Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7628 Проект по развитию речи во 2 младшей группе на тему «Развитие речи младших дошкольников посредством фольклора»

Опубликовано 25.12.2022

Макарова Лариса Александровна
МДОУ «Детский сад №148» г.Саратов

 

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

В 2 МЛАДШЕЙ  ГРУППЕ

«Развитие речи младших дошкольников средствами фольклора»

Тип проекта: групповой, для детей 3-4 лет.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь – май).

Участники проекта: дети 2 младшей группы № 2,  педагоги ДОУ, родители воспитанников.

Актуальность:

Одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи и речевого общения. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учиться говорить — овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребенка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем, связывая их между собой в предложения и фразы ребенок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли. Однако порой даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речи. Большое количество детей к 3-4 годам еще очень плохо говорят. Малыш всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слышать и слушать, думать, подготавливает детей к вычленению смысла слов. По меткому определению К. Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад". Так, где же, как не в русском народном фольклоре, и нам черпать материал для всестороннего развития речи, воспитания интереса к художественному слову.

Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его духовного развития. Для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Все это можно найти в народной педагогике. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности. 

Изучив актуальность проблемы, мы разработали проект по теме:  «Развитие речи младших дошкольников средствами фольклора»

 

Цель проекта:

Развитие речи воспитанников средствами малых форм фольклора.

Задачи проекта:

  • Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря.
  • Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, в частности поэзии русских поэтов, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
  • Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
  • Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
  • Приобщать детей к устному народному творчеству.

 

  • Познакомить детей с колыбельными песнями, их содержанием.
  • Формировать понимание назначения и основного содержания  закличек, поговорок, потешек.
  • Стимулировать желание детей исполнять потешки, отгадывать загадки.

 

Интеграция образовательных областей:

 

  •  «Социально-коммуникативное развитие»,
  • «Познавательное развитие»,
  • «Речевое развитие»,
  • «Художественно-эстетическое развитие»,
  • «Физическое развитие»

Предполагаемый результат:

1.     Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.

2.     Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

3.    Воспитанники овладеют навыками общения с взрослыми и сверстниками.

4.    Сформируется положительное отношение к режимным моментам.

5.   У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

1 этап проекта - Подготовительный

  • Анализ предметной среды группы.
  • Изучение методической литературы по проблеме.
  • Формулирование целей и задач проекта.

2 этап проекта – Практический

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.  

-  Чтение произведений устного народного творчества и русских поэтов.

- Рассматривание иллюстраций.

-  Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.

– Слушание сказок.

-  Создание аппликаций и рисунков по фольклорным произведениям.

- Обыгрывание фольклорных произведений на музыкальных инструментах.

- Проведение индивидуальных и подгрупповых занятии.

- Заучивание фольклорных произведений.

-Инсценирование произведений фольклора.

-Разыгрывание пальчиковых игр на основе фольклора.

 

3 этап проекта – Заключительный

  • Выступление на педагогическом совете.
  • Анализ, обобщение результатов проекта.

 

Взаимодействие с семьей:

Очень сложно представить себе совместную деятельность без участия родителей, это не только те, кто лучше всех знает своих детей, но и самые большие помощники в работе с ними.

Формы работы с родителями:

-  Родительское собрание «Фольклор, как средство развития речи».

- Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.

- Выставка рисунков, аппликаций, мини – книжек, созданных в семье, на основе фольклорных произведений.

- Консультация для родителей  и педагогов «Развитие речи младших дошкольников средствами фольклора».

- Совместное создание мини – книжек своими руками на основе фольклорного произведения.

 

 

План работы

по теме «Развитие речи младших дошкольников средствами фольклора» на 2022-2023 уч.г.

 

Дата проведения

Тема

Цель

 

сентябрь

Потешки:

«Зайчишка-трусишка по полю бежал…»; «Ай, лады, лады, лады…»;

«Синичка, синичка, воробью сестричка…»; «Чистая водичка умоет Саше личико»

Познакомить детей с новыми потешками.

