Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7644 Методические рекомендации «Особенности методического сопровождения педагогов дошкольного образовательного учреждения»

Опубликовано 27.12.2022
Ухарская Надежда Сергеевна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» Тайгинского городского округа
старший воспитатель

 

Особенности методического сопровождения развития педагогов ДОУ

Современное общество нуждается в педагогах, обладающих высоким уровнем компетентности, креативности, готовности к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу. Развитие профессиональной компетентности педагогов неразрывно связано с организацией методического сопровождения в дошкольной образовательной организации.

Особенностью  методического сопровождения на современном этапе, является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск. Это часть целостной системы непрерывного образования, направленная на

  • углубление,
  • актуализацию знаний,
  • умений и навыков педагогов, основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта, способствующих повышению профессионального мастерства каждого педагога, влияющих на формирование коллектива единомышленников,
  • развитие творческого потенциала всех педагогов, необходимого для качественного выполнения воспитательно-образовательной работы в дошкольной организации.

Методическая деятельность, реализуемая на всех уровнях в соответствии с современными требованиями, позволяет успешно адаптироваться к любым инновациям, осуществляется в течение всего учебного года по составленному заранее плану и в зависимости от поставленных задач. С. Ж. Гончарова рассматривает методическую деятельность как деятельность, «направленную на создание, внедрение и применение методов». Непосредственным организатором методической работы является старший воспитатель. На взгляд Багаутдиновой С. Ф. «Методическую работу следует считать аспектом управления и рассматривать как деятельность, направленную на обеспечение качества образовательного процесса ДОО».

 

Таблица 1

Формы методической работы

Автор

Классификация

Формы

Волобуева Л.М

Групповые формы работы

Педагогические совещания. семинары, семинары-практикумы, коллективный просмотр педагогического процесса, консультации

Индивидуальные формы работы

Наблюдение образовательного процесса в группах, взаимопосещения, беседа, самообразование, передовой педагогический опыт, индивидуальные консультации, наставничество

 Лосев  П.Н.

Коллективные формы работы

Семинары и практикумы, научно-практические конференции и педагогические чтения, методические объединения, работа над единой методической темой, творческие микрогруппы педагогов, школа передового опыта

Индивидуальные формы работы

Стажировка, индивидуальные консультации, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование

Курдюмова И.М.

Коллективные формы работы

Семинары, семинары-практикумы, психолого-педагогические семинары, научно-практическая конференция, педагогические чтения, читательские и зрительные конференции, школы передового опыта, групповое наставничество, собеседования, ролевые игры, мозговые атаки, методические выставки, открытые уроки и т.д.

Индивидуальные формы работы

Стажировка, наставничество, консультации, самообразование, работа над личной творческой темой и т.д.

Лизинский В.М.

Формы взаимной педагогической деятельности

Группа взаимодействия, кружок качества, диалогическая пара, малая группа, мастер-класс, группа объединенная единой темой и интересом, педагогические мастерские, группа взаимопосещения и поддержки, психолого-педагогическая секция, институт наставничества, научно-методические кафедры, лаборатории, открытый профессиональный клуб, методические объединения

 

Формы и методы профессионального взаимодействия

Традиционные формы, в которых место по-прежнему отводится докладам и прямой передаче знаний, утрачивают свое значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня необходимо вовлекать педагогов в активную учебно-познавательную деятельность применением приемов и методов, получивших обобщенное название «активные и интерактивные методы обучения». Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы, на самостоятельное овладение знаниями в процессе активной познавательной деятельности.

 

Беседа - индивидуальная форма методической работы, целью которой является уточнение позиций, взглядов педагогов на процесс воспитания и образования детей; выявление уровня владения воспитателем самооценкой, развития педагогической рефлексии; высказывание пожеланий, рекомендаций, направленных на совершенствование наблюдаемых аспектов педагогической деятельности.

Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования системы отношений, характерной для данного вида практики.

