Химочкина Лариса Павловна
МБДОУ детский сад №7 «Ивушка»
Ставропольский край, г. Минеральные Воды
Воспитатель
Проект в средней группе: «В гостях у сказки дедушки Корнея»
СКАЧАТЬ (с фото)
Цель проекта: Развитие устойчивого интереса к чтению художественной литературы в процессе знакомства с творчеством Корнея Ивановича Чуковского.
Задачи проекта:
Образовательные:
• Расширить знания детей о творчестве К. И. Чуковского, повысить интерес к книге.
• Расширить круг знаний об окружающем мире, углубить знания детей о животном мире через произведения К. И. Чуковского.
Обогатить словарный запас детей, развить речь, привить навыки культуры речи, научить правильно, использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи.
Развивающие:
• Развивать и поддерживать у детей устойчивый интерес к творчеству К. И. Чуковского.
• Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов.
• Способствовать развитию творческих способностей, памяти, речи, внимания.
• Развивать интерес к иллюстрациям художников-иллюстраторов детской книги.
Воспитательные:
• Воспитывать нравственные основы личности дошкольника через восприятия произведений К. И. Чуковского.
• Воспитывать уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.
Вид проекта: педагогический, познавательно - творческий.
Продолжительность: с 15 марта - 31 марта (краткосрочный)
Участники проекта: родители, воспитатели, дети средней группы «Капитошка».
Возраст детей: 4-5 лет.
Ожидаемый результат:
• повышение интереса детей к книге, творчеству К. И. Чуковского;
• развитие творческих способностей, коммуникативных навыков, связной речи, пополнение словаря;
• расширение кругозора детей;
• узнавание и называние прочитанных сказочных произведений, их автора, персонажей, морали;
• повышение интереса родителей к семейному чтению.
Планирование и организация деятельности.
1. Создание библиотеки со сказками и стихотворениями К. И. Чуковского.
Создать в группе необходимые условия по ознакомлению детей с творчеством К. И. Чуковского.
2. Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям К. И. Чуковского
Развивать у детей интерес к книгам.
3. Оформление книжного уголка.
Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к книгам.
4. Чтение сказок К. И. Чуковского: «Телефон», «Муха-цокотуха», «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Тараканище», «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Чудо-дерево». Чтение и прослушивание стихотворений К. И. Чуковского.
5. Пробуждать и поддерживать интерес к художественной литературе. Формировать умение слушать произведения, развивать память и внимательность. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев.
6. Просмотр мультфильмов по произведениям К.И. Чуковского: «Мойдодыр», «Телефон», «Айболит» и др.
Продолжить формировать заинтересованное отношение к творчеству К. И. Чуковского
7. Вечер загадок: «Угадай и ответь».
Развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес.
8. Подвижные игры: «Воробей и звери» («Тараканище», «Каравай» («Муха-цокотуха», «По ровненькой дорожке» («Федорино горе»).
Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, творчество в изображении героев сказок.
10. Оформление альбома: «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского».
Оформить рисунки к произведениям в альбом.
11. Дидактическая игра «Отгадай сказку по иллюстрации».
Выявить у детей умение узнавать и называть произведения К. И. Чуковского по иллюстрациям.
12. Итоговое занятие «Викторина по сказкам К. И. Чуковского»
Выявить у детей знания произведений К. И. Чуковского, умение узнавать произведения по отрывкам. Активизировать речь детей.
Реализация проекта в разных формах и видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей:
- 1. Познавательное развитие:
• Знакомство с жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского.
• Отгадывание загадок К. И. Чуковского.
• Знакомство с разными представителями животного мира при помощи произведений К. Чуковского.
• Знакомство с правилами обращения с книгой.
• Дидактические игры «Угадай, к какой сказке иллюстрация», «Узнай героя сказки по описанию», «Опиши, чтобы узнали дети».
2. Речевое развитие:
• Ознакомление с художественной литературой. Предполагается не только непосредственное чтение, но и вся работа над прочитанными произведениями:
«Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха Цокотуха», «Краденое солнце», «Тараканище».
• Заучивание стихотворения «Чудо-дерево», отрывков из сказок К. Чуковского.
• Драматизация сюжетов сказок К. Чуковского.
3. Социально-коммуникативное развитие:
• Наведем порядок в книжном уголке, вымоем кукольную посуду.
• Знакомство с профессией ветеринара.
• Знакомство с профессией иллюстратора.
• Правила безопасного поведения на примере сказок Корнея Ивановича Чуковского.
• Игры на основе сюжетов сказок и стихов. Сюжетно-ролевая игра «Доктор Айболит», «В гостях у Мухи Цокотухи», «Испорченный телефон».
4. Физическое развитие:
• Формирование культурно-гигиенических навыков на основе произведений К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе».
• Проведение физкультминуток: «Скрюченная песня», «Доктор Айболит».
5. Художественно-эстетическое развитие:
• Рассматривание иллюстраций разных художников к произведениям К. Чуковского.
