Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7617 Тема: Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через систему игр и упражнений (из личного опыта)

Опубликовано 18.12.2022

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселёвского городского округа ДЕТСКИЙ САД 8

 

 

 

«Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

через систему игр и упражнений»

 

                                                                                

 

                                                                                                 воспитатель:

                                                                                                 Созина Татьяна Владимировна

                                                                                                 музыкальный руководитель:

                                                                                                           Клеймёнова Елена Петровна

                                                                               

                                                            

  2022

«Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений деятельности педагога. Эмоции являются «Центральным звеном» психической жизни человека и прежде всего ребенка»   

                                                                                              Л. Выготский

   Эмоциональная сфера важная составляющая в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие, не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, читать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

      Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение со взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребенка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутри личностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость.

      Работая с детьми не один год, общаясь с ними изо дня в день, мы пришли к выводу: формирование «умных» эмоций и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных – приоритетных задач воспитания.

   Начиная работу по этой теме, мы определили и  выделили,  в   дошкольном детстве, шесть основных эмоций: радость, гнев, грусть, удивление, отвращение, страх. Каждая эмоция имеет свое мимическое выражение, однако, одни распознаются легче, чем другие. Так, например радость легче узнается по выражению лица, чем гнев и страх.

Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека – важный фактор в   формировании отношений с людьми. Это способность, укрепляясь на протяжении детства, приводит в дальнейшем к адекватному восприятию другого человека. В дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у них выражаются более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми, предавая их жизни особую выразительность. Одна из причин возникновения тех или иных переживаний ребенка – его   взаимоотношения  с  другими людьми, взрослыми и детьми.

Чтобы работа с детьми имела целенаправленный, имела системный характер, мы определили цель работы – повышение осознания ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений с другими людьми, гармонизация развития личности в целом, через систему игр и упражнений.

На начальном этапе мы уделяли внимание на развитие умения различать эмоциональные состояния, выделять в них что - то главное, значимое для ребёнка. Затем обучали детей умению передавать свое и чужое эмоциональное состояние.

   На каждом этапе детям предлагали упражнения на распознание эмоциональных состояний («Азбука настроений», «Радость или грусть», «Какого цвета настроение» и другие), выраженных в мимике пантомимике с помощью пиктограмм, схематично изображающих эмоциональное состояние. Проводили упражнения-этюды для выражения основных эмоциональных состояний, рисование под музыку, речевая работа («Лисенок боится», «Поссорились и помирились», «Разное настроение», «Гномики на полянке», «Гномики на озере»).

      Появление в словаре слов, описывающих эмоциональные состояния, расширяло возможности ребенка: мы отмечали количественный и качественный рост словаря эмоций, описание детьми своего эмоционального состояния происходило намного легче.

      Важное место мы отдавали сенсорным играм («Кто в домике живет», «Вкусно-невкусно», «Путешественники», «Ветерок» и другие)  которые, помимо выполнения своей основной задачи активизировали механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводили в действие эмоциональную сферу в целом.

   В рамках решения задач по развитию творческого воображения проводили интегрированную непосредственно образовательную деятельность и музыкально – театральные постановки.

Если эмоционально ребенок чувствует себя в группе комфортно, происходит его полноценное социальное развитие. Так по результатам наших наблюдений  выявляются положительные результаты: дети проявляют открытость, доверие к взрослым и друг другу, не боятся высказываться, чувствуют себя свободно. Поддерживая в ребенке радостное настроение, укрепляем его психическое и физическое здоровье.

Проанализировав, свой опыт работы с детьми  дошкольного возраста мы пришли к выводу: игру можно использовать, как средство формирования способности к общению, так как, именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

   И мы искренне надеемся, что наша работа в этом направлении поможет сделать эмоциональный мир детей ярким и насыщенным, что каждый из них сможет гордо сказать: «Пусть всегда буду Я!».