Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7898 «Организация игровой деятельности в домашних условиях для ребёнка с ОВЗ»

Опубликовано 19.04.2023
Ипатова Инна Александровна, Троценко Елена Александровна
МДОБУ «Сертоловский ДСКВ№2»
Ленинградская обл., Всеволожский район
Методисты

 

Рекомендации для родителей «Организация игровой деятельности в домашних условиях

для ребенка с ОВЗ»

 
Рекомендации для родителей «Организация игровой деятельности в домашних условиях для ребенка с ОВЗ»

Ребенку нужна игра. Игра детей неотделима от игрушек. Ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Вот в чем секрет воспитательной возможности игры. Играть с детьми можно везде.

Данные рекомендации включают в себя простые и доступные игры и упражнения, направленные на формирование элементарных математических представлений, на развитие речи ребенка. Их можно проводить дома, они не требуют специальной подготовки от родителей и сложных средств обучения, так как ребенок может играть не только с игрушками, но и с разными предметами, которые предложат ему взрослые.

Игры: Съедобное - несъедобное».

Цель: развитие внимания, мышления, памяти, расширение словарного запаса.

Правила игры: Взрослый называет разные предметы (например, яблоко, ложка, батон, грибы, цветок и т. п.) ребенок в свою очередь должен отвечать «съедобное» или «несъедобное». Потом можно поменяться ролями.

«Цвет, форма, размер»

Цель: развитие памяти, внимательности, логического мышления.

Правила игры: Родитель предлагает ребенку назвать продукты (предметы на кухне) определенного цвета, формы, размера.

«Угадай»

Цель: формирование умения анализировать, описывать, подбирая признаки предмета; обогащение словарный запас, развития творческого мышления, воображения, памяти.

Правила игры: Предложите ребенку угадать предмет, описываемый вами, на заданную тему. Потом пусть попробует описать предмет ребенок, а вы отгадываете!

«Кто больше»

Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.

Правила игры: Совместно с ребенком выберите тему игру (н - р: «Посуда») и по очереди называете посуду. Кто больше назвал, тот и выиграл!

«Назови ласково»

Цель: формирование навыков словообразования.

Правила игры: Родитель называет любое слово, а ребенок должен назвать его ласково, н - р, морковь - морковочка, тарелка-тарелочка и т. д.

«Обзывалки»

Цель: развитие речи, памяти, внимания, чувства юмора.

Правила игры: Совместно с ребенком выбираете тему игры, н - р, овощи. И поочередно «обзываете» друг друга фруктами! (Ты – помидор, А ты – лук! А ты – баклажан! И т. п.)

Развитие речи дошкольников в игре — это дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.

Учеными доказано, что тренировка движений пальцев рук является важным фактором развития речи ребенка и средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Упражнения для развития мелкой моторики. Выполняйте с детьми различные графические упражнения:

- «обведи узор»

- «продолжи узор»

- «дорисуй…»

Выполняйте с детьми следующие упражнения:

Перебирайте крупы для развития мелкой моторики. Шнуровки развивают внимание, глазомер, а также укрепляют пальцы всей длины рук. Вот несколько видов игр для развития мелкой моторики в домашних условиях.

«ИГРЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ И КРУПАМИ»

«Орешки»

Цель: развитие мелкой моторики.

Оберните 10 грецких орехов в фольгу и предложите ребенку «очистить орешки», раскладывая чистые орешки в одну тарелочку, а «очистки» - в другую.

«Золушка»

Цель: развитие мелкой моторики; формировать представления о крупах.

Два вида материалов. Нужно выбрать более крупные предметы из мелких (манка и горох, фасоль и рис, камешки и песок и др.) или разобрать по двум чашечкам (желуди и каштаны, камни и шишки и др.).

«Найди игрушку»

Цель: развитие мелкой моторики, аккуратности.

Насыпать в небольшой таз крупу, горох или фасоль (можно использовать сухой песок) и спрятать (закопать) туда маленькие (около 3см) пластмассовые игрушки от киндер-сюрпризов (5-10 штук, счетные палочки или другие объекты. Ребенок должен их найти и достать. Можно сортировать найденные предметы: счетные палочки в высокую бутылку, а игрушки в широкую банку.

«Рисуем пальчиком»

Цель: развитие мелкой моторики; развивать интерес к нетрадиционной технике рисования.

Манку или сухой песок насыпать на поднос тонким слоем и по нему рисовать пальчиком картинки по показу, образцу или самостоятельно. Чтобы нарисовать следующую картинку поднос надо слегка встряхнуть на весу.

