Квест-игра по патриотическому воспитанию «Родина моя - Димитровград» в подготовительной группе
Цель:
Формировать у детей чувство патриотизма и любви к своей малой Родине.
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания детей о малой родине, о родном городе, о его истоках;
Воспитывать любовь к Родине, гражданско - патриотические чувства
Создание благоприятной обстановки для совместной деятельности детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми,
Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление;
Использование нетрадиционных форм работы с детьми - квест-игру.
Учебно-практическая ценность:
Цель патриотического воспитания - сформировать у дошкольников отношения высокой духовной нравственности с активной жизненной позицией, направленной на сохранение и приумножение достижений народа своей страны.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами: любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, любви к своему дому, улице, городу и. т. д.
Очень важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям своего народа. С младенчества ребенок слышит родную речь, песни матери и сказки, которые открывают ему окно в мир, вселяет надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит его народ. Народные игры, сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Игра естественный спутник ребенка, источник радостных эмоций, обладающей великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе с детьми мы всегда обращаемся к игре.
Многообразие дидактических и народных игр по нравственно-патриотическому воспитанию, благодаря которым дошкольники постепенно начиная с малой Родины, усваивают свою принадлежность к большой Родине - России.
Актуальность:
Нравственно – патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям, развитие нравственно- патриотических чувств оставляют след на все дальнейшее поведение и образ мыслей человека.
В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос.
Предварительная работа:
1. Беседы о родном городе;
2. Рассматривание книги «Моя Родина – Димитровграда;
3. Знакомство детей с государственными символами родного города – Флаг, Герб, с историей их возникновения;
4. Просмотр советских мультфильмов, в которых главные герои обладают храбростью, смелость, отвагой, защищают слабых, приходят на выручку друг другу, проявляют добролюбие, защищают тех кого они любят, свою Родину: «Крепыш», «Приключения пингвинёнка Лоло», «Мальчик с уздечкой», «Дед Мазай и зайцы»;
6. Беседы о таких качествах героев, защитников, как смелость, отвага, воля к победе, мужество, храбрость, преодоление страха, любовь к родным местам;
7. Чтение стихотворений о родном городе местных поэтов, пословиц, 8. Рассматривание иллюстраций и фотографий «Моя Россия – пейзажи;
9. Рассматривание различных иллюстраций символы России –береза, ромашки, народно-прикладное искусство и другое;
10. Слушание песен о Родине, ее просторах, о бережном, заботливом, сердечном отношении к птицам, животным, растениям, людям своей страны, о нашем единстве и конечно же специально созданная окружающая среда группы для самостоятельного наблюдения, познания, творчества и другое.
Ход игры.
1. Приветствие
Ведущий: Здравствуйте, дорогие наши гости!
День необычный сегодня у нас,
Мы искренне рады приветствовать вас.
Для умной игры собралась детвора,
Квест начинать нам настала пора
2. Организационный момент.
Ведущий:
У нас необычное занятие в форме квест-игры. Напомню присутствующим, что квест-игра это такое действие в ходе которой участники игры находят и выполняют ряд заданий для того чтобы выполнить главную задачу.
Наша игра называется «Моя Родина - Димитровград»
Ведущий показывает картинку с ромашкой.
Ведущий: Ребята, если бы мне дали возможность выбрать цветок, символизирующий Россию, я, выбрала бы ромашку. Белая ромашка - это истинно русский цветок.
Наряду с белоствольной березкой, ромашка - еще один символ
России.
Вот и сегодня вы, ребята будете собирать ромашку.
Задача нашей игры: найти главное слово. А какое это слово вы узнаете, когда соберете 6 лепестков от ромашки. Для этого вам нужно выполнить 6 заданий. Каждый пункт обозначен определённой цифрой, необходимо двигаться от пункта к пункту согласно карте маршрута, выполнять задание. Для выполнения главной задачи вам необходимо будет пройти весь маршрут по стрелкам в карте. В пунктах вам зададут вопросы и предложат задания.
Переход из одного пункта в другой по сигналу колокольчика.
После правильного выполнения каждого задания команда получает лепесток ромашки с буквой. Только когда вы пройдете все испытания, и у вас будут все лепестки, вы сможете найти главное слово.
Раздается колокольный звон – сигнал для начала квеста. Дети рассматривают свой маршрут, находят номера нужных пунктов и идут выполнять задания.
3. Основная часть
1. «Я спрошу, а ты ответь!»
Вопросы
1. Как называется город, в котором мы живём?
2. Как наш город назывался раньше?
3. Ребята, а как называются люди, живущие в нашем городе?
4. Как называется самая длинная улица нашего города?
5. Как называется площадь, где находиться руководство нашего города?
Итак, вы справились с этим заданием. Получайте первый лепесток от ромашки.
2. «Назови достопримечательности нашего города»
Дети, рассмотрите, пожалуйста, иллюстрации и назовите, что на них изображено?
