Представляю вариант методической разработки по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Осень. Признаки осени»
Цель: обобщение и систематизация представлений ребёнка об осени
Задачи:
-определить у ребёнка имеющиеся знания об осени, как о времени года, насколько хорошо ребёнок умеет выделять признаки осени на картинке;
- обогащать представления об осени, не ограничиваясь типичными признаками данного сезона
- помочь сформулировать признаки сезона в сравнении с другими временами года
-учить действовать самостоятельно, вступать в диалог, обосновывать свой выбор, используя накопленный опыт.
Педагог подготавливает презентацию по типу компьютерной программы «Лента времени», на которой представлены 10 картинок, среди которых 5 картин на тему «Осень».
В гости к ребёнку приходит Незнайка ( картинка)
Воспитатель: Миша, сегодня к нам в гости пришёл Незнайка. Зовут его так, потому что он ничего не знает. Но он стал ходить в школу и там его всему научат. А сегодня ему дали задание и он просит помощи у нас с тобой. Сегодня Незнайке дали задание: выбрать картинки и собрать альбом на тему «Осень». Но, к сожалению, он не знает, что такое «осень» и не может выбрать картинки, соответствующие этому времени года. Мы поможем ему?
Миша: Да.
Воспитатель: Тогда смотри внимательно. Вот картинки, которые ему предложены.
Педагог показывает ребёнку по одной картинке, начиная с той, на которой характерные признаки времени года – «лето»
Воспитатель: Как ты думаешь, эту картинку можем посоветовать Незнайке для осеннего альбома?
Миша: Нет. Это лето.
Воспитатель: Почему ты так думаешь?
Миша: Летом тепло, цветут цветы, светит солнышко.
Воспитатель: А как ты понял, что здесь тепло?
Миша: Девочка в лёгком сарафане, ей не холодно. Значит, на улице тепло и это лето.
Воспитатель: Молодец. Правильно. Эта картинка не подходит. Смотрим дальше
Воспитатель: А на этой картинке какое время года?
Миша: Осень
Воспитатель: А как ты догадался об этом?
Миша: Осенью листья на деревьях меняют цвет, становятся жёлтыми.
Воспитатель: А как ещё называют период осени, когда все листья желтеют и становится очень красиво и ярко?
Миша: Золотая, её сравнивают с золотом.
Воспитатель: Правильно. Подойдёт эта картинка Незнайке для альбома?
Миша: Да. Подойдёт.
Воспитатель: Тогда кликнем по ней мышкой и посмотрим, если она подходит к времени года «Осень», тогда ты услышишь аплодисменты в твой адрес.( слышит звук )
Воспитатель: Посмотрим следующую картинку.
Миша: Эта картинка тоже подойдёт для альбома про осень.
Воспитатель: А почему ты так думаешь? Здесь же не видно, какие деревья в лесу.
Миша: А я заметил листики на земле, наверное они уже опали с деревьев. И у ёжика на иголочках прикрепился жёлтый листик. Значит, это осень.
Воспитатель: Молодец, ты правильно заметил, очень внимательный. А как называется явление, когда листики с деревьев опадают?
Миша: Листопад
Воспитатель: Давай посмотрим, прав ли ты, нажимай на картинку (показывает значок в углу картинки)
Миша нажимает и слышит поощрительные аплодисменты.
Воспитатель: Сколько картинок с изображением осени мы уже нашли для Незнайки?
Миша: Две.
Воспитатель: Ну давай посмотрим, какие ещё есть картинки.
Воспитатель: Попробуй догадаться, какое время года на этой картинке.
Миша: Зима. Видно, что лежит снег на земле.
Воспитатель: А знаешь ли ты, что поздней осенью тоже уже бывает снег? По каким ещё признакам догадаться, сто это зима?
Миша: Медведь спит только зимой. А осенью он ещё только собирается в спячку ложиться.
Воспитатель: Молодец. Эта картинка не подходит для альбома Незнайки.
Смотри дальше.
Воспитатель: Посмотри внимательно и скажи, что ты видишь?
Миша: Это красная рябина. Листики у неё пожелтели, значит на картинке осень.
Воспитатель: Проверь, прав ли ты и заслуживаешь ли аплодисментов.
Миша нажимает на картинку.
Воспитатель: Вот и третью картинку отправили в альбом Незнайке. Смотрим. какие у нас ещё остались картинки.
Воспитатель: Ой, смотри, Миша, мы ещё одну картинку с рябиной забыли.
Миша: Эта картинка не подходит.
Воспитатель: А почему. Тут ведь такие же ягоды на ветке висят, как и на предыдущей картинке.
Миша: А тут листики зелёные, а не жёлтые и ягодки ещё совсем мелкие, не соспели.
Воспитатель: Молодец, Миша. Ты очень внимательный. Тогда смотрим дальше.
Воспитатель: Какие красивые грибочки на картинке. Когда созревают грибы, Миша, ты знаешь?
Миша: Некоторые грибы созревают летом, а некоторые осенью.
Воспитатель: Да, как же нам тогда определить, это летние грибы или осенние?
Миша: Не знаю.
Воспитатель: Посмотри, какие ягоды растут возле гриба во мху? Ты занешь, что это за ягоды?
Миша: Это брусника.
Воспитатель: Правильно, молодец. А брусника когда поспевает и становится вот такой красной, как на картинке?
Миша: Осенью. Значит, эта картинка тоже подходит Незнайке для альбома.
Воспитатель хвалит мальчика и предлагает ещё одну картинку
Воспитатель: Миша, постарайся определить, что делают на этой картинке?
Миша: На этой картинке сажают картошку.
Воспитатель: А может, выкапывают? Или нет.
Давай порассуждаем.
Миша: Сажают, потому что у неё росточки длинные. Мы с мамой когда сажали картошку весной, то на ней тоже были длинные росточки. И мама сказала, что это хорошо, так картошка быстрее вырастет. Это весна.
Воспитатель: Молодец, Миша. Мне не удалось тебя запутать, ты всё верно определил.
Ну тогда подумаем над последней картинкой
Миша: Это картинка с изображением осени.
Воспитатель: А почему ты так решил?
Миша: Потому что собрали много огурцов, кабачков, помидоров.
Воспитатель: А как всё это назовём одним словом?
Миша: Овощи. Они растут в огороде.
Воспитатель: А ещё как называют то, что собирают с огорода осенью?
Миша: Урожай.
Воспитатель: Правильно. Осенью собирают урожай. Отправим и эту картинку в альбом Незнайке.
Сколько всего картинок отправили в альбом Незнайке? Давай посмотрим.
( переходят к следующему слайду, где остаются все картинки по теме «осень»)
Воспитатель просит сосчитать картинки, которые попадут Незнайке в альбом.
Воспитатель: Незнайка благодарит тебя и хочет подарить тебе красивый рисунок для раскрашивания.