Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7300 Краткосрочный проект в средней группе «Мир профессий»

Опубликовано 20.07.2022

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад «Буратино» с. Ивановка


 

Краткосрочный проект

В средней группе

«Мир профессий».


      Воспитатель:  МАДОУ д\с «Буратино»:

Вашкевич Е.В.

 

 

 

с. Ивановка 2021

Название проекта – «Мир профессий».

Вид проекта - групповой.

Продолжительность: краткосрочный (с 15.11.21 по 19.11.21)

Возраст детей - средний (4-5лет).

Актуальность: Для всестороннего развития детской личности воспитанников среднего дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Вступление ребенка в социальный мир невозможно без усвоения им первичных представлений о социальном мире, в том числе и знакомства с профессиями. Знания человека закладывается с детства, в том числе и профессиональная направленность. Для того чтобы ребенок осмысленно сделал выбор во взрослой жизни, его необходимо познакомить с наибольшим количеством профессий, начиная с профессий родителей. На основании этого и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию доступных представлений об их ценности, значимости каждого труда.

 Цель проекта:

расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.

Задачи проекта:

- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;

- формирование представлений о важности трудовой деятельности в жизни людей;

- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;

- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;

- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий.

- развивать коммуникативные навыки;

- развивать связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память;

Ожидаемый результат: 

- вызвать интерес к окружающему миру;

- расширить у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей).

 

Этапы работы над проектом:

 

I. Подготовительный этап.

- Постановка цели и задач работы над проектом.

- Подбор художественной литературы, стихов, загадок, альбомов с иллюстрациями о профессиях.

- Подбор настольных игр по теме.

- Подготовка информации для родителей.

 

II. Основной этап.

 

Взаимодействие с детьми:

 

1. Беседы «Что такое профессия?», «Какие профессии ты знаешь?», «Кем ты станешь, когда вырастешь?», «Почему важно быть хорошим специалистом»,

о профессиях родителей и сотрудниках детского сада.

 

2. Чтение художественной литературы:

 «А что у вас?» С. Михалков; «Вот так мастера» Б. Заходер, «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла» Д. Родари; «Доктор Айболит» К. Чуковский; «Жил на свете слоненок» Циферов; «Почта» С.  Маршак; «Знакомые профессии» А. Богдарин; Л. Толстой «Пожарные собаки».

 

3. Отгадывание загадок по теме «Профессии».

 

4. Рассматривание альбомов «Профессии людей», «Кем быть», «Инструменты».

 

5. Игры:

 

Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Угадай кто это», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии», «Я начну, а ты продолжи», «Что сначала, что потом», «Где можно это купить?»

 

Настольные игры:  лото «Все работы хороши», «Профессии», «Мы играем в магазин», «Кем быть?», «Дорожные знаки»;  развивающая игра «Профессии», «Я изучаю профессии».

  

Подвижные игры: «Самолет», «Охотник», «Цветные автомобили», «Доктор», «Поезд», «Такси».

 

Сюжетно-ролевые игры:

            «Больница». Цель: Вызвать у детей заинтересованность к профессии врача; воспитывать сопереживание, чуткое отношение к больному, культуру общения.

           «Строители». Цель: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.

           «Водитель». Цель: Закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Знакомство с правилами поведения в автобусе. Учить самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку; способствовать формированию умения применять знания для творческого развития сюжета игры; помогать детям усваивать основные моральные нормы; воспитывать честность в отношениях; упрочить формы культурного, доброжелательного обращения; воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.

            «Художник». Цель: расширить познавательный интерес к профессиям, активизировать словарный запас; развивать логическое мышление; упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий; совершенствовать стиль партнёрских отношений; развивать коммуникативные навыки детей; обогащать детские отношения опытом совместной творческой деятельности; воспитывать уважение к труду взрослых разных профессий.

