Макарова Лариса Александровна
МДОУ «Детский сад №148» г.Саратов
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
В 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
«Развитие речи младших дошкольников средствами фольклора»
Тип проекта: групповой, для детей 3-4 лет.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь – май).
Участники проекта: дети 2 младшей группы № 2, педагоги ДОУ, родители воспитанников.
Актуальность:
Одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи и речевого общения. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учиться говорить — овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребенка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем, связывая их между собой в предложения и фразы ребенок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли. Однако порой даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речи. Большое количество детей к 3-4 годам еще очень плохо говорят. Малыш всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слышать и слушать, думать, подготавливает детей к вычленению смысла слов. По меткому определению К. Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад". Так, где же, как не в русском народном фольклоре, и нам черпать материал для всестороннего развития речи, воспитания интереса к художественному слову.
Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его духовного развития. Для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Все это можно найти в народной педагогике. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности.
Изучив актуальность проблемы, мы разработали проект по теме: «Развитие речи младших дошкольников средствами фольклора»
Цель проекта:
Развитие речи воспитанников средствами малых форм фольклора.
Задачи проекта:
- Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря.
- Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, в частности поэзии русских поэтов, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
- Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
- Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
- Приобщать детей к устному народному творчеству.
- Познакомить детей с колыбельными песнями, их содержанием.
- Формировать понимание назначения и основного содержания закличек, поговорок, потешек.
- Стимулировать желание детей исполнять потешки, отгадывать загадки.
Интеграция образовательных областей:
- «Социально-коммуникативное развитие»,
- «Познавательное развитие»,
- «Речевое развитие»,
- «Художественно-эстетическое развитие»,
- «Физическое развитие»
Предполагаемый результат:
1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
2. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
3. Воспитанники овладеют навыками общения с взрослыми и сверстниками.
4. Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
5. У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
1 этап проекта - Подготовительный
- Анализ предметной среды группы.
- Изучение методической литературы по проблеме.
- Формулирование целей и задач проекта.
2 этап проекта – Практический
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
- Чтение произведений устного народного творчества и русских поэтов.
- Рассматривание иллюстраций.
- Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.
– Слушание сказок.
- Создание аппликаций и рисунков по фольклорным произведениям.
- Обыгрывание фольклорных произведений на музыкальных инструментах.
- Проведение индивидуальных и подгрупповых занятии.
- Заучивание фольклорных произведений.
-Инсценирование произведений фольклора.
-Разыгрывание пальчиковых игр на основе фольклора.
3 этап проекта – Заключительный
- Выступление на педагогическом совете.
- Анализ, обобщение результатов проекта.
Взаимодействие с семьей:
Очень сложно представить себе совместную деятельность без участия родителей, это не только те, кто лучше всех знает своих детей, но и самые большие помощники в работе с ними.
Формы работы с родителями:
- Родительское собрание «Фольклор, как средство развития речи».
- Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.
- Выставка рисунков, аппликаций, мини – книжек, созданных в семье, на основе фольклорных произведений.
- Консультация для родителей и педагогов «Развитие речи младших дошкольников средствами фольклора».
- Совместное создание мини – книжек своими руками на основе фольклорного произведения.
План работы
по теме «Развитие речи младших дошкольников средствами фольклора» на 2022-2023 уч.г.