 Помочь детям запомнить потешки и выразительно рассказывать их.

Пальчиковые игры. «Мальчик-пальчик, где ты был»,

Познакомить детей с пальчиковыми играми.

Игра – песня «Курочка»

«Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать…»

Развивать речь.

Загадки:

«Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел.» (гриб)

«Много одежек, и все без застежек.» (капуста)

«Сладкая, красная на грядке растет.» (морковка)

Учить детей отгадывать загадки.

Закличка:

«Дождик, дождик, поливай

Будет хлеба каравай,

Дождик, дождик, припусти,

Дай капустке подрасти!»

Познакомить детей с закличкаим.

 

Подвижная игра

«Солнце».

Развивать умении действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом.

 

 

 

октябрь

 

Потешки. «Огуречик, огуречик…»; «Водят мыши хоровод…»; «Ой, дуду, дуду, дуду...»; «Кисонька – Мурысенька, - ты где была?».

Стимулировать участие детей в исполнении потешек.

 

Русская народная игра «Щенок Митрошка»

Ел щенок Митрошка, кашку у окошка,

(дети «кормят» щенка кашей с ложки)

Уронил Митрошка, ложку за окошко.

(дети «выбрасывают» ложку за плечо)

Вед. : Кто легок на ножку, беги, принеси ложку.

(дети бегут за ложками)

Развивать умение соотносить движения с речью.

Пальчиковые игры:

 «Осенние листья»; «За грибами…»

Обогащать словарный запас.

Загадки.

«Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет»(кошка)

«С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком»(собака)

 Учить детей отгадывать загадки.

 

Закличка.

«Ветер-ветерцо, Не дуй мне в лицо,

А дуй мне в спину,

Чтоб идти было в силу.»

Развивать речь.

Русская народная сказка

«Репка».

Игра-инсценировка с игрушками по сюжету произведения «Репка».

Прививать интерес к русским народным сказкам.   Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание.

 

 

 

 

ноябрь

 

Потешки. «Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть…»; « Как у нашего кота шубка очень хороша…»; «Кисонька – Мурысенька, - ты где была? »; «Пошел котик на торжок…»

Привлекать детей к рассказыванию потешек.

Пальчиковые игры:

« Курочка-рябушечка, куда ты пошла?»

 

Продолжать развивать мелкую моторику пальцев.

Загадки.

«Кто же это к нам бежит, и от радости визжит.

А потом лежит у ног. Это маленький…» (щенок),

«Ищет зернышки подружка

С хохолком на макушке

От крыльца недалеко

Раздается: ко-ко-ко. Кто же это?» (курочка).

Познакомить детей с описательными загадками о домашних животных.

Колыбельная:

«Котя, котенька, коток, котя серенький лобок…»

Игра – инсценировка «Уложим Алёнушку спать».

Познакомить детей с жанром колыбельной песни.

Русская народная сказка

«Теремок».

Игра-инсценировка с игрушками по сюжету произведения «Теремок».

Прививать интерес к русским народным сказкам.

декабрь

Потешка

«Ой ты зимушка-зима…»

Обогащать словарный запас фольклорной лексикой.

Загадки:

«Зимой и летом – одним цветом» (елка)

«Зимой беленький, а летом – серенький, никого не обижает, а сам всех боится» (заяц)

Учить детей отгадывать загадки.

 

Подвижная игра

«Весело зимой».

Развивать двигательную активность детей.

Сказка

«Лиса и заяц».

Прививать интерес к русским народным сказкам.

 

 

 

 

январь

 

Потешка

«Как на горке - снег, снег…»; «Водичка, водичка».

Закрепить умение использовать потешки в определенной ситуации.

Загадка

«С неба звездой, а в руке водой» (снежинка)

Развивать мышление, речь, двигательную активность детей.

Подвижная игра

«Снежок».

Сказка

«Рукавичка».

Прививать интерес к русским народным сказкам.

февраль

 

 

 

 

 

 

Потешка

«Ты, мороз, мороз, мороз...»