Психологическая диагностика (психодиагностика) — оценка индивидуально-психологических особенностей личности и психической деятельности человека. 

Изучение и распространение передового педагогического опыта позволяет решить целый ряд задач, таких как: целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности по определенному направлению образовательной работы, описание взаимосвязанной работы всех специалистов ДОО, подготовка образовательного учреждения к аттестации, менеджмент и маркетинг образовательного процесса.

Конкурсы профессионального мастерства – проводится с целью повышения творческой активности педагогов, создание условия для личностной и профессиональной самореализации.

Консультации (индивидуальные и групповые) – такая форма методической работы, для которой характерна монологическая форма преподнесения новой для воспитателей информации.

Круглый стол – форма обучения, проводимая с целью информирования слушателей по актуальной проблеме; эффективный метод активизации познавательной деятельности, основанный на интересе к проблеме.

Курсы повышения квалификации ставят перед собой цель развития профессиональной компетентности, мастерства, профессиональной культуры, обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с возросшими требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Мастер- классы – проводится с целью передачи педагогического опыта, системы работы, авторских находок, всего того, что помогло достичь наибольших результатов.

Метод анализа и решения практических ситуаций – метод, позволяющий педагогу непосредственно участвовать в обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики.

Методические объединения - специальный комплекс практических мероприятий, базирующихся на  достижениях науки и  передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение  компетентности  и профессионального мастерства  каждого  педагога, развитие  и повышение  творческого потенциала педагогического коллектива в целом и, в конечном счете, - повышение  качества и эффективности образовательной деятельности.

Мозговой штурм – это форма методической работы, способствующая развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики.

Обучающие семинары проводятся с целью повышения  теоретической подготовки воспитателя.

Открытые просмотры видов детской деятельности - позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты.

Педагогические советы – постоянно действующие коллегиальные органы, рассматривающие различные аспекты деятельности ДОО.

Педагогические совещания – форма управления, позволяющая организовать обмен информацией и накопленным опытом между отдельными сотрудниками и структурными подразделениями образовательного учреждения; оперативно доводить конкретные задачи до непосредственных слушателей (информационные, оперативные, проблемные, разъяснительные, учебно-инструктивные).

Педагогические тренинги можно  использовать как для развития отдельных педагогических способностей воспитателей, так и для  формирования их устойчивого педагогического мышления.

Портфолио педагога – это один из методов оценки профессионализма педагогов. Он включает материалы, демонстрирующие умения педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбрать стратегию и тактику профессионального поведения.

Портфолио даёт возможность педагогу продемонстрировать те результаты практической деятельности, которые он считаете наиболее значимыми для оценки своей профессиональной компетенции, позволяет демонстрировать не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами.

Основными принципами формирования и ведения портфолио являются:

-принцип непрерывности (постоянное систематичное и последовательное пополнение портфолио);

-принцип диагностико-прогностической направленности (отражение состояния профессионального роста, наличие параметров профессиональной деятельности);

-принцип научности (обоснование целесообразности построения портфолио на основе компетентностного, деятельностного,  системного подходов);

принцип индивидуально-дифференцированной направленности (оценку профессионализма в соответствии с  требованиями результативности воспитателя ДОО).

Проектная деятельность – это форма организации совместной деятельности обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели, где цель – это решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Самообразование – специально-организованная, самостоятельная, систематически познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или)  общественно значимых образовательных целей.

Семинары-практикумы – состоят из теоретической (семинар) и практической  (практикум) частей, на которых педагоги обобщается и систематизируется передовой опыт, показываются в действии приемы и методы работы, которые затем анализируются и обсуждаются.

Творческие и проблемные группы педагогов -  предполагает реализацию такого подхода к осуществлению  методической работы в ОО, который позволяет вовлечь педагогов в экспериментальную и исследовательскую деятельность.

Тренинг – специальный тренировочный режим, тренировка. Используется как самостоятельная форма методической работы или как методический прием при проведении семинара.