Дата проведения |
Тема |
Цель |
сентябрь |
Потешки: «Зайчишка-трусишка по полю бежал…»; «Ай, лады, лады, лады…»; «Синичка, синичка, воробью сестричка…»; «Чистая водичка умоет Саше личико» |
Познакомить детей с новыми потешками. Помочь детям запомнить потешки и выразительно рассказывать их. |
Пальчиковые игры. «Мальчик-пальчик, где ты был», |
Познакомить детей с пальчиковыми играми. |
|
Игра – песня «Курочка» «Вышла курочка гулять Свежей травки пощипать…» |
Развивать речь. |
|
Загадки: «Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел.» (гриб) «Много одежек, и все без застежек.» (капуста) «Сладкая, красная на грядке растет.» (морковка) |
Учить детей отгадывать загадки. |
|
Закличка: «Дождик, дождик, поливай Будет хлеба каравай, Дождик, дождик, припусти, Дай капустке подрасти!» |
Познакомить детей с закличкаим. |
|
|
Подвижная игра «Солнце». |
Развивать умении действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. |
октябрь
|
Потешки. «Огуречик, огуречик…»; «Водят мыши хоровод…»; «Ой, дуду, дуду, дуду...»; «Кисонька – Мурысенька, - ты где была?». |
Стимулировать участие детей в исполнении потешек.
|
Русская народная игра «Щенок Митрошка» Ел щенок Митрошка, кашку у окошка, (дети «кормят» щенка кашей с ложки) Уронил Митрошка, ложку за окошко. (дети «выбрасывают» ложку за плечо) Вед. : Кто легок на ножку, беги, принеси ложку. (дети бегут за ложками) |
Развивать умение соотносить движения с речью. |
|
Пальчиковые игры: «Осенние листья»; «За грибами…» |
Обогащать словарный запас. |
|
Загадки. «Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет»(кошка) «С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком»(собака) |
Учить детей отгадывать загадки.
|
|
Закличка. «Ветер-ветерцо, Не дуй мне в лицо, А дуй мне в спину, Чтоб идти было в силу.» |
Развивать речь. |
|
Русская народная сказка «Репка». Игра-инсценировка с игрушками по сюжету произведения «Репка». |
Прививать интерес к русским народным сказкам. Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание. |
|
ноябрь
|
Потешки. «Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть…»; « Как у нашего кота шубка очень хороша…»; «Кисонька – Мурысенька, - ты где была? »; «Пошел котик на торжок…» |
Привлекать детей к рассказыванию потешек. |
Пальчиковые игры: « Курочка-рябушечка, куда ты пошла?»
|
Продолжать развивать мелкую моторику пальцев. |
|
Загадки. «Кто же это к нам бежит, и от радости визжит. А потом лежит у ног. Это маленький…» (щенок), «Ищет зернышки подружка С хохолком на макушке От крыльца недалеко Раздается: ко-ко-ко. Кто же это?» (курочка). |
Познакомить детей с описательными загадками о домашних животных. |
|
Колыбельная: «Котя, котенька, коток, котя серенький лобок…» Игра – инсценировка «Уложим Алёнушку спать». |
Познакомить детей с жанром колыбельной песни. |
|
Русская народная сказка «Теремок». Игра-инсценировка с игрушками по сюжету произведения «Теремок». |
Прививать интерес к русским народным сказкам. |
|
декабрь |
Потешка «Ой ты зимушка-зима…» |
Обогащать словарный запас фольклорной лексикой. |
Загадки: «Зимой и летом – одним цветом» (елка) «Зимой беленький, а летом – серенький, никого не обижает, а сам всех боится» (заяц) |
Учить детей отгадывать загадки.
|
|
Подвижная игра «Весело зимой». |
Развивать двигательную активность детей. |
|
Сказка «Лиса и заяц». |
Прививать интерес к русским народным сказкам. |
|
январь
|
Потешка «Как на горке - снег, снег…»; «Водичка, водичка». |
Закрепить умение использовать потешки в определенной ситуации. |
Загадка «С неба звездой, а в руке водой» (снежинка) |
Развивать мышление, речь, двигательную активность детей. |
|
Подвижная игра «Снежок». |
||
Сказка «Рукавичка». |
Прививать интерес к русским народным сказкам. |
|
февраль
|
Потешка «Ты, мороз, мороз, мороз...» |
Вызвать положительный эмоциональный отклик на чтение потешек.
