Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 8644 Конспект НОД старший дошкольный возраст «Правила поведения в общественном транспорте»

Опубликовано 14.07.2024
Боярская Марина Юрьевна 
МБДОУ ЦРР - детский сад №21 «Малышок» г. Новоалтайска
Воспитатель 

 

Конспект занятия в подготовительной группе

Тема: «Правила поведения в общественном транспорте».

 

 

 


Цель:

 -        Расширять у детей представления о правилах поведения в общественном транспорте.

 -        Формировать осознанное отношение к правилам поведения в  общественном транспорте.

      - Воспитывать уважительное отношение к незнакомым взрослым и сверстникам.

      -  Побуждать детей к использованию в речи вежливых форм обращения.

Материал: в группе или в зале из стульев моделируется салон автобуса, и обозначаются три двери.

Ход занятия

Приветствие: Физкультминутка «Здравствуй!»

Здравствуй, солнце золотое! Пальцами правой руки

Здравствуй, небо голубое! по очереди «здороваются»

Здравствуй, вольный ветерок! с пальцами левой руки,

Здравствуй, маленький дубок! похлопывая друг друга

Мы живем в одном краю - кончиками, начиная с больших

пальцев.

Всех мы вас приветствуем! Переплетают пальцы замочком

и поднимают руки над головой.

 Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадки. Если вы их отгадаете, то узнаете, о каких правилах поведения мы с вами сегодня поговорим.

По асфальту идёт дом,

Ребятишек много в нём.

А над крышей вожжи,

Он ходить без них не может

 (троллейбус)

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих ножках,

А в резиновых сапожках.

(автобус)

Воспитатель: Правильно, мы будем говорить о правилах поведения в общественном транспорте

Воспитатель: Сейчас подумайте и скажите, какие вы знаете правила поведения в общественном транспорте? (ответы детей с аргументацией):

1. Уступать место родителям с маленькими детьми, пожилым людям, инвалидам, женщинам с тяжелыми сумками.

2. Не сорить.

3. Не кричать, чтобы не мешать окружающим.

4. Не отвлекать водителя.

5. Не есть мороженое, можно кого-нибудь испачкать. Лучше ничего не есть – прикусишь  язык или уронишь на свою одежду.

6. Если в автобусе много народу и какой-то пассажир предложит сесть вам на колени – это прилично? Да, другим будет свободнее, и если вам позволят родители, можно сесть.

7. Нельзя писать на обивке сидений, резать их. Пассажирам неприятно ехать в таком транспорте, сидения будут  испорчены.

8. Мужчина, если едет с женщиной – при выходе подает ей руку. Мальчик может подать руку маме при выходе из автобуса.

Физкультминутка.

Мы в автобус дружно сели (приседают на корточки)

И в окошко посмотрели (делают повороты головой вправо, влево)

Наш шофёр педаль нажал (одной ногой нажимают на воображаемую педаль)

И автобус побежал ( бегут по кругу, в руках «руль»).

Беседа: Представьте, на остановке стоят: пожилая женщина, мама с маленьким ребенком, женщина с тяжелыми сумками, школьник, мужчина, женщина. Кто в какую дверь будет входить? (разыгрывается ситуация).

                                                 Автобус

 Воспитатель: - Представьте, вы едете в автобусе и стоите не около двери, а дальше. Как вы будете выходить? (ответы детей). Необходимо сказать:  «Извините, на следующей остановке вы выходите (разыгрывается ситуация)».

- Скажите, пожалуйста, как правильно входить в автобус? (ответы детей). Необходимо встать справа или слева от двери, пропустить вперед родителей с маленькими детьми, инвалидов, пожилых людей. Дать сначала людям выйти и автобуса, а потом спокойно, никого не толкая войти в автобус.

После того, как дети войдут в автобус, предлагается еще одна ситуация: У окна свободное место, а с краю занято. Вы хотите сесть у окна….

История про Мишу. Перечислите, какие правила поведения нарушил Миша?

Миша спешил в школу.

1. Растолкал пассажиров.

2. Не дал выйти женщине с ребенком.

3. вошел в автобус в первую дверь.

4.Стал продвигаться в середину, растолкал всех.

5. Занял место, хотя рядом стоял пожилой человек.

