. Для начала, отгадайте загадку:
В нем живет моя родня,
Мне без нее не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, теплый…(дом)
- А всегда ли были такими дома? В каких жилищах жили русские люди раньше? Хотите узнать ?
2. Познавательная деятельность.
1. Рассказ с элементами беседы
Когда- то давным- давно люди жили в пещерах, потому что не умели делать кирпичи и у них не было инструментов для обработки древесины.
Но человеку нужно было убежище, которое укрыло бы его от палящего солнца, пронизывающего ветра, жгучего мороза. Сначала люди обживали пещеры, где их соседями нередко становились хищные звери. Со временем человек научился сам строить дома. В ход шли ветки, бревна, камни. Человек строил себе жилище еще и из других материалов. Так, индейцы делали жилища- типи – из шкур бизонов. На Крайнем Севере эскимосы и сейчас строят свои дома из снежных кирпичей с окнами из речного льда. Внутри такого дома жгут плошки с тюленьим жиром. Этого огня совсем недостаточно, чтобы растопить лед, наоборот, чуть- чуть подтаявший лед смерзается еще крепче. А снежный пол и стены стараются укрыть звериными шкурами. На берегах теплых морей аборигены строили хижины из веток пальм.
- Но в таких домах, наверное, тоже было неудобно жить? Почему? И люди стали думать, из чего бы им построить крепкие, теплые дома. В степях появились дома из глины. Эти дома назвались мазанками. А на Кубани дома из глины называли курень или хата. А там, где было много лесов, люди делали деревянные срубы. Угадайте как называются такие дома? (Изба)
2. Описание русской избы.
Дети под руководством воспитателя описывают русскую избу, ее внешний вид, украшения.
- Рассказ с элементами беседы 2.
- Как же строили избы( картинка). Для дома подбирали хорошее место. Рядом должен быть водоем и лес.
Строительство начинали с валки леса, стволы очищали от сучьев и коры.
- Когда валили лес? Почему? ( с декабря по февраль, из-за сока)
Затем приступали к строительству. Хорошую избу мог срубить не каждый. Тут и опыт нужен, и мастерство.
-Как же называли мастеров, которые занимались постройкой деревянных домов? ( плотники)
- Да! На Руси говорили: «Плотник- первый на селе работник. Это человек, который умел укладывать бревна так плотно, что и щелочки не увидишь. Каким же инструментом пользовались плотники при строительстве? (топором)
- Да, топором и лес валили, и ложку могли выстругать. Все делалось с помощью одного инструмента- топора. Есть русская пословица : « Не взявшись за топор избы не построишь». Раньше топор был единственным орудием труда у мастеров. Топором деревья рубили, сучья обрубали, кору стесывали, и даже когда избу складывали, только топор шел в ход.
- Да, русские избы изумляют плотницким искусством: ни одного гвоздя, а стоят – не сдвинуть.
Бревна ставили плотно друг другу, а в щели засовывали мох. Окошки делали из слюды. Слюда- минерал, залегает в земной коре.
4.Рассматривание орнаментов.
Вопросы:
– Какие орнаменты использовались в резьбе? ( Геометрический и растительный)
– Что обозначает круг (Солнце) А что обозначает дуга? 9 Радуга) А как украшали окна?
Изображение солнца было связано с мечтой о небесном светиле, от которого зависело благополучие в семье крестьянина. Радуга на небе означала, что наконец наступило желанное лето. Вырезав дугу, человек призывал к себе в помощники добрые силы природы.
Физкультминутка.
Детки выполняют музыкальные движения под песенку «Всем на свете нужен дом»
- Развивающие задания и игры.
Дидактические игры.
«Из чего построен дом?»
«Собери картинку»
- Творческая практическая работа.
- Ребята, а вы сами хотите побыть мастерами? Давайте построим избу. Только сегодня мы будем работать не с деревом. Бумага делается именно из него. И нашими инструментами будут не топор и пила, а ножницы и клей. Они тоже требуют внимания. С ними надо работать аккуратно. Какие правила безопасности при работе с ножницами вы знаете? (Ответы детей)
6. Рефлексия.
- Стоит перед нами рубленая изба, светится, как солнце. Сколько в ней красоты и поэзии, как талантливо все придумано и хитро сделано!
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы! –
Писал русский поэт Сергей Есенин. По традиции после строительства избы славяне праздновали новоселье, на которое звали всех соседей, пели, плясали, угощали гостей.
Дети исполняют хоровод под русскую песню «Как за нашим за двором»