 

6. Организованная деятельность по ознакомлению с профессиями:

 

- НОД по рисованию «Профессии наших родителей»;

- НОД по окружающему миру «Все профессии важны»;

- НОД аппликация «Строим дом»;

- НОД развитие речи. Чтение стихотворения С. Михалкова «А что у вас?

 

7. Раскраски на тему «Профессии».

 

8. Проведение интервью с детьми «Кем я буду, когда вырасту».

 

9. Составление рассказов о профессиях родителей.

 

10. Наблюдение за трудом помощника воспитателя, за работой дворника.

 

11. Просмотр мультфильмов:  «Навигатум. Калейдоскоп Профессий», «Катя и Эф. Куда угодно дверь. Кем быть?»

 

Взаимодействие с родителями:

 

• Консультации для родителей «Все работы хороши, или знакомство детей с профессиями».

• Оформление выставки рисунков «Профессии наших родителей».

 

  

III. Заключительный этап.

 

-Подведение итогов.

-Выставка рисунков «Профессии наших родителей».

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Консультация для родителей

«Все работы хороши, или знакомство детей с профессиями».

Все без исключения родители хотят, чтобы их дети были счастливы, чтобы в жизни им сопутствовал успех, чтобы они самореализовались в какой-то деятельности. То есть получили профессию по душе, ориентируясь на свои стремления и желания. Родителям необходимо заметить к чему тяготеет их ребёнок больше всего.

Тема выбора будущей профессии начинает обсуждаться с раннего детства. Вряд ли вы найдете детское пособие, в котором этот вопрос будет обойдён стороной. Более того, ознакомление детей с профессиями – обязательный аспект государственных образовательных стандартов.

Рассказы детям о профессиях расширяют их кругозор, у них проявляется интерес к окружающему миру, воспитывается уважение к чужому труду.

Как рассказать детям о профессиях. Советы.

Знакомство с профессиями по дороге в детский сад или на прогулке

Конечно, эта тема неоднократно будет обсуждаться на занятиях в детском саду, но повторить пройденное никогда не помешает.

 

Методика беседы на прогулке очень проста: обращайте внимание на всех людей, занятых делом, и называйте ребенку их профессии.

Увидели дворника во дворе – расскажите об этой трудной и важной профессии, проходим мимо стройки – узнаем о профессии строителя. Зашли по дороге в магазин. Спросите: кто здесь работает?

Вернувшись домой, еще раз вспомните, людей каких профессий вы встретили сегодня. Закрепить материал можно, попросив ребенка нарисовать, например, строителя в желтой каске или дворника, убирающего листву.

Супергерои рядом с нами

Можно предложить детям составить список героических профессий. Оказывается, герои встречаются не только в кино и компьютерных играх. Ежедневно мы сталкиваемся с десятками людей по-настоящему героических профессий, правда, они не носят плащ супермена или костюм Бэтмена, но их работа – спасать жизни реальных людей. Вместе с детьми составьте список таких профессий: спасатели, полицейские, пожарные, врачи (попросите назвать известные детям врачебные специальности), летчики, военные, машинисты поездов и так далее. 

Профессии в моей семье

Нужно рассказать детям о профессии родителей. Постарайтесь объяснить суть вашего труда, его важность для других людей. Например, папа вместе с другими строителями, строит дома, чтобы потом там жили люди. Осветите профессии людей, которые трудятся вместе с вами. Рассказывайте с уважением о своих коллегах. Расскажите, что вам нравится приносить пользу людям, что вы с удовольствием ходите на работу.

Рассказ о профессиях своих родственников помогает ребенку больше узнать о собственной семье, укрепляет семейные узы. Особенно интересны будут рассказы о роде занятий прадедушек, прабабушек, если, конечно, такие сведения сохранились в семье.

Ребёнок должен понимать важность любого труда и уважать каждую профессию. Не стоит упоминать о размере заработной платы. Если вы лично негативно относитесь к представителям какой-либо профессии, воздержитесь от эмоций. Информацию нужно преподносить ровно, без негатива, чтобы у малыша сложилось беспристрастное отношение ко всем профессиям.