|
Загадка. «Морковка белая из воды сделана, растет зимой вниз головой» (сосулька) |
Развивать мышление, речь. |
|
Подвижная игра «Маленький Егорка». |
Развивать умение соотносить движения с речью. |
|
Колыбельная: «Ай, люли-люленьки…»
|
Развивать интерес детей к колыбельным песням. |
|
март
|
Потешки. «Ладушки, ладушки, испекла бабка оладушки…»; «Жаворонки». |
Привлекать детей к рассказыванию потешек. |
Загадки. «Всю зиму лежал, а весной убежал» (снег)
|
Развивать мышление. |
|
Закличка «Иди, весна, иди, красна, Принеси ржаной колосок, полной снопок, Большой урожай В наш край!» |
Учить детей обыгрывать заклички на музыкальных инструментах.
|
|
Поговорка «Труд человека кормит» |
Познакомить детей с поговорками. |
|
Подвижная игра «Солнышко и дождик». |
Развивать умение соотносить движения с речью. |
|
апрель |
Потешки «Солнышко…»; «Вот они, сапожки…» |
Стимулировать участие детей в исполнении потешек. |
Заклички «Солнышко, солнышко…», «Дождик, дождик поливай…», «Радуга-дуга». Рисование водички по закличке «Дождик, дождик поливай…» |
Познакомить детей со значением и содержанием заклички, помочь запомнить. Использование закличек во время наблюдений за явлениями природы. |
|
Пальчиковые игры: «Сорока-ворона кашу варила» «Моя семья» |
Выполнение действий согласно тексту. |
|
Поговорка «Апрель с водой, а май с травой». |
Познакомить детей с поговорками. |
|
Создание мини - книжки по любой потешке всей семьёй. |
Приобщение родителей к изучению потешек. |
|
май |
Потешка «Ласточка, ласточка…». |
Обогащать словарный запас фольклорной лексикой. |
Закличка. «Дождик, дождик, веселей Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи! Зря в окошко не стучи. Брызни в поле пуще: Станет травка гуще.» |
Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом заклички |
|
Поговорки «Где цветы, там и бабочки», «Солнце пригреет — все поспеет». |
Познакомить детей с поговорками. |
|
Дыхательная гимнастика «Ветерок» (дуть на перышко, ватку, листочек и т. д.)
|
Развитие направленного дыхания. |
|
Колыбельная. «Баю-бай,баю-бай, ты собачка не лай…»
|
Развивать интерес детей к колыбельным песням. |
Подвижная игра «Солнце».
Цель: Развивать умении действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и сужать круг. Учить стремительному бегу.
Ход игры:
Дети стоят по кругу. В центре «солнце» - ребёнок.
Гори солнце ярче, -Дети ходят по кругу.
Лето будет жарче.
А зима теплее, - Идут в центр.
А весна милее - Из центра обратно.
А зима теплее, - В центр.
А весна милее. – Обратно.
После слов «солнце» (ловишка) ловит детей.
Подводя итог проделанной работе, можно отметить, что дети узнали и запомнили героев сказки, нашли отклик в использовании потешек в режимных моментах, заучили считалочки и загадки. Смело водят хоровод с запевкой, а совместная работа с родителями сблизила и укрепила взаимоотношения.
Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проектной темы, а также в обосновании того, что использование малых форм фольклора имеет большое значение для развития речи воспитанников младшей группы.
Практическая значимость результатов проекта заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по развитию речи детей через устное народное творчество.
Анализируя сборы методических наработок можно сказать, что методический материал регулярно пополняется картотеками игр, сказок, загадок, русских народных песен, хороводных песен, потешек и пестушек.
Я планирую продолжать свою работу в этом направлении набираться опыта, материала и творческих побед.
Литература
1. Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.
2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
4. Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд. «Просвещение», 1987г.
5. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб .: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.
6. Агапова И. А., Давыдова М. А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей» - Москва; изд. «Лада», 2009