Вызвать положительный эмоциональный отклик на чтение потешек.

 

Загадка.

 «Морковка белая из воды сделана, растет зимой вниз головой» (сосулька)

Развивать мышление, речь.

Подвижная игра

«Маленький Егорка».

Развивать умение соотносить движения с речью.

Колыбельная:

«Ай, люли-люленьки…»

 

Развивать интерес  детей к колыбельным  песням.

 

 

март

 

Потешки.

«Ладушки, ладушки, испекла бабка оладушки…»; «Жаворонки».

Привлекать детей к рассказыванию потешек.

Загадки.

«Всю зиму лежал, а весной убежал» (снег)

 

Развивать мышление.

Закличка

«Иди, весна, иди, красна,

Принеси ржаной колосок, полной снопок,

Большой урожай

В наш край!»

Учить детей обыгрывать  заклички   на музыкальных инструментах.

 

Поговорка

«Труд человека кормит»

Познакомить детей с поговорками.

Подвижная игра

«Солнышко и дождик».

Развивать умение соотносить движения с речью.

апрель

Потешки

«Солнышко…»;  «Вот они, сапожки…»

Стимулировать участие детей в исполнении потешек.

Заклички

«Солнышко, солнышко…», «Дождик, дождик поливай…», «Радуга-дуга».

Рисование водички по закличке «Дождик, дождик поливай…»

Познакомить детей со значением и содержанием заклички, помочь запомнить. Использование закличек во время наблюдений за явлениями природы.

Пальчиковые игры:

«Сорока-ворона кашу варила»

«Моя семья»

Выполнение действий согласно тексту.

Поговорка

 «Апрель с водой, а май с травой».

Познакомить детей с поговорками.

Создание мини - книжки по любой потешке всей семьёй.

Приобщение родителей к изучению потешек.

май

Потешка

 «Ласточка, ласточка…».

Обогащать словарный запас фольклорной лексикой.

Закличка.

«Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи.

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще.»

Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом заклички

Поговорки

 «Где цветы, там и бабочки»,

«Солнце пригреет — все поспеет».

Познакомить детей с поговорками.

Дыхательная гимнастика «Ветерок» (дуть на перышко, ватку, листочек и т. д.)

 

Развитие направленного дыхания.

Колыбельная.

«Баю-бай,баю-бай, ты собачка не лай…»

 

Развивать интерес  детей к колыбельным  песням.

 

Подвижная игра «Солнце».

Цель: Развивать умении действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и сужать круг. Учить стремительному бегу.

Ход игры:

Дети стоят по кругу. В центре «солнце» - ребёнок.

Гори солнце ярче,                -Дети ходят по кругу.

Лето будет жарче. 

А зима теплее,                      - Идут в центр.

А весна милее                       - Из центра обратно.

А зима теплее,                      - В центр.

А весна милее.                      – Обратно.

 

После слов «солнце» (ловишка) ловит детей.             

 

 

Подводя итог проделанной работе, можно отметить, что дети узнали и запомнили героев сказки, нашли отклик в использовании потешек в режимных моментах, заучили считалочки и загадки. Смело водят хоровод с запевкой, а совместная работа с родителями сблизила и укрепила взаимоотношения.

Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проектной темы, а также в обосновании того, что использование малых форм фольклора имеет большое  значение для развития речи воспитанников  младшей группы.

Практическая значимость результатов проекта заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по развитию речи детей через устное народное творчество.

Анализируя сборы методических наработок можно сказать, что методический материал регулярно пополняется картотеками игр, сказок, загадок, русских народных песен, хороводных песен, потешек и пестушек.

Я планирую продолжать свою работу в этом направлении набираться опыта, материала и творческих побед.

 

 

Литература

 

1.                                    Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.

2.                                    Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

3.                                    Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

4.                                     Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд. «Просвещение», 1987г.

5.                                    Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб .: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.

6.                                    Агапова И. А., Давыдова М. А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей» - Москва; изд. «Лада», 2009