Мультфильмы и специальные видеоролики

Следующий вариант знакомства с профессиями подойдёт для спокойных и усидчивых детей.  Обучающие видеоролики или мультфильмы о профессиях рассчитаны на ребят определённого возраста. Они в доступной форме и за короткий промежуток времени наглядно демонстрируют особенности труда швеи, машиниста или художника.  Ребёнок, наблюдая за действиями персонажей на экране, имеет возможность увидеть и выучить названия ранее незнакомых предметов и действий.  

Чтение книг

Детям о профессиях можно узнать при помощи чтения книг.

Многие детские поэты и писатели излагали описания тех или иных рабочих профессий в своих произведениях: Дж. Родари – «Чем пахнут ремёсла?» В. Маяковский – «Кем быть?» А. Барто – «Маляр», «Песня моряков», «Ветеринарный врач». С. Михалков – «Парикмахер», «Дядя Стёпа».  Б. Заходер – «Портниха», «Строители», «Сапожник», «Шофёр». С. Чертков – Детям о профессиях: «Пограничник», «Доярка», «Фокусник», «Повар», «Парикмахер», «Столяр», «Ветеринар», «Летчик», «Моряк», «Фермер», «Рыбак», «Пожарный», «Учёный», «Музыкант» и др.  Читая произведение и показывая иллюстрацию, можно доступно объяснить ребёнку, кто такой пограничник, почтальон или механик.

Ролевые игры

Еще одним способом описать малышу взрослый мир профессий является игра. Забавляясь с ребёнком, или когда он общается с друзьями, можно предложить новое для него развлечение: игру в учителя, врача или милиционера.  Для этого необходимо предоставить вспомогательную атрибутику: например, для игры в педагога дать малышу палочку-указку, книги, оформить школьную доску, а самому сесть за парту. В процессе ролевой игры можно использовать как подручные средства (пуговицы под видом таблеток), специальные заготовки (нарезанные из картона знаки дорожного движения),  так и купленные тематические наборы (игрушка кухня, набор доктора или пожарная машина).  Такие развлечения в непринужденной форме знакомят ребёнка с нюансами и особенностями профессий, развивают фантазию.

Как следует знакомить ребёнка с профессиями

Независимо от того, какой способ рассказать о взрослых профессиях предпочли родители или воспитатели в детском садике есть некий план (схема), что за чем следует делать:

Чётко назвать полное наименование профессии и сделать маленький очерк о том, что именно делает тот или иной работник.

Далее описать место его труда. Например, для врача и медсестры – это больница или поликлиника, а для повара – кухня, столовая детского садика или ресторана и прочее.

В тех случаях, когда при работе следует носить форму, можно познакомить ребёнка с отдельными видами и рассказать, чем один костюм отличается от другого. Во что одет милиционер, а во что пожарник, машинист поезда и пр.

Ответить на вопрос малыша об используемом в процессе работы оборудовании или инструменте. Милиционеру нужен жезл, портнихе – ножницы, швейный мел и линейка, астроному – телескоп.

Описать, а по возможности показать наглядно или проиграть действия рабочих: повар – варит, журналист – берет интервью, клоун – развлекает публику.

Охарактеризовать получаемые в конце работы результаты: приготовленные обед, вылеченный зуб или надоенное молоко.

В конце беседы стоит поговорить о значимости, полезности и необходимости труда одного человека для других.

Обучайте детей играя!

 

Конспект занятия

НОД ОО «Речевое развитие»

Чтение художественной литературы.

«Чтение произведения С. Михалкова. Беседа о профессиях»

Средняя группа №1

Воспитатель: Стасюк Эльза Шигабовна

Чтение художественной литературы.

«Чтение произведения С. Михалкова. Беседа о профессиях»

Цель:

- познакомить детей с произведением С. Михалкова «А что у вас?»;

- познакомить с профессиями.

