Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5800 «Разработка конспекта занятия по математике в старшей группе ДОУ на тему: «Число и цифра 10»».

Опубликовано 28.02.2020

 

 

Разработка конспекта занятия по математике в старшей группе ДОУ

на тему: «Число и цифра 10»

СКАЧАТЬ (полный материал)

 

 

          Выполнила:

Алексеева Юлия Сергеевна

 

 

г. Ростов-на-Дону

2019 г.

Тема занятия: «Число и цифра 10».

 

       1. Цель занятия - создать условия для формирования представлений о составе числа 10.

       2. Задачи:

  • познакомить детей с образованием числа 10 и цифрой 10, уметь называть число на 1 больше или меньше заданного числа;
  • учить считать в пределах 10, соотносить цифры с числом;
  • закрепить знания геометрических фигур;
  • закрепить представления о временных отношениях;
  • развивать логическое мышление, внимание, воспитывать интерес к математике.

       3. Тип занятия: усвоение новых знаний.

       4. Форма занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная.

       5. Продолжительность занятия: 25 минут.

       6. Участники: воспитанники старшей группы детского сада.

       7. Возраст обучающихся – 5 – 6 лет.

       8. Оборудование и материалы: игрушка совы, конверт с цифрами, карточки с полоской, 10 кружочков на каждого ребенка, наборное полотно, вывеска «Лес», картинки животных, 10 красных квадратов, домики для дидактической игры, карточки с цифрами от 1 до 10, картинки тучки и солнышка для этапа рефлексии.

       9. Предварительная подготовка: подготовка и изготовление дидактического материала, закрепление знаний детей о цифре «9».

       10. Методы и приемы работы с детьми: словесный, практический, наглядно-демонстрационный; дидактическая игра, рассказ воспитателя, вопросы, демонстрация, поощрение.

       11. Структура занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

1. Организационный этап занятия

   Приветствие обучающихся, их эмоциональный настрой, проверка готовности к занятию.

3 минуты

2.Этап актуализации опорных знаний обучающихся

   Подготовка обучающихся к работе на основном этапе, с целью обеспечения мотивации обучения, принятие ими целей урока.

   Актуализация субъективного опыта детей (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

3 минуты

3.Пальчиковая гимнастика

   Предупреждение утомления и активизация для дальнейшей работы детей.

   Развитие мелкой моторики рук, стимулирование способностей детей.

2 минуты

4.Основной этап занятия

   Обеспечение восприятия, осмысления и первичного усвоения детьми изучаемого материала.

   Содействие усвоению обучающимися способов, которые привели к определенному выводу.

3 минут

5.Физическая минутка

   Предупреждение утомления детей и их активизация для дальнейшей работы

2 минуты

6.Закрепление знаний и способов действий.

 

   Обеспечение усвоения детьми знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

5 минут

7.Дидактическая игра

   Формирование и поддержание положительной познавательной мотивации детей, развитие психических процессов: восприятия, внимания, мышления (мыслительные операции: сравнение, анализ, сериация, классификация), развитие сенсомоторной чувствительности

5 минут

8. Рефлексия

 

   Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества

2 минуты

         12. Ход занятия:

         1. Организационный этап занятия

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Подойдите ко мне, встаньте так, чтобы я оказалась в кружочке. Давайте ребятки погреем свои ладошки и отдадим тепло своих рук и хорошее настроение друг другу. Чувствуете тепло. Вот пусть это тепло и хорошее настроение сохранится у вас на протяжении всего занятия.

- Ребята, послушайте, кто-то клювом стучит к нам в окно. (мл. воспитатель вносит картинку совы с конвертиком) Ребята, что это за птица к нам прилетела?

Дети: Сова!

Воспитатель: - Посмотрите на нее, как вы считаете, какое у нее настроение? (грустное, печальное). Хотите узнать почему у нее нет настроения? Посмотрите она принесла нам письмо. Давайте прочитаем, может оно нам объяснит, что случилось.

Воспитатель читает письмо: - Дорогие ребята, вы такие хорошие, умные. А я лесная сова. Всю ночь я искала себе пищу, не могла уснуть. Пыталась посчитать зверей в нашем лесу, но не смогла, запуталась! Мне так жаль, что я не научилась считать! Помогите мне, пожалуйста!

- Ребята, вам жалко совушку? Что же делать?

Дети: - Помочь ей!

Воспитатель: - А как мы можем ей помочь?

Дети: - Посчитать зверей!

Воспитатель: - А где сова их считала?

Дети: - В лесу.

Воспитатель: - Значит куда мы с вами сейчас? На чем поедем?

Дети: - В лес. На автобусе!

Воспитатель: - А для этого нам нужны билеты. Посмотрите в конвертике что-то еще лежит, это билеты на автобус. А на билетиках цифрами указаны места. У кого какая цифра (на столах заранее пронумерованы места от 1 до 10) тот и занимает место за столом с этой цифрой. (Дети рассаживаются за столы, на столах заранее подготовленные карточки с полоской и по 10 кружочков на каждого ребенка. (Приложение 1)

      В это время вывешивается на наборном полотне вывеска «Лес»)

      2. Этап актуализации опорных знаний обучающихся

Воспитатель: - Итак, ребята, мы с вами в лесу. Послушайте и постарайтесь запомнить всех зверей, посчитайте их, а чтобы вам не сбиться со счета, каждый раз как услышите животного кладете один кружочек на полоску.

Воспитатель читает стихотворение «Животные» и выставляет животных на полотно. (Приложение 2)

       В это время дети на своих карточках выкладывают кружочки.

«Животные»

Лиса живет в своей норе,

А белке хорошо в дупле.

А у крота ходов не счесть

И норок очень много есть.

