Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7297 Статья «Актуальные проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста и пути их решения»

Опубликовано 13.07.2022

Рябцева Оксана Владимировна

ДО АНО «ПДС «Введенский»,

г. Старый Оскол, Белгородская обл.

Воспитатель

 

Актуальные проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста и пути их решения.

Современный мир поставил нас в условия нравственного вымирания. В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

     В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Мы считаем необходимостью формировать у своих воспитанников такие важные для каждого человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности. Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения. 

     В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Особое значение мы уделяем воспитанию патриотических чувств: любви к родному краю, Родине, уважение к людям других национальностей.                                                                                          

 Планируя работу по нравственному воспитанию, мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Воспитательные
1.1. Воспитывать в детях любовь и уважение к книге, к художественному слову, фольклору.
2.1. Приобщить детей к истокам народной культуры.
2. Развивающие.
2.1. Содействовать развитию речи детей.
2.2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
3. Обучающие.
3.1. Формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения.
3.2. Расширять представления об окружающем мире.
         Большое внимание уделяю использованию методов стимулирования и мотивации деятельности – поощрение, благодарность, доверие, похвала и др. С их помощью ребёнок начинает верить в собственные силы и возможности, у него повышается самооценка. Могучим средством воспитания детей является игра. В работе с детьми мы используем коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. В связи с этим периодически с детьми организовываем  игры - драматизации по литературным сюжетам. В любом случаи драматизирую сказку, дети проигрывают её сюжет, овладевают способами исполнения ролей в инсценировке, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе.   

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым звеном в этой деятельности является семья. Семья в наше время приобретает вид коммунальной квартиры, а члены семьи – соседи. Целый день взрослые заняты на работе, вечерами «соседи» встречаются, занимаются каждый своим делом, ребёнок в это время, как правило, предоставлен сам себе, и любимым занятием для ребёнка становится просмотр мультфильмов. Многие родители не задумываются о том, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Родители не всегда берут во внимание тот момент, что существуют незыблемые нормы поведения и правила общежития людей, без соблюдения которых человечество, возможно, давно бы погибло или же пошло по тупиковому и гораздо более жестокому пути развития. Эти нормы и правила, составляющие основу нравственного воспитания, формируются в раннем детстве. Поэтому кому как не нам необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Ставя перед собой задачи по нравственному  воспитанию, следует обратить внимание на следующее положение:

  • установление и развитие деловых и межличностных на уровне «воспитатель – ребенок - группа»;
  • уважение самооценки личности дошкольника;
  • вовлечение ребенка во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;
  • создание психологической основы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации задач духовно-нравственного плана.

В работе педагогов по нравственно-духовному воспитанию главным методом на всех возрастных этапах считать игру с опорой на познавательный материал, усложняющийся поэтапно и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Большая роль в осуществлении многосторонних задач по нравственно-духовному воспитанию отводится художественной литературе. Широко использовать в воспитании культуры поведения произведения  Ю.Осеевой,              А. Барто, К. Чуковского, Е.Пермяка и др. авторов.

С детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется использовать элементы ТРИЗ («Мозговой штурм») – придумываем и сочиняем концовку рассказа так, чтобы все закончилось хорошо путем создания специальных ситуаций.

В своей работе используем методы напоминания, разъяснения, объяснения (особенно в младшем возрасте). Терпеливо напоминайте, что каждый предмет имеет свое место, назначение. Объясняйте, что игрушки, книги, вещи служат дольше, выглядят как новые, если с ними обращаться аккуратно.

Используем  положительную оценку, похвалу, одобрение, которые создают у детей уверенность в том, что они поступают правильно, побуждая их тем самым к дальнейшим положительным действиям.

В старшем возрасте придаём  поведению детей общественную направленность: воспитываем в детях желание считаться с удобствами окружающих, опекать младшего, заступаться за того, кто послабее, проявлять внимание и сочувствие к товарищу, предупредительность и уважение к взрослым.

Всю работу проводим в тесной связи с семьей. Если ребенок получает вместе со знаниями, навыками, умениями еще и радость, хорошее настроение, учится и умеет любить, получает ответы на все вопросы, учится делать нравственный выбор и определять нравственную оценку и самооценку поступков, то можно считать задачу духовно-нравственного воспитания решаемой. Воспитывать детей надо с радостью, передавая им душевную доброту и понимание.

Руссо считал, что ребенок с малых лет должен знать: насколько он будет хорош с окружающими, настолько и они будут хороши с ним.

Хочется верить, что при таком подходе ребенок уже в детстве сможет понять, что любовь, доброта, великодушие, благородство сильнее зла, пошлости, насилия.

 

Литература

 

  1. Галеева Н. Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. М., Тайдекс Ко, 2002.
  2. Кондрашева Ю. В., Прудских Э. В. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
  3. Петракова И.. Духовные основы нравственного воспитания. М.. 1997.
  4. Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль: Изд. «Академия развития», 1997.