Задачи:

  1. Формировать умение детей анализировать литературное произведение, высказывать свое мнение о прочитанном.
  2. Продолжать работу по формированию интереса к книге.
  3. Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
  4. Формировать положительное отношение к поэзии;
  5. Побуждать детей активно участвовать в беседе;
  6. Обогащать и активизировать словарь;
  7. Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий;
  8. Развивать познавательную активность детей.
  9. Воспитывать умение работать сообща.

Методы и приемы:

• Практические: игра, физкультминутка.

• Наглядные: показ, демонстрация.

• Словесные: беседа, объяснение, художественное слово.

Материалы и оборудование: почтовая бандероль, книга С. Михалкова «А что у вас?»,  иллюстрации с изображением родителей разных профессий, атрибуты для игры разных профессий.

Предварительная работа. Беседа о профессиях. Рассматривание иллюстраций.  Дидактические игры.

Содержание организованной деятельности детей

Организационный момент.

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, чтобы посмотреть на нашу  работу. Пожелайте им доброго утра.

 Мотивационно-целевая ориентация.

- Дорогие ребята! Сегодня по дороге на работу я встретила почтальона. Он передал мне эту почтовую бандероль. И сказал, что это для детей средней группы, то есть для вас.

- Как вы думаете, что в ней находится? (Ответы детей.)

- А вы хотите открыть ее? (Ответы детей.)

(Открываем бандероль, в ней лежит книга С. Михалкова «А что у вас?»)

- Давайте прочитаем стихотворение известного русского поэта  С. Михалкова «А что у вас?». (Показать портрет.)

 Чтение произведения С. Михалкова «А что у вас?».

(Беседа с детьми о прочитанном произведении).

Вопросы:

- Вам понравилось стихотворение?

- О каких профессиях говорится в произведении?

- Какая профессия самая важная, на ваш взгляд?

- Кем работают ваши родные?

    - О какой профессии вы мечтаете? Почему?

        - Как вы думаете, какие качества помогут вам овладеть этой профессией? (Ответы детей.)  

        -  Вы правы, ребятки, чтобы овладеть какой-либо профессией, человек должен быть здоровым, сильным, умным, ловким, выносливым, и готовиться к своей будущей профессии надо с раннего детства, поэтому я вам предлагаю

небольшую физкультурную минутку.

Физкультминутка.

Повар варит кашу. (Имитация с вращением кистей рук)

Плащ портниха шьет.  (Махи руками)

Доктор лечит Машу.   (дыхательные упражнения: спокойный вдох носом)

Сталь кузнец кует. (Хлопки)

Дровосеки рубят.  (Махи с наклонами )

Строят мастера. (Имитация с прыжками вверх)

Что же делать будет,  (Поднимание плеч)

Наша детвора?

Беседа о профессиях.

Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, что такое профессия? Профессия - это труд, которому человек посвящает всю жизнь. Люди работают тем, кем им нравится работать, занимаются тем, что у них лучше получается.

Ребята, я вам сейчас на экране буду показывать изображения различных профессий, а вы должны будете угадать кем работают эти люди. (На экране показываю слайды с фотографиями родителей детей)

Слайд 1. Мне поставила вчера

Два укола………

                             (Медсестра)

Слайд 2. Я в машине за рулём

Утром, вечером и днём.

                                (Водитель)

Правильно это водитель. Что делает человек этой профессии? Должен ли знать правила дорожного движения водитель и почему?

     Слайд 3. Кто с утра на кухне нашей

     Варит суп, компот и кашу? (повар)

Правильно это повар. В чем состоит работа повара? Как выглядит повар? Какие предметы использует в профессии повар? Может ли папа работать поваром?

Слайд 4. Он полосатой палочкой

Взмахивает ловко.

И тормозят водители,

Все знают – остановка!

Правильно это инспектор ГИБДД . В местах, где наиболее интенсивное движение транспорта, за порядком на улице следит специальная служба. Сокращенно она называется ГИБДД. Инспекторы ГИБДД стоят на постах, патрулируют на автомобилях, мотоциклах, вертолетах. На своей патрульной машине со светящейся лампочкой- "мигалкой", он может задержать любого нарушителя, догнать любого лихача.

