Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6046 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по народному декоративно-прикладному искусству «Русский сувенир»

Опубликовано 03.07.2020

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 23

 

 

Принято на заседании                                                                 «Утверждаю»                                                                               

педагогического совета                                                               Заведующий МДОУ д/с №23

« ____»________2019г.                                                              _______________Т.В Чурсина

протокол № ___« »2019  г.                                                          Приказ№__  от ______2019_г

 

 

 

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по народному декоративно-прикладному искусству «Русский сувенир»

для детей 4-5 лет

Срок реализации программы: 1 год

                                                                                                                   

                                                                                                                

                                                            Разработал воспитатель    

Мельниченко Т.К.

 

 

г. Комсомольск-на-Амуре 

2019 г.

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет документ, обеспечивающий получение детьми дополнительного образования по художественной направленности. Программа разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными образовательными стандартами.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Проанализировав Рабочую программу по освоению детьми основной общеобразовательной программы – образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 112» я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.

Актуальность программы обусловлена тем, что у детей нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т. д. Возникла необходимость подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества.

Новизна и отличительная особенность программы заключается в том, что она предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России, включает в себя знакомство с символикой русского декоративного искусства и его значением.

Педагогическая целесообразность программы заключается в создании особой развивающей среды для развития творческих способностей детей в области декоративно-прикладного искусства и их эстетического воспитания. Реализация программы происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомство с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий.

На занятиях кружка дети осваивают не только тайны мастерства ремесла, но и учатся находить новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

Цели и задачи программы

Цель: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи

Обучающие:

• приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности;

• знакомить детей с народными промыслами гжельской, дымковской росписями, с русской матрешкой и дымковской игрушкой;

• учить детей рисовать элементы гжельской, дымковской росписи;

• учить детей лепить матрешку и животных дымковской игрушки из пластилина, глины;

• способствовать знакомству классической закономерности народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т. д.);

Развивающие:

• развивать умение использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы;

• развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие, эстетические чувства;

• развивать умения, технику лепки из различных материалов: пластилин, глина.

Воспитательные:

• воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;

• формировать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

• на основе освоения художественного опыта народных мастеров воспитывать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу.

Сроки реализации программы

Программа разработана для детей 4-5 лет и рассчитана на 1 учебный год. В составе учебной группы должно быть не менее 10 человек. Занятия проводятся во второй половине дня с подгруппой детей 1 раз в неделю. В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Длительность занятий составляет 20 минут. Образовательный процесс строится в соответствии с учетом возрастных особенностей и возможностей детей.

       Методы работы

- индивидуальный;

- групповой;

- наглядный.

 

       Формы работы

- игры;

- беседы, работа с наглядным материалом;

- практические упражнения для отработки необходимых навыков;

- чтение и заучивание художественной литературы;

- рассматривание альбомов по декоративно-прикладному искусству

выставки игрушек, декоративно-прикладного искусства и др.

 

     

 Формы подведения итогов реализации программы

Результативность обучения определяется качеством выполнения итоговых и диагностических заданий, участие в выставках работ, выполненных на занятиях.

        Перспективный план кружковой работы

Тема занятия Задачи Материал

Октябрь

1. Разнообразие народных промыслов

Декоративно-прикладное творчество. Познакомить детей с разнообразными народными промыслами. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства. См. Лыкова И. А. «С чего начинается Родина. Народное искусство» Иллюстративный материал, слайды

2. «Дымковская игрушка»

Рассказ об истории промысла. Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. См. Лыкова И. А. «С чего начинается Родина. Народное искусство», стр. 1 Иллюстративный материал, слайды

3. Рассматривание натуральных Дымковских игрушек. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Дымковские игрушки

4. Изучение элементов Дымковской росписи. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования. Иллюстративный материал, слайды, игрушки

Ноябрь

1. Раскрашивание в свободной деятельности «Дымковская барыня». Формировать умение создавать декоративные произведения по мотивам дымковских игрушек.

Расширять представление о дымковской игрушке. Альбом, краски, кисть, ватные палочки

2. Лепка «Дымковская лошадка.

Учить лепить дымковские изделия по образцу; развивать мелкую моторику. См. Лыкова И. А. «С чего начинается Родина. Народное искусство», стр. 26 Пластилин (глина)

3.«Рисуем узоры на юбках».

Продолжить знакомство детей с тем, как народные мастера «берут» узоры из окружающей природы и преобразуют их своей фантазией для украшения игрушек. См. Лыкова И. А. «С чего начинается Родина. Народное искусство» Заготовки, краски, кисть, ватные палочки

4. Лепка «Дымковская уточка»

Познакомить детей с процессом изготовления декоративной игрушки.

Развивать творческие способности детей.

