Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7637 Конспект занятия познавательного цикла в подготовительной к школе группе по социально-эмоциональному развитию Тема: «Моя семья»

Опубликовано 26.12.2022

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад №21 «Малышок»

г. Новоалтайска Алтайского края


 

Конспект занятия

познавательного цикла

 в подготовительной к школе группе

по социально-эмоциональному развитию

Тема: «Моя семья»

 

                                                                                                               Составила воспитатель:

Кузнецова Марина Егоровна

 

 

 

 

Тема: «Моя семья»

Цель: Закреплять представления детей о членах своей семьи.

Программные задачи:

Образовательные:

 - учить определять, и точно обозначать словом, свою социальную роль в отношении к членам семьи и другим родственникам;

 - активизировать познавательный интерес к семье;

Развивающие:

 - формировать представление детей о родственных связях;

 - обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди которые живут вместе, любят друг друга, заботятся о друг друге);

 - развивать чувство гордости за свою семью;

Воспитательные:

 - воспитывать доброжелательные отношения к членам семьи;

 - вызвать желание заботится о близких, сопереживать за других членов семьи;

Ритуал начала занятия:

Психологическая игра «Объятия»

Цель: Научить детей физическому выражению своих положительных чувств.

Материал: «Конвенция ребёнка»; альбом в рисунках о правах ребёнка; цветные карандаши; игрушка «Хрюша».

Предварительная работа: Составление генеалогического древа.

Сюрпризный момент: приход игрушки или взрослого – «Хрюши» из «Спокойной ночи малыши».

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

. Игра «Объятия»

Воспитатель: - Ребята, давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. А теперь скажите, что вы делаете со своими любимыми мягкими игрушками, чтобы выразить своё отношение к ним?

Дети: …  (отвечают)

Воспитатель: Правильно, вы брали их на руки, обнимали, улыбались. Вот и я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг к другу, и дружили между собой. Конечно, иногда так бывает, можно и поспорить друг с другом, но когда люди дружны, им проще переносить обиды или разногласия. Мне бы хотелось, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их и улыбаясь.

Может быть, будет такой день, когда кто-нибудь из нас не захочет, чтобы его обнимали.  Тогда дайте нам знать об этом, не вставать к нам в круг дружбы, просто посмотреть в сторонке, и не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут его трогать и обнимать. А сейчас я хочу начать игру с лёгкого маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, то любой из вас может добавить в него своего энтузиазма и дружелюбия.

Дети по кругу начинают обнимать друг друга, и улыбаться.

После игры задаются вопросы:

- понравилась ли вам игра?

- почему хорошо обнимать других детей?

- как ты себя чувствуешь, когда другой ребёнок тебя обнимает?

- -берут ли тебя дома на руки?

 - часто ли это бывает?

Дети: … (отвечают)

Воспитатель предлагает пройти на свои места.

Воспитатель: - ребята, а давайте сегодня поговорим с вами о самом дорогом для каждого человека, и для нас с вами. А чтобы угадать, о ком я говорю, послушайте пословицу: «Вместе тесно, а врозь скучно».

Дети: … (эта пословица о семье)

Воспитатель: - Да, конечно, эта пословица о нашей семье. А как вы думаете, что такое – семья?

Дети: … (ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, семья - это ваши близкие, родные и дорогие друг другу люди. Давайте сейчас расскажем друг другу о членах вашей семьи, и так мы познакомимся ближе не только свами, но и с вашей семьёй.

Дети: … (дети рассказывают о членах своей семьи, если дети затрудняются, воспитатель рассказывает о своей семье).

Воспитатель: - расскажи пожалуйста …  (имя) как о тебе заботятся в твоей семье (воспитатель обращается к каждому ребёнку)?

- приятно ли тебе, что о тебе так заботятся, и почему:

 - какие чувства ты испытываешь при этом?

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, многие дети лишены заботы и ласки родителей. Причины здесь могут быть различными: смерть родителей; появление в семье мачехи или отчима; лишение родителей права ухаживать за ребёнком вследствие плохого поведения взрослых; отказ родителей от ребёнка. Как вы думаете, что чувствуют эти дети?

Дети: … (ответы детей)

Воспитатель: - А как им можно помочь?