      Слайд 5. Кто учит детишек сказки слушать, играть,

Природу любить, стариков уважать?

Правильно это воспитатель.

Воспитатель: Ребята, а представьте, что никто не будет работать, что тогда случится? (ответы детей)

Воспитатель: всем будет плохо; некому будет учить детей, лечить их, если заболеют, нечего будет кушать и т.д. Каждая профессия появилась на земле потому, что нужна не одному человеку, а многим людям.

А теперь я предлагаю вам поиграть.

Игра “Что делает?”

Врач – лечит

Учитель – учит

Доктор – лечит

Продавец – продает

Повар – варит

Воспитатель – воспитывает

Шофер – водит машину

Строитель – строит

Воспитатель: все профессии нужны, все профессии важны.

5. Рефлексия.

– Чем мы сегодня занимались?

– Что вам понравилось больше всего?

     - А как Вы считаете, все ли профессии нам нужны (Ответы детей.)  

 


А что у вас? — Сергей Михалков

Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал.


Дело было вечером,
Делать было нечего.
Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
– А у меня в кармане гвоздь.
А у вас?


– А у нас сегодня гость.
А у вас?
– А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А есть из блюдца не хотят.
– А у нас на кухне газ.
А у вас?
– А у нас водопровод.
Вот.
– А из нашего окна
Площадь Красная видна.
А из вашего окошка
Только улица немножко.


– Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий,
Презелёный красный шар.
– А у нас огонь погас —
Это раз.
Грузовик привёз дрова —
Это два.

А в-четвёртых, наша мама
Отправляется в полёт,
Потому что наша мама
Называется пилот.
С лесенки ответил Вова:
– Мама – лётчик?
Что ж такого!

Вот у Коли, например,
Мама – милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы – инженеры.


А у Лёвы мама – повар.
Мама – лётчик?
Что ж такого!


– Всех важней, – сказала Ната,—
Мама вагоновожатый,
Потому что до Зацепы
Водит мама два прицепа.
И спросила Нина тихо:
– Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьёт?
Ну конечно, не пилот.


Лётчик водит самолёты —
Это очень хорошо.
Повар делает компоты —
Это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе.


Мамы разные нужны.
Мамы всякие важны.
Дело было вечером,
Спорить было нечего.

(Илл. Юдина)

 


Б. Заходер

 «Вот так мастера».

Строители.

 

Пусть не сердятся родители,
Что измажутся
Строители.
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
И не важно, что пока
Этот домик из песка!

Шофёр

 

Качу,
Лечу
Во весь опор.
Я — сам шофёр.
Я сам — мотор.
Нажимаю
На педаль —
И машина
Мчится вдаль!

Портниха

 

Целый день сегодня
Шью.
Я одела
Всю семью.
Погоди немного, кошка, —
Будет и тебе одёжка!

Сапожник

 

Мастер, мастер,
Помоги —
Прохудились
Сапоги.
Забивай покрепче
Гвозди —
Мы пойдём сегодня
В гости!

 

Д. Родари

«Какого цвета ремесла?».

Цвет свой особый
У каждого дела.
Вот перед вами
Булочник белый.

Белые волосы,
Брови, ресницы.
Утром встает он
Раньше, чем птицы.

Черный у топки
Стоит кочегар.
Всели цветами
Сверкает маляр.

В синей спецовке,
Под цвет небосвода,
Ходит рабочий
Под сводом завода.

Руки рабочих
В масле и в саже.
Руки богатых
Белее и глаже.

Нежные пальцы,
Светлые ногти.
Нет на них копоти,
Масла и дегтя.

Знаешь: пускай у них кожа бела,
Очень черны у богатых дела!

 

«Чем пахнут ремесла?».

У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.

Мимо столярной
Идешь мастерской —
Стружкою пахнет
И свежей доской.

Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.