«Наполни бутылочку»

Цель: развитие мелкой моторики,закреплять знание сторон «право», «лево».

В чашке лежит фасоль. Переложить ее в небольшую прозрачную бутылочку. Брать фасоль по одной: сначала правой рукой, затем левой, затем (если получается) обеими поочередно.

Можно пересыпать крупу из бутылочки с узким горлышком в бутылочку с широким горлышком, из бутылочки в стакан, из стакана ложкой в бутылочку с широким горлышком и др.

«Бусы»

Цель: развитие мелкой моторики.

Использовать макароны с дырочками (типа коротких рожков) и нанизывать их на ниточку или шнурок.

«Парочки»

Цель: совершенствование тактильных ощущений,

Несколько пар предметов разного качества разложить на два подноса. С одного подноса взять предмет, потрогать его, закрыть глаза и найти такой же предмет на другом подносе (палочки, желуди, каштаны, шишки и др.).

«Найди предмет»

Цель: совершенствование тактильных ощущений

Сначала потрогать все предметы (5 - 7, выложенные на столе, затем закрыть или завязать платком глаза, и по названию найти нужный предмет.

Хозяюшка»

Цель: развитие мелкой моторики, аккуратности.

На поднос насыпать семечки, горох, фасоль, камешки, желуди и др. (2-3 вида, каждого предмета). Взять 2-3 прозрачных баночки и разложить по ним предметы разного вида.

«Дорожки»

Цель: закреплять знания о геометрических фигурах.

На листе бумаги нарисовать линии или крупные геометрические фигуры и выкладывать на линии семечки или фасоль.

«ИГРЫ С БРОСОВЫМ МАТЕРИАЛОМ, БУМАГОЙ И ТКАНЬЮ».

Цель : развитие мелкой моторики

«Шарики»

Отрывать кусочки бумаги, мять ее и катать из нее шарики. С бумажными шариками можно играть: забивать пальчиком шарик в ворота; перекидывать из руки в руку, выкладывать дорожку и др.

«Фантики»

Фантики от конфет из фольги смять, а затем пальчиком разгладить.

«Внимательные ручки»

Поглаживание тканей разной фактуры и качества правой и левой рукой. Помогите ребенку определить, какая ткань для чего может подойти.

«Намотай клубочек»

Наматывать толстую нитку (как для вязания) на клубок, если не получается, то сначала наматывать ниточку на палочку.

«Коробочка»

В крышке коробки от обуви сделать отверстия разного размера. Рядом, в ведерке или тазике лежат разные по размеру и форме предметы (шарики, бусы, палочки, маленькие игрушки и т. д.). Переложить все предметы из тазика в коробочку так, чтобы предметы соответствовали размеру отверстий в коробочке.

«ЦВЕТНЫЕ КОЛПАЧКИ – ИГРЫ С КРЫШКАМИ»

Цель: развитие мелкой моторики, закреплять знания о цветах и их оттенках,

Для игр и упражнений используются цветные крышки от пластиковых бутылок – в серединке проделать дырочку шилом или накаленным гвоздем.

«Бусы»

Надевать на шнурок цветные крышки в определенном порядке по показу или схеме.

«Запомни и повтори»

Выложить на листе из цветных крышек узор или рисунок, рассмотреть его с ребенком около минуты, обращая внимание на последовательность или главные детали, и накрыть. Выложить на пустом листе такой же узор.

«Крышки»

Закручивание и раскручивание крышек пластмассовых банок, пузырьков и т. д., подбирая нужного размера.

Некоторые полезные советы с которыми хотелось бы вас познакомить:

• Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка, в дальнейшем, малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, письмо для ребёнка не будет столь утомительным.

• Не обязательно использовать предложенные игры – их можно найти в книжках или придумать самим.

• Для того чтобы движения руки ребёнка стали ещё более совершенными, предоставьте ему возможность манипулировать со всевозможными предметами, разными по форме, фактуре материала поверхности (флаконы, пузырьки, камешки, крупа, фольга, полиэтилен и т. д.).

• Уделяйте упражнениям по 10-15 минут в день, и вы заметите, как пальчики вашего ребенка становятся более ловкими, развиваются усидчивость и внимание, а самое главное- речь!

• Находите время для игр со своим крохой, ведь ему так необходимо ваше внимание.

• Играйте со своим сыночком или доченькой с интересом и хорошим настроением – от этого зависит результат упражнений.

• Не забывайте хвалить своё чадо, если даже получилась самая малость!

• Усложняйте задания постепенно, лишь после того, как ребенок будет справляться с легким заданием.