• Рисование: «Платье для Мухи Цокотухи», «Тараканище», «Любимый герой сказки», «Краденое солнце».
• Лепка: «Посуда для бабушки Федоры», «Крокодил».
• Аппликация: Коллективная работа «Чудо Дерево».
Конспект литературного досуга по произведениям К. И. Чуковского в средней группе «В гостях у сказки дедушки Корнея»
Цель:вспомнить с детьми названия и содержание произведений К. И. Чуковского, с которыми они знакомились, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, развивать воображение.
Задачи:
• Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям.
• Побуждать “помогать” героям этих произведений – вместе с ними проговаривать знакомые стихи, используя интонационные средства выразительной речи.
• Учить детей читать наизусть стихотворения, совершенствовать речетворческие способности детей.
• Показать детям удивительный мир сказок К. И. Чуковского, их мудрость и красоту; закрепить уважение и любовь к сказкам;
• Развивать память, внимание, умение выразительно, эмоционально читать стихи.
• Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
Материал:
Портрет К. И. Чуковского, его книги, иллюстрации к произведениям, рисунки детей.
Предварительная работа:чтение сказок К. И. Чуковского “Мойдодыр”, “Доктор Айболит”, “Муха-Цокотуха”, “Федорино горе”, «Путаница».
Работа с родителями:Выставка рисунков по произведениям К. И. Чуковского.
Дата проведения: 31 марта 2022 г.
Ход презентации:
Воспитатель: Все на свете дети очень любят сказки,
Все на свете дети сказку очень ждут.
Если очень любишь, если очень веришь,
Сказки станут былью, в гости к нам придут.
Ребята, а вы любите сказки? А знаете кто сочиняет сказки?
Сказки, которые придумал народ и которые передаются из поколения в поколение – называются народными. И вам их рассказывали мамы и бабушки. Много сказок придумал народ, но есть сказки, которые написали писатели. И сегодня мы с вами встретимся с творчеством удивительного детского писателя.
Родился этот человек 31 марта 1882 г. А звали этого человека К. И. Чуковский
Ребята, а вы знаете, как К. И. Чуковский начал писать сказки? (Нет). Я вам сейчас расскажу. Корней Иванович Чуковский жил давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как вы сейчас. У него было четверо детей: две дочери и два сына. Он очень любил их, часто играл с ними в прятки, в салочки, купался с ними в море, катал их на лодке, строил вместе с ребятишками сказочные замки из песка. Жили они дружно и весело. Но однажды случилось несчастье. Один из его сыновей (маленький мальчик)
тяжело заболел. У него была высокая температура, сильно болела голова. Мальчик ничего не ел, не мог уснуть, а только плакал. Чуковскому было очень жалко своего сынишку, хотелось его успокоить, и он на ходу стал придумывать и рассказывать ему сказку. Сказка мальчику понравилась, он перестал плакать, внимательно слушал и наконец, уснул, а через несколько дней совсем поправился. После этого случая Корней Иванович Чуковский стал сочинять сказки. И придумал много сказок, которые хорошо знают и любят дети, и взрослые. Стихи дедушки Корнея вы слышали, когда еще были очень маленькими и сейчас мы посмотрим, как вы их знаете.
Я предлагаю вам отправиться в волшебную сказочную страну, где живут добрые сказки Корнея Ивановича Чуковского. Вы согласны?
– В гости дедушка Корней
Приглашает всех детей!
Но особенно он рад
Пригласить таких ребят,
Кто умеет слушать сказки
Или любит их читать.
– Хотите, в гости? (Да)
Ну, тогда пора тихонько
Нам места свои занять,
В мир волшебных приключений
Путешествие начать…
Вот мы с вами и оказались в сказочной стране. Посмотрите, тут растет чудо-дерево?
Как у наших у ворот,
Чудо – дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо,
Расчудесное.
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А что же растет на нашем дереве? (книжки)
Это книги, которые написал Корней Чуковский. А какие сказки дедушки Корнея вы знаете?
Задание 1:
Узнайте сказку по отрывку. Из какой сказки эти строки?
Волки от испуга скушали друг друга.
Бедный крокодил жабу проглотил,
А слониха вся, дрожа, так и села на ежа. («Тараканище»)
***
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами. («Путаница»)
***
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня… («Мойдодыр»)
***
… Но не слушали газели
И по-прежнему галдели:
- Неужели, в самом деле
Все качели погорели?
Что за глупые газели. («Телефон»)
***
Задание 2: Закончите четверостишие:
***
- «Зайчики в трамвайчике
Жаба на метле
Едут и смеются …» (пряники жуют)
***
- «Убежало одеяло,
Улетела простыня,
И подушка …» (как лягушка ускакала от меня)
***
- «Маленькие дети!
Ни за что на свете
не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие …» (злые крокодилы)
Молодцы! А теперь занимайте свои места.
Задание 3:«Волшебный ящик».
В ящике то, что крокодил словно галку проглотил в сказке «Мойдодыр».