(Краеведческий музей, Драматический театр, Марков парк, Аллея Славы)
- Молодцы, справились с заданием.
А кто расскажет про флаг нашего города?
(на нём изображены три сосны).
Что же они означают?
(Потому, что наш город находится в сосновом лесу, в городе очень много зелени).
Символом России является – Гимн и у нашего города есть свой гимн, давайте его послушаем. А вы, знаете, как нужно слушать гимн.
Дети отвечают (стоя).
Звучит гимн Димитровграда.
Гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется на всех государственных праздниках и торжественных мероприятиях. Слушают гимн, всегда стоя, мужчины снимают головные уборы, и никогда при этом не разговаривают.
Дети делятся на подгруппы. Задания для первой подгруппы убрать все флаги и оставить на доске только флаг Димитровграда. Задание для второй подгруппы – герб.
Молодцы, вы справились с этим заданием. Получайте второй лепесток от ромашки.
3. Защитники родины.
Третье наше испытание называется защитники Отечества. Дети, а кто же такие защитники Отечества?
(Защитники Отечества — это воины, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество от врагов.)
- Ребята, когда началась Великая Отечественная война, из нашего города, он в то время назывался Мелекес, тоже отправилось много защитников, которые хотели защитить нашу Родину от врага. Их именами названы улицы нашего города.
- Ребята, назовите, какие вы знаете улицы нашего города, названные в честь героев ВОВ?
(улица Ватутина, Л. Чайкиной, улица П. Осипенко, М. Расковой)
— Чтобы суметь победить врага, какими должны быть солдаты. (Смелыми, сильными, быстрыми, меткими.)
— А чтобы такими стать, что нужно делать? {Тренироваться.)
— Когда наши мальчики станут взрослыми, они будут служить в армии, чтобы стать настоящими защитниками Отечества. Они могут тренироваться уже сейчас. Как мальчики могут тренироваться? (Заниматься зарядкой и физкультурой).Задание на этом пункте показать свою любимую физминутку.
Физкультурная минутка «Защитники»
Молодцы, вы справились с этим заданием. Получайте третий лепесток от ромашки.
4.«Реки и озёра»
- Хотя, наш город и небольшой, но есть на территории нашего города реки и озёра.
Расчитайтесь: на первый и второй. Первые называют реки нашего города, а вторые озёра. (1-Большой Черемшан, Мелекеска; 2- Золотое озеро, Зелёное озеро, Белое озеро).
Молодцы, вы справились с этим заданием. Получайте четвёртый лепесток от ромашки.
5. «Малая Родина».
Много пословиц и поговорок сложил русский народ о малой Родине. Давайте вспомним их.
- На чужой стороне Родина милей вдвойне.
- Береги землю родную, как мать любимую.
– Где родился, там и пригодился.
– Всякому мила, своя сторона.
– Своя земля и в горсти мила.
– На родной стороне и камешек знаком.
- Ребята, У каждого человека, и у каждого из вас есть малая Родина. Может, кто-то из вас знает, что такое малая Родина?
- Малая Родина – уголок, где мы родились, то место, где мы живем, где находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди.
Ребенок: Малая Родина – островок земли,
Под окном смородина, вишни расцвели,
Яблоня кудрявая, а под ней скамья –
Ласковая, малая Родина моя!
- Малая Родина – это наш город.
Воспитатель: - Как вы думаете, какие люди живут в нашем городе?
Дети: - Это смелые, ловкие, сильные, решительные люди, которые любят свою Родину и готовые ее защищать.
И поэтому мы должны знать, как жили наши предки, как одевались, что ели, как воспитывали детей. В этом испытании вам предлагают вспомнить, как разговаривали наши предки.
Вам необходимо собрать картинки и назвать, какой предмет изображён на картинке. Назвать его, так как называем его мы и как его называли наши далёкие предки.
Молодцы, вы справились с этим заданием. Получайте пятый лепесток от ромашки.
6. «Эстафета Памятники нашего города»
Дети передают мяч по цепочке, и называю памятники нашего города. Молодцы, вы справились с этим заданием и добыли шестой лепесток от ромашки.
А сейчас обратите внимание, на ваших лепестках с обратной стороны есть буквы. Из этих букв каждой команде надо постараться выложить слово и прочитать его.
Ведущая: Какое главное слово вы прочитали на ромашке? Родина.
Что мы Родиной зовем?
Дети: Край, где мы с тобой живем.
Дети читают стихотворение.
1. Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем
2. Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
3. Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом,
И душистый, золотистый,
Хлеб за праздничным столом
4. Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим – синим
Флаг России бережём!
4. Рефлексия
По окончании образовательной деятельности, воспитатель предлагает детям выбрать человечков: веселого – если им все понравилась игра и грустного – если не понравилась. Дети объясняют свой выбор.
Воспитатель: Ребята, вы все большие молодцы! На этом наша игра заканчивается. А эти медали вам будут напоминать о нашем необычном путешествии.
Спасибо всем участникам нашей игры.