Пономарева Татьяна Михайловна
МДОУ общеразвивающего вида детский сад "Лесная полянка" №13 п.Радищев
воспитатель
Конспект игры-занятия по развитию речи детей раннего возраста по потешке "Огуречик, огуречик!"
Конспект игры-занятия по развитию речи детей раннего возраста по потешке «Огуречик, огуречик».
Цель: познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы, помочь запомнить его.
Задачи: - формировать интерес к потешке «Огуречик, огуречик!»;
- обогащать словарный запас детей введением слов «огурец», «огурчик», «огуречик»;
- пояснять значение слов, исходя из величины: «огурец – большой», «огурчик – поменьше», «огуречик – совсем маленький»;
- закреплять знание зелёного цвета;
- развивать зрительную и слуховую память, внимание, связную речь и мышление;
- формировать представление представление детей о последствиях непослушания.
Оборудование: ширма, три изображения с огурчиками разных размеров, изображение мышки, грядка.
Ход занятия.
Дети сидят на стульчиках полукругом перед ширмой.
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с потешкой «Огуречик, огуречик». Садитесь поудобнее и внимательно слушайте сказку ( воспитатель рассказывает детям сказку об Огуречике, получающем наставления от родителей)
Жил-был Огуречик, он был маленький, зелёненький. Он рос на грядке среди зеленых листьев. Вот он какой, посмотрите ( воспитатель снимает с «грядки» Огуречик и даёт возможность детям рассмотреть его, обращает внимание на его хвостик). Папа Огурец и мама Огурчик любили своего сыночка. (воспитатель показывает детям три изображения, сопоставляет их, выделяя по величине «папу» - большой, «маму» - поменьше и «сынка» - совсем маленький; воспитатель неоднократно повторяет слова: «огурец, огурчик, огуречик» обращая внимание на их величину). Вся семья жила на грядке среди листиков (воспитатель располагает огурчики среди листиков).
В другом конце грядки жила мышка. Вот она! (воспитатель выдвигает из-под треугольника изображение мышки) Посмотрите, какая мышка маленькая, а какой у неё длинный хвостик. Она юркая, быстро бегает,
живет в норке (воспитатель прячет мышку в прорезь под треугольник). Папа Огурец и мама Огурчик не разрешали маленькому Огуречику далеко уходить. Папа говорил (текст читается медленно, тембр голоса низкий): «Огуречик, Огуречик! Не ходи на тот конечик, там мышка живет – тебе хвостик отгрызёт».
( воспитатель располагает все три изображения по одной линии: вначале большой и маленький, затем средний и маленький, разыгрывает сценку, в которой даются наставления )
И мама Огурчик говорила сыночку (темп средний, голос естественный): «Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик. Там мышка живёт – тебе хвостик отгрызёт».
– Дети! Вы запомнили, что говорили Огуречику мама и папа?
( воспитатель повторяет потешку, выделяя последнюю строчку «Тебе хвостик отгрызёт?»)
Но Огуречик не послушался родителей и решил пойти « на тот конечик» грядки, где жила мышка ( воспитатель ставит палочки-держатели).
Идёт Огуречик вдоль грядки и не видит, что из норки вылезла мышка. ( воспитатель обращается к детям)
- Ребята, посмотрите, какая она маленькая, серенькая, с длинным хвостиком! А Огуречик никого не слушает и идёт дальше ( при этих словах мышка выскакивает и бросается в сторону Огуречика, наскакивает на него, вот-вот схватит). Еле- еле убежал Огуречик.
Посидел немного Огуречик, отдохнул и решил опять пойти посмотреть, где мышка живёт.
– Ребята, давайте попросим Огуречика «не ходить на тот конечик». Саша, как ты скажешь Огуречику, чтобы он не ходил? Оленька, а ты как попросишь Огуречика? Альбина, скажи ещё ты. (воспитатель побуждает детей повторить текст потешки самостоятельно )
Но Огуречик очень любопытный, он всё же идёт ещё раз посмотреть, где мышка живёт ( повторяется сценка погони мышки).
И мышка поняла, что мы не дадим в обиду маленького Огуречика и ушла к себе в норку.
А мы ещё раз скажем Огуречику:
Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик.
Там мышка живёт – тебе хвостик отгрызёт!
- Ребята, про кого мы сегодня читали потешку? (про Огуречика)
- А где жил Огуречик? (на грядке – добиваться от детей ответа, правильно, Ильюша)
- А что говорили Огуречику мама и папа? (побуждать детей повторять потешку)
- Саша, скажи, как говорил папа? А теперь Вика скажи.
– А кто ещё жил на грядке в норке? (правильно, мышка) -
Алиса, скажи, кто ещё жил на грядке?
- А какая мышка была? ( побуждать детей отвечать на вопросы: маленькая, серенькая, с длинным хвостом)
- Правильно, молодцы ребята! А сейчас все вместе ещё раз скажем Огуречику:
Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик.
Там мышка живёт – тебе хвостик отгрызёт!