6. Продвигался к выходу и спрашивал у каждого: «Где вы выходите?».

7. Не держался крепко за поручень. Когда автобус затормозил, он толкнул женщину, не извинился, выбежал из салона.

Дети называют….

Рефлексия: дети садятся на пол, образуя круг. Воспитатель бросает детям мяч и просит сказать, что понравилось, что вызвало затруднения, что узнали нового.

Прощание: дети встают в круг, кладут руки друг другу на плечи и все вместе говорят: «До свидания»: а) тихо, б) громче, в) громко, г) тише, д) тихо.

 

 

 

МБ ДОУ ЦРР ДС №21 «Малышок» Боярская М. Ю.

Тема: «Вода обыкновенная и необыкновенная»

Цель:  Цель: Показать необходимость воды для всего живого, продемонстрировать, как вода попадает в наши дома.

Программмые  задачи:  Закрепить  знания  детей  о  значении  воды  в  нашей  жизни и  жизни  всего  живого; формировать представления  о  переходе  веществ из  твёрдого состояния  в  жидкое , и наоборот.                                           Расширять  представления  детей о свойствах  воды, уточнить,  в каком  виде  в  природе  существует  вода. Формировать  ответственное  отношение  к  природным  богатствам  Земли.

 

/магнитофонная запись/

- Слышите? Как не слышите? Тогда нужно сесть поудобнее, закрыть глаза и внимательно прислушаться. Да, да, вы слышите как капает вода. Прозрачная, чистая, звонкая… Драгоценная вода.

Почему драгоценная? А вот послушайте, сказочную историю, в которой все чистая правда. Тогда и узнаете почему. /музыка/

-Как-то раз я проснулась среди ночи. В доме стояла тишина. Только из кухни слышалось: кап-кап…

Дай-ка, - подумала я, - пойду и закручу кран, а то не усну. То ли потому, что была лунная ночь, толи потому, что дверь на кухне открылась без скрипа, но я увидела…

- Это сон, - подумала я.

 -Это не сон. – сказал человечек, величиной с ладонь, с яркими  голубыми глазами, синими волосами и синей бородой. Он был мягкий и прозрачный, и напоминал большую каплю воды.

- Кто вы? – прошептала я и отступила к двери.

- Не бойтесь, - сказал человечек. – Меня зовут Кап Капыч. Я – водолей.

- Водяной? – переспросила я.

- Не водяной, а Володей, - рассердился Кап Капыч. – Я повелитель всех вод, смотритель подземных озер, верховный магистр грибного и проливного дождя, кавалер ордена Ночной Грозы… И он еще долго перечислял свои титулы.

Я потихоньку приблизилась к краю раковины, где он сидел. Неожиданно Кап Капыч сердито спросил:

- А почему у тебя вода капает?

- Кран течет. Не починю никак,- ответила я.

-Эх ты! Воду разбазариваешь. Живую! – с укором сказал Кап Капыч.  – ей же цены нет этой воде.

- Так уж и нет,- засомневалась я. – У меня и за воду, и за газ, и за электричество уплачено.

-Уплачено, уплачено! – передразнил меня Кап Капыч.- Денег таких еще не придумали, чтоб за живую воду платить. Ты вообще чего в воде понимаешь-то? То-то и оно, что ничего, и не дождавшись моего ответа, сказал.- вот послушай…

Рассказ Кап Капыча показался мне нетолько очень интересным, но и поучительным. Вот поэтому я передам его слово в слово.

Рассказ Кап Капыча.

Какой воды только не бывает на свете! Есть вода морская, а есть вода речная, озерная и ключевая, мертвая и живая… Помогайте мне!

- Газированная, минеральная, питьевая, колодезная, водопроводная, дождевая, болотная, соленая, пресная, привозная, местная, ключевая, родниковая, целебная, лечебная, талая, сточная, проточная, чистая, грязная… ну, вообще разная.

А сейчас я предлагаю  вашему вниманию игру «Вода – не вода». Правила игры: Если я назову слово, обозначающее то, что содержит воду, поднимайте синюю карточку, если предмет или явление, имеет косвенной отношение к воде /кораблик/, поднимайте голубую карточку; если же я назову что –то не имеющее никакой связи с водой /ветер, камень/ , поднимайте белую карточку.