• Помогайте ребенку, если не получается, но помощь должна быть минимальной и необходимой, поощряйте самостоятельное выполнение задания.

• Поощряйте инициативу ребенка в выборе игр.

•Доводите начатое дело до конца, не оставляйте незаконченной работу.

При регулярном проведении игр с ребёнком, он гораздо лучше усваивает материал и по математике, а также адаптируется к жизни. Важно соблюдать определённую последовательность при подборе игр математического содержания, учитывать, что играм с более трудным математическим содержанием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, которые служили бы подготовкой для их проведения. У детей с ОВЗ трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а следовательно и к одной даже очень полезной игре, необходимо больше внимания уделять играм с различными вариантами – одну и ту же игру следует видоизменять, чтобы сохранить ещё некоторое время интерес к уже знакомой детям игре.

Игры для закрепления понятий о величине

- Понятия «Большой – маленький»

1. Подбери по величине

Материал: геометрические фигуры большие и маленькие. На наборное полотно выставляются два круга. Около большого круга дети кладут большие фигуры, около маленького – маленькие. Подобные игры можно провести с пирамидкой, матрёшками, природным материалом. Задание можно изменить: расставить предметы от большего к меньшему или наоборот.

2. Игра в поручения

Материал: игрушки, фигурки животных. Родитель просит ребёнка принести маленький (большой) мяч, маленькую куклу и т. д. Игру в поручения можно провести с предметами, имеющими разную длину, ширину, высоту. Дети будут дифференцировать предметы по этим признакам.

- Понятия «Высокий – низкий»

1. Расставь палочки

Материал игры: у ребёнка 5 палочек одинаковой толщины, но разной высоты. Родитель просит расставить палочки от самой высокой до самой низкой.

- Понятия «Длинный – короткий»

Глазки спят, а ручки работают

Материал: карандаши, палочки, брусочки и т. д. Дети должны только путём мускульного ощущения определить, какой карандаш длинный, а какой – короткий. Для этого надо брать предметы со значительной разницей в длине. Такую игру можно проводить и на различение предметов по толщине.

Игры для закрепления количественного счёта

Кто из них прав?

Пересчитать помидоры (цветы, рыбок) и сказать, кто из сказочных героев посчитал правильно. Таблички с цифрами и дидактический материал изменяются несколько раз.

Ручки считают, а глазки проверяют

На картонках нашиты пуговицы в 1 или в 2 ряда. Ребёнок на ощупь пересчитывает пуговицы и говорит результат. Затем сам себя проверяет.

Весёлый счёт

Кто быстрее назовёт и покажет числа по порядку (от 1 до 12). Соревнуются родитель и ребёнок.

4 6 10 2

9 3 7 11

1 8 5 12

Игры для развития внимания

Их можно включать в физминутки.

Ухо- нос

По команде «ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «нос» - за нос. Родитель тоже выполняет действия, но потом специально начинает делать ошибки.

Карлики – великаны

По команде «карлики» дети приседают, по команде «великаны» - встают. Команды даются вразбивку и в разном темпе.

Игра с флажками

Увидев красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зелёный – хлопнуть в ладоши, синий – шагать на месте.

Игры для развития памяти

Опиши по памяти

На короткое время показать детям куклу (или любой другой предмет, а затем они по памяти должны ответить, какие у куклы волосы, какое платье, какие глаза и т. д.

Найди картинку

Считая до 5, показать детям картинку, а затем из набора похожих картинок предложить выбрать ту, которую им показали.

Игры для развития воображения

Какая бывает собака?

Дети должны представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у неё шерсть, что она любит есть, какие у неё хвост и ушки, какой у неё характер и т. д.

Нарисуй по описанию

Взрослый читает текст: «Стоял белый дом. Крыша у него треугольная. Большое окно красное, а маленькое – жёлтое. Дверь прямоугольная, коричневая». Текст читается 2 раза в медленном темпе. После чего дети должны нарисовать этот дом.

Игры для развития пространственной ориентировки

Эти игры также способствуют развитию произвольности внимания, наблюдательности.

Вверху- внизу

Родитель показывает картинки с изображением различных предметов (рыба, самолёт, тигр и т. д., ребёнок отвечает: «Самолёт летит вверху» и т. д.

Куда пойдёшь и что найдёшь?

Родитель раскладывает игрушки в разных местах комнаты и говорит:

Вперёд пойдёшь- машину найдёшь,

Вправо пойдёшь – мишку найдёшь,

Влево пойдёшь – куклу найдёшь,

Назад пойдёшь – паровоз найдёшь.

- Куда ты хочешь пойти и что найти? (Игру можно усложнить, спрятав игрушки).