- Что это? (Мочалка)
В ящике то, чем угощали бабочку в сказке «Муха-цокотуха».
- Что это? (Варенье)
В ящике то, чем лечил бегемотиков доктор в сказке «Доктор Айболит».
- Что это? (Шоколад)
В ящике то, на чем ехали комарики в сказке «Тараканище».
– Что это? (Воздушный шар)
Ой, ребята, а в корзине остались еще предметы…
(тарелка, блюдца, чашка, ложка, вилка) Ой, а какие они грязные? Мне кажется, они не потерялись, а сами от кого-то убежали!
Входит Федорушка, плачет:
Федора: Ой, бедная я, бедная! (плачет)
Воспитатель:Что ты, бабушка, плачешь? Какая беда с тобой приключилась?
Федора: А вот послушайте:
Села бы я за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы я щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе мне, Горе!
Воспитатель: Ребята, вы узнали, из какой сказки появилась эта бабушка? И как её зовут?
Дети: «Федорино горе»
Воспитатель:А кто может нам рассказать, про что эта сказка?
Реб: Ох! Ох! Ох,ох,ох!
В книге той переполох!
Все бегут, несутся, скачут,
Им кричат; "Куда? Куда?"
Ну, а кто-то горько плачет
От досады и стыда.
Но отлично всё кончается.
Всё на место возвращается.
Все виновную прощают -
Без хозяйки плохо жить.
А она им обещает
Их не пачкать и не бить.
Ребята, а как вы думаете, почему посуда сбежала от Федоры? (ответы детей)
Ай-ай-яй, Федора Егоровна!
Может ты с нами поиграешь, и мы поможем тебе справиться с твоей бедой.
Подвижная игра «Посуда»
Топни, хлопни. Повернись
И в посуду превратись!
Вот большой стеклянный Чайник Надули животики,
«Очень важный, как начальник!» Одну руку на пояс, другую
изогнули - вот и «носик»!
«Да, фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки» Присели, руки поставили на пояс.
«И фарфоровые блюдца,
Только стукни, разобьются» Кружатся, рисуя руками в воздухе круг
«Да, серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке» Потянулись, сомкнули руки над головой.
«И пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес» Вытянули руки вперед.
Топни хлопни повернись
И в детишек превратись
Воспитатель: «Молодцы! Садитесь на места.
Ребята, что же делать Федоре, чтобы посуда больше от неё не уходила?. (Дети дают советы)
Федора: «Уж, не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить, и уважать!»
«Спасибо Вам, ребята» (Уходит)
Задание 4: «Загадки»
Воспитатель: «Ребята, сейчас я Вам загадаю загадку, в которой говорится о герое из сказки К. И. Чуковского. Вы внимательно слушайте, а потом назовите мне героя»
Всех на свете он добрее,
Лечит птичек и зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота,
Он известен, знаменит
Кто же это?
Дети: «Айболит»
Воспитатель: Айболит очень хотел приехать к вам в гости. Он очень занят. Он беспокоится о вашем здоровье. Давайте встанем в круг и покажем, доктору Айболиту, что мы здоровы, и лечить нас не надо.
Нас не надо вам лечить,
Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики,
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем,
А потом к траве присядем.
Как орлы летим, парим,
Во все стороны глядим,
Где же Африка – страна?
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем,
Как веселый, звонкий мячик.
Дружно к бедным страусятам
По траве пройдут ребята.
Всем мы помощь оказали,
Сами сильными стали.
– Вот какие мы сильные и здоровые.
Повезло нам, что сейчас
Айболит гостит у нас.
Захотел он поиграть,
И вопросы вам задать!
Викторина от Доктора Айболита:
1. Он не любит неумытых и неряшливых ребят.
На таких кричит сердито и бросает строгий взгляд.
А с чистюлями он дружит, у него с такими мир.
Дети: «Мойдодыр»
2. Кто-то пасть свою открыл,
Кто-то что-то проглотил.
Потемнело все вокруг.
Ой, какой везде испуг!
Но медведь сразил врага,
С ним расправа недолга!
Дети: «Крокодил»
3. Боялись усатого
Все, хоть убей!
Но справился с ним
Удалой воробей!
Дети: «Тараканище»
4. В этой книжке именины,
Много было там гостей.
И на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть её не погубил.
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил
Дети: «Муха Цокотуха»
Воспитатель: Ребята, а вы хотите попасть в сказку?
Раз, два, три! Сказка оживи!
Инсценировка «Муха Цокотуха»
Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Очень хорошо вы знаете сказки этого замечательного автора.
Хорошие книжки писал дед Корней
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши, и дети
Сказки читать веселые эти!
Мы ребята, золотые
Все талантливы такие
Вот немного подрастем
Как Корней писать начнем!
Входит Федорушка с подносом. На нем самовар и баранки:
Пришла сказать вам большое спасибо, что помогли мне с бедой моей справиться. Хочу угостить вас чаем ароматным с баранками!