Игра «Вода не вода»

Дождь                                      пароход                                    пенал

Радуга                                      рыбка                                       карандаш

Снег                                          кит                                            лампа

Ручей                                        лодка                                        пуговица

Град                                водопроводный кран                        линейка

Озеро                                       ведро                                        часы

Капля росы                              мыло                                        скакалка               

Лед                                           зонт                                          дневник

Пар

Облако

Море

Вы, наверное,  заметили, вода в природе умеет принимать разные формы -  то она дождь, то снег, то спокойное озеро, то бурное море, то мягкое облако, то твердый лед.

Показать плакат №1

Великий Леонард да Винчи сказал: «Вода – это сок жизни на Земле». И действительно, без воды немыслима сама жизнь на планете.

Есть формы живых организмов, обходящихся без воздуха, но нет таких, которые могут существовать без воды. Все живые клетки /растения, животные, человек/ обязательно включают в свой рацион огромное количество воды: содержание воды в растениях и животных составляет от 50-99%. Во взрослом человеке 70 кг веса - 50 кг воды. Ежесуточная потребность человека в воде составляет до  10л /8л наши ткани создают сами- слюна, поджелудочный сок, желчь, кровь/ + 2л воды с пищей.

Для чего еще, кроме питья, нужна вода человеку?

Таблица расхода воды №2.

          Ученые подсчитали примерное количество воды, которое расходуется за 1 день. И получились вот такие цифры:

Умываться  10 л. + 45л. Туалет

Купаться     40л. –ванная,  95-190л. душ

Готовить еду        5л.

Мыть посуду        10л.

Стирать      15л.  +40л. Полоскать

Мыть полы, окна           15л.

Поливка      50л.

Итого 300л. Воды в день

Как вы видите, воды каждому человеку /и каждому живому существу/нужно много. А как вы думаете: много ли воды на нашей планете, хватает ли ее всем?

Продемонстрировать глобус, напомнить, что голубым цветом на глобусе изображены моря и океаны.

- Много? Да действительно много, значительно  больше, чем суши.

Снять с яблока кожуру ¼ часть – это суша, а остальное ¾ - вода.

Мы выяснили, что воды на Земле достаточно много. А всякая ли вода годится для наших нужд? Ведь большая ее часть составляет моря и океаны.  Это соленая вода.

Если представить, что вода нашей планеты вмещается в 3-х л. банке, то вся пресная вода всего лишь полстакана. А отобрав пипеткой 3 капли из этого стакана, вы получите воду рек и озер, а ведь и она не вся пригодна для употребления.

Пресной и чистой воды очень – очень  мало. /грунтовые воды, осадки, воды рек и озер/ поэтому совсем не лишне задать вопрос: а можно ли что-нибудь придумать, чтобы сэкономить воду? Правильно ли мы расходуем воду?

Ребенок чистит зубы как обычно. Все это параллельно наливать воду из соседнего крана в банку. сколько получилось?  Затем без комментариев берет свою щетку, набирает воду в стакан, и выключив воду, чистит зубы, используя воду в стакане. Сделать самостоятельно вывод.

Мы с вами наглядно убедились, что воду можно экономить. А нужно ли, ведь в конце концов почти вся она возвращается уже использованная назад в природу. Но в каком виде?

Имитируется процесс загрязнения воды в домашних условиях. В 1л. банку отлить воды из 3-х л. Сполоснуть  грязные тарелку и стакан после еды, добавим горсть земли /имитация мытья овощей и обуви/ шампунь, мыльную пену, краску и т. д.

Вы видите, как кристально чистая вода в банке превратилась в мутную воду: чистая вода приходит к нам из природных водоемов, а возвращается к ним очень грязной.

Можно ли ее снова превратить в ту чистую и прозрачную, чтобы ее снова можно было использовать в наших домах? Легко ли это сделать? Чтобы ее очистить, нужно проделать много трудной работы.

