Особенности методического сопровождения развития педагогов ДОУ
Современное общество нуждается в педагогах, обладающих высоким уровнем компетентности, креативности, готовности к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу. Развитие профессиональной компетентности педагогов неразрывно связано с организацией методического сопровождения в дошкольной образовательной организации.
Особенностью методического сопровождения на современном этапе, является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск. Это часть целостной системы непрерывного образования, направленная на
- углубление,
- актуализацию знаний,
- умений и навыков педагогов, основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта, способствующих повышению профессионального мастерства каждого педагога, влияющих на формирование коллектива единомышленников,
- развитие творческого потенциала всех педагогов, необходимого для качественного выполнения воспитательно-образовательной работы в дошкольной организации.
Методическая деятельность, реализуемая на всех уровнях в соответствии с современными требованиями, позволяет успешно адаптироваться к любым инновациям, осуществляется в течение всего учебного года по составленному заранее плану и в зависимости от поставленных задач. С. Ж. Гончарова рассматривает методическую деятельность как деятельность, «направленную на создание, внедрение и применение методов». Непосредственным организатором методической работы является старший воспитатель. На взгляд Багаутдиновой С. Ф. «Методическую работу следует считать аспектом управления и рассматривать как деятельность, направленную на обеспечение качества образовательного процесса ДОО».
Таблица 1
Формы методической работы
Автор |
Классификация |
Формы |
Волобуева Л.М |
Групповые формы работы |
Педагогические совещания. семинары, семинары-практикумы, коллективный просмотр педагогического процесса, консультации |
Индивидуальные формы работы |
Наблюдение образовательного процесса в группах, взаимопосещения, беседа, самообразование, передовой педагогический опыт, индивидуальные консультации, наставничество |
|
Лосев П.Н. |
Коллективные формы работы |
Семинары и практикумы, научно-практические конференции и педагогические чтения, методические объединения, работа над единой методической темой, творческие микрогруппы педагогов, школа передового опыта |
Индивидуальные формы работы |
Стажировка, индивидуальные консультации, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование |
|
Курдюмова И.М. |
Коллективные формы работы |
Семинары, семинары-практикумы, психолого-педагогические семинары, научно-практическая конференция, педагогические чтения, читательские и зрительные конференции, школы передового опыта, групповое наставничество, собеседования, ролевые игры, мозговые атаки, методические выставки, открытые уроки и т.д. |
Индивидуальные формы работы |
Стажировка, наставничество, консультации, самообразование, работа над личной творческой темой и т.д. |
|
Лизинский В.М. |
Формы взаимной педагогической деятельности |
Группа взаимодействия, кружок качества, диалогическая пара, малая группа, мастер-класс, группа объединенная единой темой и интересом, педагогические мастерские, группа взаимопосещения и поддержки, психолого-педагогическая секция, институт наставничества, научно-методические кафедры, лаборатории, открытый профессиональный клуб, методические объединения |
Формы и методы профессионального взаимодействия
Традиционные формы, в которых место по-прежнему отводится докладам и прямой передаче знаний, утрачивают свое значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня необходимо вовлекать педагогов в активную учебно-познавательную деятельность применением приемов и методов, получивших обобщенное название «активные и интерактивные методы обучения». Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы, на самостоятельное овладение знаниями в процессе активной познавательной деятельности.
Беседа - индивидуальная форма методической работы, целью которой является уточнение позиций, взглядов педагогов на процесс воспитания и образования детей; выявление уровня владения воспитателем самооценкой, развития педагогической рефлексии; высказывание пожеланий, рекомендаций, направленных на совершенствование наблюдаемых аспектов педагогической деятельности.
Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования системы отношений, характерной для данного вида практики.
Психологическая диагностика (психодиагностика) — оценка индивидуально-психологических особенностей личности и психической деятельности человека.
Изучение и распространение передового педагогического опыта позволяет решить целый ряд задач, таких как: целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности по определенному направлению образовательной работы, описание взаимосвязанной работы всех специалистов ДОО, подготовка образовательного учреждения к аттестации, менеджмент и маркетинг образовательного процесса.
Конкурсы профессионального мастерства – проводится с целью повышения творческой активности педагогов, создание условия для личностной и профессиональной самореализации.
Консультации (индивидуальные и групповые) – такая форма методической работы, для которой характерна монологическая форма преподнесения новой для воспитателей информации.
Круглый стол – форма обучения, проводимая с целью информирования слушателей по актуальной проблеме; эффективный метод активизации познавательной деятельности, основанный на интересе к проблеме.
Курсы повышения квалификации ставят перед собой цель развития профессиональной компетентности, мастерства, профессиональной культуры, обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с возросшими требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Мастер- классы – проводится с целью передачи педагогического опыта, системы работы, авторских находок, всего того, что помогло достичь наибольших результатов.
Метод анализа и решения практических ситуаций – метод, позволяющий педагогу непосредственно участвовать в обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики.
Методические объединения - специальный комплекс практических мероприятий, базирующихся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога, развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом и, в конечном счете, - повышение качества и эффективности образовательной деятельности.
Мозговой штурм – это форма методической работы, способствующая развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики.
Обучающие семинары проводятся с целью повышения теоретической подготовки воспитателя.
Открытые просмотры видов детской деятельности - позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты.
Педагогические советы – постоянно действующие коллегиальные органы, рассматривающие различные аспекты деятельности ДОО.
Педагогические совещания – форма управления, позволяющая организовать обмен информацией и накопленным опытом между отдельными сотрудниками и структурными подразделениями образовательного учреждения; оперативно доводить конкретные задачи до непосредственных слушателей (информационные, оперативные, проблемные, разъяснительные, учебно-инструктивные).
Педагогические тренинги можно использовать как для развития отдельных педагогических способностей воспитателей, так и для формирования их устойчивого педагогического мышления.
Портфолио педагога – это один из методов оценки профессионализма педагогов. Он включает материалы, демонстрирующие умения педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбрать стратегию и тактику профессионального поведения.
Портфолио даёт возможность педагогу продемонстрировать те результаты практической деятельности, которые он считаете наиболее значимыми для оценки своей профессиональной компетенции, позволяет демонстрировать не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами.
Основными принципами формирования и ведения портфолио являются:
-принцип непрерывности (постоянное систематичное и последовательное пополнение портфолио);
-принцип диагностико-прогностической направленности (отражение состояния профессионального роста, наличие параметров профессиональной деятельности);
-принцип научности (обоснование целесообразности построения портфолио на основе компетентностного, деятельностного, системного подходов);
- принцип индивидуально-дифференцированной направленности (оценку профессионализма в соответствии с требованиями результативности воспитателя ДОО).
Проектная деятельность – это форма организации совместной деятельности обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели, где цель – это решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Самообразование – специально-организованная, самостоятельная, систематически познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей.
Семинары-практикумы – состоят из теоретической (семинар) и практической (практикум) частей, на которых педагоги обобщается и систематизируется передовой опыт, показываются в действии приемы и методы работы, которые затем анализируются и обсуждаются.
Творческие и проблемные группы педагогов - предполагает реализацию такого подхода к осуществлению методической работы в ОО, который позволяет вовлечь педагогов в экспериментальную и исследовательскую деятельность.
Тренинг – специальный тренировочный режим, тренировка. Используется как самостоятельная форма методической работы или как методический прием при проведении семинара.