Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6313 Конспект НОД по ознакомлению детей с предметным миром в старшем дошкольном возрасте. «Путешествие в прошлое часов»

Опубликовано 14.01.2021
 

МБДОУ» Центр развития ребёнка - д./с №140» г. Владивостока

 

 

Конспект НОД

по ознакомлению детей с предметным миром в старшем дошкольном возрасте.

«Путешествие в прошлое часов»

 

 

 

                     Разработала воспитатель:

       Мелькунова Е.Г.

 


 

 

2021г.

                                       

 

« Путешествие в прошлое часов»

 

Программное содержание: познакомить детей с историей часов, используя игровые приемы, развивать умение  устанавливать связь между разнообразием часов и потребностью человека в них, воспитывать любознательность, развивать мышление,  закреплять навыки закрашивания рисунков; воспитывать интерес к познанию нового.
Предварительная работа: рассматривание часов, выделение частей; чтение стихотворения С. Погореловского «Кремлевские куранты», беседа о прочитанном; беседа о песочных часах.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье, художественное творчество, безопасность, музыка
Демонстрационный материал: картинки с изображением солнечных часов, водяных часов, игрушка-петух, разные виды часов, будильник. Посылка и письмо от почтальона Печкина.
Раздаточный материал: листы бумаги с изображением будильника, цветные карандаши.

Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня рано утром, когда я шла в детский  сад, почтальон передал мне вот этот конверт и посылку. Я открыла посылку и посмотрела, что в ней находится. Вы тоже сможете узнать, что там находится, если отгадаете загадку. Воспитатель загадывает  загадку:
 За стеклянной дверцей.Бьется что-то сердце (часы)  или:
Мы день не спим, мы ночь не спим.
И день, и ночь  стучим, стучим (часы).
Воспитатель: правильно, это часы. Посылку с часами и письмо прислал нам почтальон Печкин. В нем он вот что пишет: «Дорогие ребята, вокруг нас столько всего интересного и неизведанного. Все окружающие нас  предметы имеют свою историю. Я прислал вам часы, которые  пригласят вас в увлекательное путешествие в мир часов.
Часто мы слышим: «Одевайтесь быстрее, а то опоздаем в детский сад, в магазин, к друзьям в гости». Если бы не было часов, то человек мог бы определить, когда ему вставать, когда идти на работу, в детский сад, на встречу с кем-то? (ответы детей)
- Итак, мы отправляемся в путешествие

1 остановка «Живые часы»

-Я вам напомню потешку, а вы постарайтесь  догадаться, кто здесь выполняет роль часов:
Петя, Петя, петушок,- 
Золотой гребешок,
Петя рано встает, голосисто поет,
Деткам спать не дает!

Давным-давно люди узнавали время по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: »Ку-ка-ре-ку!» Но можно ли по пению петуха определить точное время? Всегда ли и везде есть петух? 
(высказывания детей). 
- По пению петуха трудно определить точное время. Он может пропеть пораньше, попозже, может заболеть или проспать.
- Какие первые часы придумал человек?

2 остановка «Солнечные часы»
- Солнечные (выставляет картинку с их изображением). Встало солнышко – пора людям вставать, за работу браться. Поднялось оно, прошло полдороги по небу – надо людям отдохнуть и пообедать. А спряталось солнышко за леса, за горы – пришло время людям идти по домам. И вдруг человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Посмотрел и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Кончился день, солнце сделало по небу круг, и тень тоже пробежала. Смотрел человек, смотрел, как тень по кругу бегает, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце, и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Но пользоваться такими часами человек не всегда мог. Как вы думаете, почему? ( к ним нужно постоянно бегать, время они показывали приблизительное, солнца нет и тени нет).

3 остановка «Водяные часы»
- Думал человек думал и придумал водяные часы. (выставляет картинку с изображением водяных часов).
- В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливали воду. Капля за каплей вода вытекала из отверстия. Ее становилось все меньше и меньше.
- Как вы думаете, удобны были эти часы? (нет, потому что постоянно приходилось доливать  воду).

4 остановка «Песочные часы»
-Затем человек придумал песочные часы. Вы знакомы уже с песочными часами. Скажите, удобны ли они в использовании? Почему? (потому что их хватает на несколько минут, а затем их надо переворачивать).
- Где сейчас применяют песочные часы? ( в бассейне, в поликлинике, в школе при проведении опытов)

 5 остановка «Механические часы»
- Прошло много времени, пока человек не придумал часы с механизмом (выставляет механические часы).   Установил пружинку, закрутил ее, чтобы не раскрутилась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико и передвигает стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Механические часы нужно заводить каждый день. Забудешь завести такие часы и они остановятся.
- А какие часы не надо заводить? (электронные) - показ
- Эти часы работают от батареек. Их не надо заводить каждый день. Они очень удобны в применении.

Физминутка.
Тик-так, тик-так.
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах.
Отбивает каждый такт.                                Наклоны влево-вправо

А в часах сидит кукушка, 
У нее своя избушка.                                     Дети садятся в глубокий присед.

Прокукует птичка время,
Снова прячется за дверью                           Приседания

Стрелки движутся по кругу
Не касаются друг друга                               Вращение туловищем вправо

Повернемся мы с тобой 
Против стрелки часовой.                            Вращение туловищем влево

А часы идут, идут                                        ходьба на месте

Иногда вдруг отстают                                 Замедление темпа ходьбы

А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят!                              Бег на месте

Если их не заведут,
То они совсем встают                                  Дети останавливаются

- Ребята, в настоящее время изобретено множество разнообразных часов. Скажите, где их располагают люди? ( на стене, на полу, на руке и т.д.). Все они разного размера, формы. Человек позаботился и о внешнем виде часов, чтобы порадовать людей (рассматривание часов, выставленных на столе).
-А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру.
Проводится игра  «Каких часов не стало».
- Ребята, отгадайте загадку:
 Ежедневно в шесть утра, 
Я трещу:
-Вставать пора! (будильник).
 Звонит будильник, воспитатель ставит его на стол.
 - Ребята, для чего нужен людям будильник? (ответы детей). Почтальон Печкин прислал нам рисунки с контуром будильников и просит вас дорисовать их и раскрасить.  Закрашивать будильники вы будете карандашами. Постарайтесь, чтобы они у вас получились яркими и веселыми. Напомните, пожалуйста правила закрашивания карандашами. (закрашивать в одном направлении, не заходить за контур, не оставлять пробелов).
- Назовите правила пользования карандашами. ( Не брать в рот, не грызть, не размахивать).
Работы детей. ( звучит музыка)
Итог: ребята, сегодня мы с вами познакомились с чем? (с историей часов). Какие часы изобретали люди? Какими часами мы пользуемся сейчас?
А, теперь я вам предлагаю раскрасить будильники. Все они у вас получились разные, не похожие друг на друга.  Анализ работ.
 Часы, которые вы раскрасили, можете подарить тому, кому вам хочется.

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. И.И.Кобитина «Дошкольникам о технике», Москва «Просвещение» 1991 год;
  2. О.В.Дыбина «что было до…», творческий центр «Сфера», Москва 2010 год
  3. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. «Мозаика-Синтез» 2010 год.