Медведь в берлоге отдыхает,

А мышка в норку заползает.

И волк в норе своей живет,

И песни по ночам поет.

Повсюду птицы гнезда вьют,

А песни по утрам поют.

Вот ежик по тропе бежит

От страха ежик весь дрожит:

«Скорей бы норка-дом, тогда,

Никто не тронет там меня.»

И зайчик спрятался в норе

Так хорошо ему в тепле.

 

Всем радостно в лесу так жить

И можно было бы дружить,

Но прячутся все друг от друга,

Бегут в домишки от испуга.

И лишь сова - ночная птица,

В дупле ей ночью не сидится.

Она все смотрит, кто же, где,

Еще не спрятался в норе?

Воспитатель: - Сколько животных увидела сова? 

Дети: 9

Воспитатель: - Посчитайте свои кружочки. Сколько у вас? А теперь сравните с количеством животных, которых сова увидела в лесу? А саму сову вы посчитали? Какой по счету будет сова?

Дети: - Десятая

Воспитатель: - Как получить число 10?

Дети: (9+1)        

     3. Пальчиковая гимнастика (Развитие мелкой моторики рук, стимулирование способностей детей)

Раз-два-три-четыре-пять

Вышли пальчики гулять

Этот пальчик в лес пошел

Этот пальчик гриб нашел

Этот пальчик чистить стал

Этот пальчик жарить стал

Ну а этот только ел, оттого и потолстел.

  

     4. Основной этап занятия

Воспитатель: - Было сколько животных мы посчитали (9) к ним добавили сову и получилось число (10). Число 10 записывается двумя числами 1 и 0 (показ).

- Ребята, посмотрите у нас расположен числовой отрезок. Это отрезок на котором расположены числа от 1 до 10. Где расположено число 10 на числовом отрезке? (на один шаг правее числа 9). (Приложение 3)

Воспитатель просит одного из ребят подойти к числовому отрезку и поставить на него число 10. Молодцы!

- Я вам предлагаю рассмотреть фигуры, помещенные на нашу магнитную доску. Что за фигуры? (Приложение 4)

Дети: - Квадраты!

Воспитатель: - Сколько квадратов? Какого они цвета?

Дети: 9 квадратов, красного цвета.

Воспитатель: - Ребята, а если мы добавим ещё один квадрат. Сколько квадратов всего станет? Давайте посчитаем. Какое число больше: 9 или 10?

- Посмотрите на доску, вы видите цифру 10, из каких цифр она состоит? Давайте нарисуем рукой в воздухе цифру 10.      

         5. Физминутка

Воспитатель: - Молодцы ребята! А теперь встаньте возле своих стульчиков, отдохнём немножко, разомнемся.

1, 2, 3, 4, 5 - все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

1, 2, 3, 4, 5 - топаем ногами,

1, 2, 3, 4, 5 - хлопаем руками,

Подтянитесь на носочках,

Столько раз, ровно столько,

Сколько пальцев на руке у вас.

Воспитатель: - А теперь вернемся на свои места. (Дети садятся на стульчики)

        6. Закрепление знаний и способов действий

        1. Воспитатель с детьми работают около мольберта. Используется набор картинок на магнитах.

Воспитатель: - Давайте мы все представим, что мы попали в волшебную страну «Математика», чтобы помочь нашей совушке быстро запомнить цифру 10.

        Далее следует игра. (Приложение 5)

Ребята, посмотрите вот домик, на чердаке которого живет цифра 10, а на каждом этаже будет жить по 2 жильца. Смотрите, в некоторые квартиры уже заселились жильцы – это цифры 9, 8, 7, 6, 5, а остальные пустые. Как вы думаете получится у вас расселить других жильцов? Давайте попробуем!

        Воспитатель: - Ребята, число 10 может состоять из двух чисел! Давайте хором произнесем это 9 и 1; 8 и 2 …                    

        2. Работа в группах - обвести и написать по образцу цифру 10, расставьте цифры по порядку.       

       7. Дидактическая игра «Цифры по порядку»

       Воспитатель: - А сейчас немного поиграем, я приглашаю вас на палас (на паласе разложены по кругу цифры, цифрой вниз). Вы под музыку идете по кругу, как музыка затихает берете одну из цифр. И должны встать так, чтобы цифры выстроились по порядку от 1 до 10. (игра повторяется 2-3 раза) 

       8. Рефлексия.

Воспитатель: - Ребята, где вы сегодня побывали? (в лесу) Что вы там делали? (считали животных). Сколько их было? (10). А зачем мы их считали? (помогали сове). Мы помогли ей? (да)

- Давайте вспомним, какую цифру мы сегодня изучали?

- А как она выглядит?

- Верно! Чем мы еще занимались?

- Посмотрите, а сова уже веселая, радостная и говорит вам большое спасибо.

- Кто считает, что у него все получилось на занятии, и у него ничего не вызвало затруднений поднимите солнышко.

- А те, кто считает, что нужно еще поработать над этой темой, и у него задания вызвали затруднения поднимите тучку.

- Спасибо, вам, ребята, за хорошую работу на занятии! Вы большие молодцы!

        13. Литература:

1. Е. Э. Макарова «Конспект образовательной деятельности по ФЭМП. Тема: «Число и цифра 10»». https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2019/11/04/konspekt-obrazovatelnoy-deyatelnosti-po-femp-tema-chislo-i-tsifra

2. С. А Васильева «НОД по ФЭМП в старшей группе детского сада. Тема: Число 10» https://kladraz.ru/blogs/svetlana-aleksandrovna-vasileva/nod-po-fyemp-tema-chislo-10.html

3.Ш.И Кишкимбаева «Дидактическое пособие «Состав числа»   https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskoe-posobie-sostav-chisla.html