Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок», с. Лебедевка, Искитимского района, Новосибирской области
Совместная проектная деятельность семья и ДОУ во второй младшей группе
«Огород на окне»
Авторы проекта:
воспитатель первой категории Н.А.Кириченко,
воспитатель высшей категории О.В. Тарасенко
2021год
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Продолжительность проекта: два месяца (апрель, май) долгосрочный
Участники проекта:
Дети второй младшей группы, родители, воспитатели группы.
Актуальность проекта
В младшем дошкольном возрасте, дети впитывают информацию, как «губка». Она ими очень хорошо воспринимается, когда можно увидеть и потрогать.
Играя в дидактические игры на тему «Овощи», мы с детьми решили создать огород на окне нашей группы. Посадили лук и чеснок, для того, чтобы дети имели представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста. Вовлекая родителей в проект, на нашем «огороде», появилась рассада - петрушка, укроп, баклажан, огурец, помидор, болгарский перец. Родители с детьми посеяли дома и принесли в детский сад. Наш «огород» стал не только красиво оформлен, но и богат урожаем. Приобщение детей к посильному труду по уходу за растениями, развиваются таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Цель проекта:
Формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Задачи проекта:
ü Формировать у детей знания о росте и потребности растений (тепло, влага, свет).
ü Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами.
ü Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности.
ü Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
ü Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Формы реализации проекта
Формы работы с детьми: наблюдения, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, художественно-эстетическая и продуктивная деятельность.
Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий.
Этапы реализации проекта
Подготовительный:
- определение темы;
- выявить цели и определить задачи;
- подборка материала (литература, наглядный материал, дидактические игры, муляжи овощей, семена для посадки);
- беседы с детьми «Что такое огород и что на нём растёт»; «Что такое «Огород на окне»;
- работа с родителями – ознакомить с предстоящим проектом, сбор необходимого материала для создания огорода;
Основной
Содержание деятельности воспитателя и детей:
- рассматривание и сравнение посадочных семян лука, чеснока;
- подготовка почвы;
- посадка лука и чеснока (коллективно и индивидуально);
- установка на светлое место, полив;
- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;
- отражение результата в художественно - творческой деятельности;
- чтение детской литературы про овощи;
- дидактические игры на тему «Овощи»
Работа с родителями
- памятка для родителей «Лук от всех недуг»;
- подборка литературы про овощи с участием родителей.
Заключительный
- ИЗО деятельность: лепка - «Овощи», рисование - «Помидоры в банке»;
- беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на окне»?
- помощь родителей в оформлении «огорода»;
- Дегустация овощей за обедом;
- Создание фотоальбома «Огород на окне».
Ожидаемый результат:
У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем об условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями.
Мероприятия по проведению проекта
Подготовка земли, посадка овощных культур.
Физическое развитие
Игра м/п «Мы варили суп»
Цель: развивать внимание, способность выполнять движения, соответственно тексту, развитие крупной моторики.
Мы варили суп-суп (трем ладошки друг об друга)
Из перловых круп-круп (отряхиваем ладошки)
Получилась каша (разводим руки в стороны)
То-то горе наше (хватаемся за голову и качаем ей из стороны в сторону)
Замесили тесто (постукиваем кулачками по столу или коленкам)
А оно ни с места (держим руки на тесте, замерев)
Замесили на дрожжах (снова постукиваем)
Не удержишь на вожжах! (пытаемся удержать рост теста, расставив руки в стороны, будто пытаемся остановить запряженную лошадку – «Тпрууу!»)
Хороводная игра «Огородная хороводная»
Цель: учить детей согласовывать действия с текстом игры; закреплять названия овощей.
П/и «Огуречик»
Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.
Хороводная игра «Кабачок»
Цель: развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий потенциал
Познавательное развитие
Д/И Игра «Что добавилось?»
Цель: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме.
Картинки рассматривай и их запоминай,
Я новые добавлю, а ты их называй.
(Предметные картинки с изображением овощей.)
Игра «Вершки-корешки»
Цель: уточнить представление детей об овощах, их месте произрастания, где растут, на земле или в земле.
Ход игры:
Дети садятся полукругом. Перед ними картинки с изображением овощей и две корзины. На первой стрелочка вверх, на второй – вниз.
- Разложите овощи в корзины по их съедобной части. Если съедобен вершок – то в первую корзину, если съедобен корешок – то во вторую корзину.
- Все овощи разложены. Молодцы!
- Расскажите, что собрали в корзины, и объясните, почему.
Игра «Красный, зеленый, оранжевый»
Цель: уточнить представление детей об основных цветах, учить образовывать прилагательные, обозначающие признак предмета по цвету.
На картинки посмотри,
Какой по цвету овощ, ты скажи.
(Предметные картинки с изображением овощей.)
Красный помидор, зеленый огурец и т.д.
Игра «Круглый, овальный, треугольный»
Цель: уточнить представление детей об основных геометрических фигурах, активизировать словарь существительных.
На картинки посмотри,
Какой по форме овощ, ты скажи.
(Круглый помидор, овальный огурец, треугольная морковь и т.д.)
Игра «Четвертый лишний»
Цель: учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.
На картинку посмотри,
Предмет лишний назови
И свой выбор объясни.
Помидор, огурец, яблоко, морковь.
Помидор, перец, редиска, огурец.
Огурец, помидор, кабачок, баклажан.
Игра «Скажи ласково»
Цель: учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.
(Помидор – помидорчик, огурец – огурчик и т.д.)
Игра «Один – много»
Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.
(Помидор – помидоры – много помидор и т.д.)
Речевое развитие
Чтение русской народной сказки «Репка», заучивание потешек про овощи
Чесночок
Чесночок наш, чесночок,
Ой, как горько-горько!
Чесночок наш, чесночок
Ест телёнок Борька;
Нам скажи-ка — почему?
— Чтобы сильным быть! Му-му
Лучок
Ходит по полю бычок:
«Вкусно пахнет как лучок!
В носике щекочется —
Скушаю, раз хочется».
Супчик
Супчик ели,
Супчик ели,
Поскорей бы супчик съели!
Много кушать?
Ну так что ж,
Ай да супчик! Ай, хорош!
Кабачок
Деда, баба, внучок
Льют-польют кабачок,
Льют-польют кабачок
Баба, деда, внучок,
Чтоб скорее он зрел!
Чтоб скорее он спел!
Что скорее-скорей
Его ротик наш съел!
Социально коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»
Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.
Сюжетно-ролевая игра «Приготовим
щи для кукол»
Цель: Воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.
Развивать речь и мышление.
Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление.
Художественно-эстетическое развитие
Лепка «Овощи: огурцы и помидоры»
Цель: учить передавать форму овощей, развивать речь.
Рисование «Помидоры в банке».
Цель: расширять представления детей об овощах.
Изготовление фотоальбома «Огород на окне»
Литература:
1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005. 2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006. 3. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005. 4. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006. 5. Интернет ресурсы.