Куртка шофера
Пахнет бензином.
Блуза рабочего —
Маслом машинным.

Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате —
Лекарством приятным.

Рыхлой землею,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.

Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.

Сколько ни душится
Лодырь богатый,
Очень неважно
Он пахнет, ребята!

 

 


С.Я. Маршак

«Почта».

1

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон.

У него
Сегодня много
Писем
В сумке на боку
Из Тифлиса,
Таганрога,
Из Тамбова и Баку.

В семь часов он начал дело,
В десять сумка похудела,
А к двенадцати часам
Все разнёс по адресам.

2

— Заказное из Ростова
Для товарища Житкова!
— Заказное для Житкова?
Извините, нет такого!
— Где же этот гражданин?
— Улетел вчера в Берлин.

3

Житков за границу
По воздуху мчится —
Земля зеленеет внизу.
А вслед за Житковым
В вагоне почтовом
Письмо заказное везут.

Пакеты по полкам
Разложены с толком,
В дороге разборка идёт,
И два почтальона
На лавках вагона
Качаются ночь напролёт.

Открытка — в Дубровку,
Посылка — в Покровку,
Газета — на станцию Клин,
Письмо — в Бологое.
А вот заказное
Пойдет за границу — в Берлин.

4

Идет берлинский почтальон,
Последней почтой нагружён.

Одет таким он франтом:
Фуражка с красным кантом,
На куртке пуговицы в ряд
Как электричество горят,
И выглажены брюки
По правилам науки.

Кругом прохожие спешат.
Машины шинами шуршат,
Бензину не жалея,
По Липовой аллее.

Заходит в двери почтальон,
Швейцару толстому — поклон.
— Письмо для герр Житкова
Из номера шестого!
— Вчера в одиннадцать часов
Уехал в Англию Житков!

5

Письмо
Само
Никуда не пойдёт,
Но в ящик его опусти —
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывёт
Тысячи верст пути.

Нетрудно письму
Увидеть свет.
Ему
Не нужен билет,
На медные деньги
Объедет мир
Заклеенный пассажир.

В дороге
Оно
Не пьёт и не ест
И только одно
Говорит:
— Срочное. Англия. Лондон. Вест, 14, Бобкин-стрит.

6

Бежит, подбрасывая груз,
За автобусом автобус.
Качаются на крыше
Плакаты и афиши.
Кондуктор с лесенки кричит:
«Конец маршрута! Бобкин-стрит!»

По Бобкин-стрит, по Бобкин-стрит
Шагает быстро мистер Смит
В почтовой синей кепке,
А сам он вроде щепки.
Идет в четырнадцатый дом,
Стучит висячим молотком
И говорит сурово:
— Для мистера Житкова.

Швейцар глядит из-под очков
На имя и фамилию
И говорит: — Борис Житков
Отправился в Бразилию!

7

Пароход
Отойдёт
Через две минуты.
Чемоданами народ
Занял все каюты.

Но в одну
Из кают
Чемоданов не несут.
Там поедет вот что:
Почтальон и почта.

8

Под пальмами Бразилии,
От зноя утомлён,
Шагает дон Базилио,
Бразильский почтальон.

В руке он держит странное,
Измятое письмо.
На марке — иностранное
Почтовое клеймо.

И надпись над фамилией
О том, что адресат
Уехал из Бразилии
Обратно в Ленинград.

9

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон!

Он протягивает снова
Заказное для Житкова.
Для Житкова?
— Эй, Борис,
Получи и распишись!

10

Мой сосед вскочил с постели:
— Вот так чудо в самом деле!
Погляди, письмо за мной
Облетело шар земной.
Мчалось по морю вдогонку,
Понеслось на Амазонку.
Вслед за мной его везли
Поезда и корабли.

По морям и горным склонам
Добрело оно ко мне.
Честь и слава почтальонам,
Утомлённым, запылённым.
Слава честным почтальонам
С толстой сумкой на ремне!

