Конспект занятия в старшей группе по образовательной деятельности «Художественно – эстетическое развитие» на тему: «День песка» (рисование песком).
Воспитатель МБ ДОУ «Детский сад №213» Малышева В.М.
Цель: закрепление знаний детей о физических свойствах песка, его разновидностях.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить детей с разными видами песка;
-научить детей создавать картинки посредством рисования песком на листе бумаги, песочном столе на основе использования песочной живописи.
Развивающие:
- сформировать представления детей о свойствах и составе песка;
- развивать творческие способности и фантазии детей,образное и логическое мышление;
-совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей посредством общения воспитатель-воспитанник.
Воспитательные:
-воспитывать аккуратность, внимательность посредством;
-повторить правила поведения при игре с песком;
-воспитывать дружеские взаимоотношения, положительное отношение к своей работе и работе своих товарищей,способствовать эмоциональному сближению детей, доставить детям радость, удовольствие от совместной деятельности.
Предварительная работа. Беседа «Зачем нужен песок?», рассматривание иллюстраций с разными видами песка, чтение научной литературы.
Материалы и оборудование. Песочный стол с подсветкой, цветной песок, белая бумага, песок, салфетки, песочные часы, лупа, музыкальная колонка, флешноситель с музыкой для физминуток.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня я вам покажу, знакомый, интересный природный материал. А для этого отгадайте загадку:
Он и жёлтый, и сыпучий,
На участке насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать,
Целый день в него играть. Что это?
Дети: песок.
Воспитатель: А как вы определили, что это песок?
Вопрос |
Предполагаемые ответы детей |
А как вы определили, что это песок?
|
Желтый. |
Сыпучий. |
|
У нас в песочнице куча песка. |
|
В него можно играть. |
|
Его можно взять в руку. |
|
Можно делать куличики. |
Воспитатель: Правильно. На этой неделе мы с вами говорили о песке, смотрели картинки, рисовали, читали статьи. А дома вы говорили с родителями о песке? Для чего нужен песок?
Вопрос |
Предполагаемые ответы детей |
Для чего нужен песок?
|
Для игр в песочнице. |
Посыпать дорожки зимой. |
|
На пляже. |
|
В лоток котику. |
|
На стройке. |
|
Посыпать дорожки между грядками. |
|
Изготавливать посуду, стекло. |
Воспитатель: Совершенно верно, еще песок используют при строительстве дорог, зданий, при производстве посуды, стекла, в песочных часах, для домашних питомцев в лотке, на даче для посыпания дорожек между грядками.
Воспитатель: ребята, подскажите, в какое время года мы можем играть в песочнице?
Ответ детей: летом.
Воспитатель: а что мы так любим делать летом в реке?
Вопрос |
Действия детей |
Что любим делать летом в реке? |
Плавать. |
Брызгаться. |
|
Плавать на надувном круге. |
|
Рыбачить. |
|
Собирать камушки для поделок. |
Воспитатель: Ребята, а пойдемте к речке!
Физминутка под музыку.
Текст |
Действия детей |
К речке быстрой мы спустились, |
Шагаем на месте. |
Наклонились и умылись. |
Наклоны вперед, руки на поясе. |
Раз, два, три, четыре, |
Хлопаем в ладоши. |
Вот как славно освежились. |
Встряхиваем руками. |
Делать так руками нужно: Вместе — раз, это брасс. |
Круги двумя руками вперед. |
Одной, другой — это кроль. |
Круги руками вперед поочередно. |
Все, как один, плывем как дельфин. |
Прыжки на месте. |
Вышли на берег крутой. |
Шагаем на месте. |
Воспитатель: Какие вы дружные и ловкие! Отдохнули, ну а теперь продолжим наш разговор и вспомним правила обращения с песком, расскажем об этом полным ответом.
Вопрос |
Предполагаемые ответы детей |
Можно брать песок в рот? |
Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться! |
Можно сыпать песок на себя и на друзей? |
Нельзя песок сыпать на себя и на друзей, может попасть в глаза. |
Можно вдыхать песок?
|
Нельзя вдыхать песок - можешь задохнуться! |
Можно дуть на песок? |
Нельзя дуть на песок. |
Что нужно сделать после игры с песком? |
После игры с песком - помой руки! |
Воспитатель: молодцы, эти правила нужно соблюдать, чтобы не навредить себе и другим.
Воспитатель: Ребята, в зеленой тарелочке лежит песок и в белой тарелочке тоже песок. (Показываем две тарелочки с песком из песочницы и цветной песок для рисования песком). Расскажите мне, в чем вы видите отличие?
Так какой же бывает песок? Искусственный и природный- показываем на примере в одной тарелке искусственный цветной песок, в другой из песочницы.
Воспитатель: Чем же отличается природный песок от искусственного?
Вопрос |
Предполагаемые ответы детей |
Чем отличается природный песок? |
Природный песок добывают со дна рек. |
В карьерах. |
|
Со дна морей. |
|
Во время разработки шахт. |
|
Вывозят из пустыни и т.д. |
|
Чем отличается искусственный песок? |
Изготавливается на фабрике. |
Воспитатель: Давайте разберемся, из чего же состоит песок.А узнать можно вот таким образом: насыплем горсть песка на белый лист бумаги тонким слоем и внимательно рассмотрим его. Что вы видите, из чего состоит песок?
Вопрос |
Предполагаемые ответы детей |
Из чего состоит песок? |
Из песчинок. |
Из очень мелких камешков. |
|
Блестящие крупинки. |
Воспитатель: песок состоит из мелких песчинок, они темные и светлые и не прилипают друг к другу, можно разглядеть мелкие камешки. А если вооружиться лупой, то мы можем разглядеть, что эти песчинки разной формы и разного размера.
Воспитатель: я вам предлагаю попробовать взять одну песчинку пальчиком. Получилось? Можно посчитать, сколько песчинок вы подняли? Конечно, нет. Мы не смогли выбрать и взять одну песчинку. И конечно же не смогли посчитать их.
Воспитатель: какой вывод мы можем сделать? Песок сыпуч, не имеет формы, невозможно посчитать количество песчинок, а тем более пересчитать песчинки в песочнице. У меня есть к вам предложение на этом листочке вместе нарисовать на песке пальчиком солнышко. А перед этим мы проведем пальчиковую гимнастику.
Текст |
Действия |
Песком мы не кидаемся. |
Дети грозят указательным пальцем. |
Рисуем и стараемся. |
Пальцем рисуют в воздухе круги. |
Друг другу не мешаемся, |
Указательный палец прижат к губам. |
А только улыбаемся. |
Поворачиваются к другому ребенку и улыбаются. |
Воспитатель: Молодцы. Рисуем солнышко.
А теперь давайте поиграем в «Отгадалки». Разделимся на 2 команды и назовем их: первая «Природный песок» и вторая «Искусственный песок». Команда «Природный песок» рисует на песочном столе фигуру животного, предмета или что-нибудь другое, а команда «Искусственный песок»отгадывает, что нарисовала первая. Потом поменяемся ролями.Затем посчитаем, какая команда отгадала больше загадок.
Примеры для рисования: рыбка, девочка, дерево, солнышко, заяц, кораблик, сердце, цветок, зонтик, звезда, человечек.
Поздравляем команду «Искусственный песок» («Природный песок») с победой в нашей игре и награждаем их аплодисментами.
Вы сегодня огромные молодцы!
Рефлексия.
Итак, ребята, вам понравилось наше занятие? Теперь давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили и что делали?
Текст |
Действия |
Загадывали загадки о песке |
Рассматривали картинки. |
Отвечали на вопросы о песке. |
Выполняли упражнения. |
Читали про песок. |
Рассматривали песок в лупу. |
|
Рисовали на песке. |
|
Играли с песком. |
Из камней он появился,
Зёрнами на свет явился:
Жёлтый, красный, белый
Или светло-серый.
То морской он, то – речной.
Отгадайте, кто такой!(Песок)
Вы хотели бы еще заняться рисованием на песке? Значит, мы еще ни раз вернемся к нашему творчеству.