Дети: … (ответы детей)

Воспитатель: - Это очень важно, когда члены семьи заботятся о маленьком ребёнке, потому, что он слаб, и не может самостоятельно всему научиться и защитить себя. А когда к нему на помощь приходят взрослые члены семьи, окружают его заботой и лаской, тогда ребёнок растёт сильным, здоровым и умным.

 

2ч.

Физкультминутка «Бабушка»

Бабушка кисель варила (правой рукой помешивает кисель)

На горушечке (соединяют кончики пальцев, а ладоши разводят в стороны)

Для Андрюшечки (кладут правую руку на грудь)

Летел, летел соколок

Через бабушкин порог (скрещивают большие пальцы, и делают взмахи остальными пальцами)

Бабушкин кисель разлил

Бабушкин кисель разлил (несколько раз ударяют пальцами по ногам и вытягивают руки вперёд)

Вот и нету киселька (разводят руки в стороны)

В черенушечке (складывают ладонь горстью)

У старушечки, на горушечке (изображают горку)

Бабка плачет: «Ай-ай-ай!» (вытирают слёзы)

Не плачь бабка, не рыдай! (грозят указательным пальцем)

Чтоб ты стала весела, мы наварим киселя.

Воот – сколько! (правой рукой «помешивают» кисель и разводят руки в стороны)

 

3ч. Сюрприз.

Стук в дверь. Вбегает «Хрюша» и вручает воспитателю телеграмму.

Воспитатель: - Ребята, эта телеграмма о том, что ваши родители отправились на международную конференцию по обмену опытом в воспитании детей.

Хрюша: - Ура! Свобода! Мы теперь можем делать что захотим! Ребята, давайте наедимся сладостей до отвала. Можно влезть на крышу, или гонять футбольный мяч по улице, отправиться гулять по городу одним, заходя во все незнакомые места. Взять спички и свободно с ними играть!

Воспитатель: - Подожди, Хрюша, давай спросим у ребят, хотят ли они так вести себя, или нет?

Хрюша: - А почему бы и нет?

Воспитатель: ребята, в какие нехорошие ситуации можно попасть, если так себя вести? Объясните Хрюше.

Дети: … (ответы детей)

Воспитатель: - ребята, а кто бы мог прийти к вам на помощь, когда рядом нет ваших родителей?

Дети: … (ответы детей)

Рассматривание генеалогического древа.

Воспитатель: - У вас есть бабушки, дедушки; пробабушки, продедушки; старшие братья, сёстры; а ещё дяди, тёти и другие ближайшие родственники; друзья родителей; соседи, полиция, сотрудники детского сада; работники скорой помощи, пожарные.

Кто из них как заботится о детях, расскажите Хрюше.

Дети: … (ответы детей)

Воспитатель: - Вот видите, ребята, как много взрослых людей приходит на помощь детям и защищают их.

Хрюша: - Ребята, я всё понял. Это очень хорошо, когда рядом находятся взрослые, они заботятся о тебе, защищают и охраняют.

Воспитатель: - Да, конечно Хрюша, это всё так, и мы очень рады, что ты всё понял. Когда рядом находятся взрослые, ребёнок может быть спокоен и не чего не бояться.

А знаете, кто ещё заботится о всех детях сразу? Существует Международная Организация принимающая законы, по которым живут люди всего мира. Одним из таких законов является «Конвенция о правах ребёнка». (показать детям книгу)

А вот ещё есть альбом о правах ребёнка в рисунках.

Дети рассматривают альбом вместе с Хрюшей.

 

4ч.

Воспитатель: - А сейчас, ребята, я предлагаю пройти к столам и нарисовать свою семью, чтобы Хрюша тоже познакомился с членами вашей семьи, а то он этот момент пропустил. Тогда он ещё лучше поймёт, как хорошо иметь семью рядом.

Дети рисуют цветными карандашами. Хрюша рассматривает рисунки, хвалит детей и восхищается ими.

Итог: - Вот видишь, Хрюша, дети очень любят своих родных и близких людей, многие живут большими семьями вместе. А они заботятся друг о друге, помогают, следят чтобы ничего не случилось в семье, а если что-то случается, то очень переживают, и делают всё возможное чтобы помочь, например, вызвать необходимые инстанции на помощь, если сами не могут справиться своими силами. Поэтому – что они, когда рассказывали о членах своих семей, они улыбались, а глазки у них сверкали от радости и гордости за своих близких!