 


 

 




Водитель (А. Богдарин)

По утрам идёт народ
В школу, в офис, на завод.
На автобусе до места
Всех водитель довезёт.

 

Дворник ( А.Богдарин)

Есть лопата и метла,
Есть на улице дела.
Пыль и мусор, снег и лёд
Дворник быстро уберёт.

 

Звездочёт и астроном (А. Богдарин)

Только ночью звездочёт
Звёздный мог вести учёт.
С телескопом даже днём
Звёзды видит астроном.

 

Продавец (А. Богдарин)

Если продал он варенье
И с вареньем настроенье,
Он не просто продавец,
Он, ребята, молодец!

 

Танкист (А. Богдарин)

У стального у коня
Сверху донизу броня.
Для такого нет преград —
Быть танкистом рад солдат.

 

Фокусник (А. Богдарин)

Мастерство и ловкость рук:
Был предмет и нету вдруг,
Превращает в кошку мяч…
Это — фокусник-трюкач.

 

 

 

Цыферов Г.Н.

«ЖИЛ НА СВЕТЕ СЛОНЕНОК».

Жил на свете слонёнок.

Это был очень хороший слонёнок. Только вот беда: не знал он, чем ему заняться, кем быть. Так всё сидел слонёнок у окошка, сопел и думал, думал…

Однажды на улице пошёл дождь.

— У-у! — сказал промокший лисёнок, увидев в окошке слонёнка. — Ушастый какой! Да с такими ушами он вполне может быть зонтиком!

Слонёнок обрадовался и стал большим зонтиком. И лисята, и зайчата, и ежата — все прятались под его большими ушами от дождя.

Но вот дождь кончился, и слонёнок снова загрустил, потому что не знал, кем же ему всё-таки быть. И снова он сел у окошка и стал думать.

Мимо пробегал зайчик.

— О-о! Какой прекрасный длинный нос! — сказал он слонёнку. — Вы вполне могли бы быть лейкой!

Добрый слонёнок обрадовался и стал лейкой. Он полил цветы, траву, деревья.

А когда поливать больше было нечего, он очень опечалился…

Ушло на закат солнце, зажглись звёзды. Наступила ночь.

Все ежата, все лисята, все зайчата улеглись спать.

Только слонёнок не спал: он всё думал и думал, кем же ему быть?

И вдруг он увидел огонь! «Пожар!» — подумал слонёнок.

Он вспомнил, как совсем недавно был лейкой, побежал к реке, набрал побольше воды и сразу потушил три уголька и горящий пень.

Звери проснулись, увидели слонёнка, поблагодарили его за то, что он потушил огонь, и сделали его лесным пожарником.

Слонёнок был очень горд. Теперь он ходит в золотой каске и следит за тем, чтобы в лесу не было пожара.

Иногда он разрешает зайчику и лисёнку пускать в каске кораблики.

 


Загадки

 

Правила движения

Знает без сомнения.

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит... (шофер)

             

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит... (пожарный)

 

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит... (строитель)

 

Кто плывет на корабле

К неизведанной земле?

Весельчак он и добряк.

Как зовут его? (Моряк)

 

Наяву, а не во сне

Он летает в вышине.

Водит в небе самолет.

Кто же он, скажи? (Пилот)

На посту он в снег и в зной,

Охраняет наш покой.

Человек, присяге верный,

Называется... (военный)

Мастерица на все руки

Нам сошьет пиджак и брюки.

Не закройщик, не ткачиха.

Кто она, скажи? (Портниха)

 

Кто пропишет витамины?

Кто излечит от ангины?

На прививках ты не плачь —

Как лечиться, знает... (врач)

 

Громко прозвенел звонок,

В классе начался урок.

Знает школьник и родитель —

Проведет урок... (учитель)

 

На витрине все продукты:

Овощи, орехи, фрукты.

Помидор и огурец

Предлагает... (продавец)

 

Учит вежливости нас,

Почитает вслух рассказ.

Не учитель, не писатель.

Это няня,... (воспитатель)