С определенным количеством загрязненной  воды природные водоемы могут справиться самостоятельно. Так протекая, через город, река сильно загрязняется, но спустя несколько км вниз по течению, ее воды приобретают прежнюю чистоту: в этом заслуга водных беспозвоночных и  микроскопических водорослей, которые питаются загрязняющими веществами. Чем извилистей река, чем больше плесов, отмелей, перекатов, тем быстрее осаждаются частицы грязи, лучше идет насыщение кислородом, тем больше мест для развития растительности, быстрее происходит самоочищении. Но на нашей планете постепенно накапливается большое количество воды, с растворенными в ней отходами промышленных предприятий : фабрик, заводов, шахт, рудников, загрезненной нефтепродуктами и синтетическими моющими средствами.  С таким количеством сточных вод природа не в состоянии справится без помощи человека.

     Таблица №3.

Поэтому для очистки воды строятся специальные очистные сооружения, на которых загрязненная вода проходит долгий путь к своему очищению.

 3 этапа очистки воды:

-механическая /удаляется муть-отстаивание, фильтры из гравия и песка/,

  -химическая обработка /воздействие химическими веществами/

-биологическая очистка /разбавление чистой водой, которой требуется в 10 раз больше, чем очищаемой воды, насыщение кислородом, микроорганизмами.

Вот такой долгий путь проходит грязная вода, пока снова не превратится в чистую, пригодную для живых существ, воду.

Вода, которую дарит нам природа, из-за этого становится очень дорогой –поэтому необходимо расходовать ее экономно. Да, вода воистину бесценна. А хотите, я расскажу про лечебную воду?

Сказка /музыка/

Однажды летели к земле дождевые капли. Одна из них попала в ручей, вместе с ручьем сбежала к реке, а вместе с рекой отправилась к морю. Там она гуляла на просторе с морской волной, побывала в дальних краях, пока не надоело. А там опять испарилась в тучу.

Другая капля упала на сухую от зноя землю и напоила жаждующие корни, стала сладким соком спелых плодов.

Третья водяной пылью повисла над землей, отразила солнечные лучи  и стала разноцветной радугой.

А четвертая просочилась под землю и попала в гости к железному королю. Хорошо ей жилось у железного короля, но с ним пришлось расставаться. И капля взяла у него на память частицу железа, и отправилась в гости к медному королю. Вместе с другими каплями она пела песни подземных вод и кружилась по подземным лабиринтам. А когда пришла пора расставаться, капля  взяла с собой частичку меди на память. Так путешествовала наша капелька  по подземному миру набрала подарков так много, сто с трудом носила их с собой.

И тогда решила она вместе с другими каплями подниматься наверх, к солнышку, к простору. Подниматься было, конечно, тяжелее, чем спускаться, но капли помогали друг другу, и вскоре среди лесных зарослей забил ключ. Стали люди приходить к ключу за водой и заметили, что вода в ключе не простая. У того, кто пил эту воду, голос становился чистым и звонким, словно голос родника, а здоровье железным. Это дождевые капли щедро делились подарками подземных королей. Такая вода не только жажду утолит, но и исцелит. Непростая вода, а лечебная – минеральная.

Вот так вот!

Ночь прошла. Вместе с первыми солнечными лучами исчезли последние сумерки в углу моей кухни. А вместе с ними растаял в свете дня и мой ночной гость. А может быть он мне просто приснился? Кто теперь разберет!.. Из крана по-прежнему тихонько капала вода, а в холодильнике стояла откуда-то взявшаяся бутылка минералки.

Я оделась и пошла на работу. И неожиданно мне очень захотелось поделится с вами моей тайной. Именно поэтому я пригласила всех вас. Думаю, рассказ Кап Капыча заставил вас о многом задуматься и, прежде всего о том, что вода – это бесценный дар природы, но о ней нужно заботится и беречь ее.    

.  … Вода - это жизнь, и воду надо беречь! А как же мы будем беречь и экономить воду? (Ответы детей). Дети рисуют знаки берегите воду и  представляют их.

Закончить занятие я хочу стихотворением Н. Рыжовой "Волшебная вода". Давайте его послушаем. 

Берегите воду

Вода- это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.

В любом состоянье полезна она.


Для них лишь в болоте покой и уют.

Для нас же вода должна чистою быть,

Что б мы не боялись и мыться, и пить.

Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.

Она охлаждает, морозит, бодрит.

И в зной нам прохладу и радость дарит.

Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда