Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7922 Конспект игры-занятия по развитию речи детей раннего возраста по потешке "Огуречик, огуречик!"

Опубликовано 28.04.2023

Пономарева Татьяна Михайловна
МДОУ общеразвивающего вида детский сад "Лесная полянка" №13 п.Радищев
  воспитатель


  Конспект игры-занятия по развитию речи детей раннего возраста по потешке "Огуречик, огуречик!"

 

Конспект  игры-занятия  по развитию  речи  детей  раннего  возраста  по  потешке  «Огуречик,  огуречик».

Цель: познакомить  детей  с  фольклорным  текстом,  содержащим  игровые  элементы, помочь  запомнить  его.

Задачи:  - формировать  интерес  к  потешке «Огуречик,  огуречик!»;                       

- обогащать  словарный  запас  детей  введением  слов  «огурец», «огурчик», «огуречик»;                                                                                                                         

 - пояснять  значение  слов,  исходя  из  величины:  «огурец – большой»,  «огурчик – поменьше»,  «огуречик – совсем  маленький»;                                        

  - закреплять  знание  зелёного  цвета;                                                                          

  - развивать   зрительную  и  слуховую  память,  внимание,  связную  речь  и мышление;                                                                                                                      

- формировать  представление   представление  детей  о  последствиях  непослушания.

Оборудование:  ширма,  три  изображения с  огурчиками  разных  размеров,  изображение  мышки,  грядка.

Ход  занятия.

Дети  сидят на  стульчиках  полукругом  перед  ширмой.                                     

 Воспитатель: - Ребята,  сегодня  мы  с  вами  познакомимся  с  потешкой  «Огуречик, огуречик». Садитесь  поудобнее  и  внимательно  слушайте  сказку ( воспитатель  рассказывает  детям  сказку  об  Огуречике,  получающем  наставления  от  родителей

Жил-был  Огуречик,  он  был маленький,  зелёненький.  Он  рос  на  грядке  среди  зеленых  листьев.  Вот  он  какой,  посмотрите  ( воспитатель  снимает  с  «грядки»  Огуречик  и  даёт  возможность  детям  рассмотреть его,  обращает  внимание  на его  хвостик). Папа  Огурец  и  мама  Огурчик  любили  своего  сыночка.  (воспитатель  показывает  детям  три  изображения, сопоставляет  их,  выделяя  по  величине  «папу» - большой,  «маму» - поменьше  и  «сынка» - совсем  маленький;  воспитатель  неоднократно повторяет  слова:  «огурец,  огурчик,  огуречик»  обращая  внимание  на их  величину). Вся  семья  жила  на  грядке  среди  листиков  (воспитатель  располагает  огурчики  среди  листиков).                                      

   В  другом  конце  грядки  жила  мышка.  Вот  она!  (воспитатель  выдвигает  из-под  треугольника  изображение  мышки)  Посмотрите,  какая  мышка  маленькая,  а  какой  у неё  длинный  хвостик.  Она  юркая, быстро  бегает, 

живет  в  норке  (воспитатель  прячет  мышку  в  прорезь  под  треугольник).   Папа  Огурец  и  мама  Огурчик  не  разрешали  маленькому  Огуречику  далеко  уходить.  Папа  говорил  (текст  читается  медленно, тембр  голоса  низкий):  «Огуречик,  Огуречик!  Не  ходи  на тот  конечик,  там  мышка  живет – тебе  хвостик  отгрызёт».                                                                                  

  ( воспитатель  располагает  все  три  изображения  по  одной  линии:  вначале большой  и  маленький,  затем  средний  и  маленький,  разыгрывает  сценку, в  которой  даются  наставления )                                                                  

И  мама  Огурчик  говорила  сыночку  (темп  средний,  голос  естественный):  «Огуречик,  огуречик!  Не  ходи  на  тот  конечик.  Там  мышка  живёт – тебе хвостик  отгрызёт».                                                                                                     

  – Дети!  Вы  запомнили,  что  говорили  Огуречику  мама  и  папа?                   

 ( воспитатель  повторяет  потешку, выделяя  последнюю  строчку  «Тебе  хвостик  отгрызёт?»)                                                                                                       

Но  Огуречик  не  послушался  родителей  и  решил  пойти  « на  тот  конечик»  грядки,  где  жила  мышка  ( воспитатель  ставит  палочки-держатели).                                                                                                                     

  Идёт  Огуречик  вдоль  грядки  и  не  видит, что  из норки  вылезла  мышка.    ( воспитатель  обращается  к  детям)                                                                   

   - Ребята,  посмотрите,  какая  она  маленькая,  серенькая,  с  длинным  хвостиком!  А  Огуречик  никого  не  слушает  и  идёт  дальше  ( при  этих  словах  мышка  выскакивает  и  бросается  в  сторону  Огуречика,  наскакивает  на  него,  вот-вот  схватит).  Еле- еле  убежал  Огуречик.              

Посидел  немного  Огуречик,  отдохнул  и  решил  опять  пойти  посмотреть,  где  мышка  живёт.                                                                                                       

  – Ребята,  давайте  попросим  Огуречика  «не  ходить  на  тот  конечик».  Саша,  как  ты  скажешь  Огуречику, чтобы  он  не  ходил?  Оленька, а  ты  как  попросишь  Огуречика?   Альбина,  скажи  ещё  ты. (воспитатель  побуждает  детей  повторить  текст  потешки  самостоятельно )                    

Но  Огуречик  очень  любопытный,  он  всё  же  идёт  ещё  раз  посмотреть,  где  мышка  живёт  ( повторяется  сценка  погони  мышки).                                  

  И  мышка  поняла,  что  мы  не  дадим  в  обиду  маленького  Огуречика  и  ушла  к себе  в норку.                                                                                                     

  А  мы  ещё  раз  скажем  Огуречику:                                                                      

   Огуречик,  огуречик!  Не  ходи  на  тот  конечик.                                                      

Там  мышка  живёт – тебе  хвостик  отгрызёт!                                                            

   - Ребята,  про  кого  мы  сегодня  читали  потешку?   (про  Огуречика)               

- А  где  жил  Огуречик?  (на  грядке – добиваться  от  детей  ответа,  правильно,  Ильюша)                                                                                                   

- А  что  говорили  Огуречику  мама  и  папа?  (побуждать  детей  повторять  потешку)                                                                                                         

 - Саша,  скажи, как  говорил  папа?  А  теперь  Вика  скажи.                                      

– А  кто  ещё  жил  на  грядке  в  норке?   (правильно,  мышка)                                 -

Алиса,  скажи,  кто  ещё  жил  на  грядке?                                                                     

- А  какая  мышка  была?  ( побуждать  детей  отвечать  на  вопросы:  маленькая,  серенькая,  с  длинным  хвостом)                                                            

    - Правильно,  молодцы  ребята!  А  сейчас  все  вместе ещё  раз  скажем  Огуречику:                                                                                                                  

   Огуречик,  огуречик!  Не  ходи  на  тот  конечик.                                                       

Там  мышка  живёт – тебе  хвостик  отгрызёт!