Учить лепить дымковские изделия по образцу; развивать мелкую моторику. См. Лыкова И. А. «С чего начинается Родина. Народное искусство». Пластилин (глина)

Декабрь

1. Рисование в свободной деятельности «Рисуем орнаменты как Дымковские мастера». Закреплять знания о композиционном расположении дымковского узора в различных формах. Воспитывать аккуратность в работе. Альбом, кисть, краски, ватные палочки

2. Беседа «Как появилась гжельская роспись». Сказка про гжельские изделия.

Познакомить детей с историей гжельского промысла. См. Лыкова И. А. «С чего начинается Родина. Народное искусство».

Иллюстративный материал, слайды

3. Знакомство с красками и элементами гжельской росписи. Рассматривание тематических альбомов по теме «Гжельская роспись». Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Расширять знания об истории Гжельского промысла. См. Лыкова И. А. «С чего начинается Родина. Народное искусство».Иллюстративный материал, слайды.

4. Рассматривание игрушек «Гжельские изделия».

Учить узнавать изделия Гжельских мастеров, называть характерные отличия. Расширять знания об истории Гжельского промысла. См. Лыкова И. А. «С чего начинается Родина. Народное искусство», стр 145. Игрушки «Гжель», предметы

Январь

1. Показ слайдов «гжельские узоры». Беседа «Сходство гжели и зимы»

Закрепить знания детей о гжельском промысле. Учить находить и видеть сходство с зимними узорами на окне. Развивать воображение, фантазию.

Иллюстративный материал, слайды

2. Рисование «Рисование цветка для гжельского узора»

Формировать умение выполнять растительные элементы росписи. Закрепить знания детей о гжельском промысле; росписью. Учить подбирать цвета красок. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кистью и концом, правильно набирать краску на кисть. См. Лыкова И. А. «С чего начинается Родина. Народное искусство», стр. 160 Альбом, краски, кисть

Февраль

1. Рисование «Составление узора по мотивам гжельской росписи».

Закрепить знания детей о гжельском промысле; росписью. Учить подбирать цвета красок. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи. Развивать творческие способности детей, самостоятельность. Альбом, краски, кисть

2.«Кувшин» (пластилинография) Развивать умение работать с пластилином по образцу и собственному замыслу. Вызвать интерес к работе народных мастеров. Заготовка, пластилин

3.«Украшение кружки» (рисование)

Расширять знания детей о Гжельской росписи. Учить выделять характерные особенности Гжельского промысла. Заготовка, краски, кисть

4. «Тарелочка» (декупаж)

Продолжать знакомить детей с гжельской росписью. Познакомить детей с новой техникой выполнения поделок. Салфетка «гжель», клей, заготовка «тарелка»

Март

1. Беседа «Как появилась русская матрёшка».

Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Познакомить детей с историей рождения русской матрешки.

См. Лыкова И. А. «С чего начинается Родина. Народное искусство», стр. 97 Иллюстративный материал, слайды

2. Ознакомление с элементами росписи матрёшек.

Познакомить с внешним видом и особенностями росписи матрешки.

Иллюстративный материал, слайды

3. Рассматривание тематических альбомов по теме «Матрешки»

Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

Иллюстративный материал, слайды

4. Показ слайдов «Русские матрёшки». Рассматривание игрушек «Матрешка».

Расширять знания детей о матрешке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Иллюстративный материал, слайды. Матрешки.

Апрель

1. Рисование «Семёновская матрёшка».

Совершенствовать технику рисования кистью

Учить узнавать матрешку, называть характерные отличия. См. Лыкова И. А. «С чего начинается Родина. Народное искусство», стр. 114. Альбом, кисть, краски

2. Раскрашивание «Разные матрёшки».

Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров; учить закрашивать фигурку матрёшки, передавая особенности формы, пропорций и деталей. Воспитывать аккуратность в работе. Заготовка, кисть, краска

3.«Матрешка» (пластилинография)

 

       Закрепить навыки работы с пластилином.

Развивать умение видеть красоту изделий народного творчества.

Заготовка, пластилин

4.«Матрешка» (аппликация из ткани)

Расширять знания детей о матрешке. Учить украшать поделку декоративными элементами. Заготовки из ткани, клей.

Май

1. Расписывание дымковских уточек Закреплять умение детей расписывать узорами игрушку-силуэт по народным (дымковским) мотивам. Использовать разные элементы росписи (прямые линии, волнистые, точки, кольца, круги, овалы). Заготовка «уточка», краски, кисть, ватные палочки

2. Расписывание тарелочки гжельскими узорами Учить детей использовать ранее полученные знания и навыки о гжельской росписи. Совершенствовать умения на знакомых силуэтах составлять композицию из элементов –растительность, цветок. Воспитывать инициативу, самостоятельность, активность. Заготовка тарелочки, краски, кисть

3. Расписывание матрешки Закреплять умение детей расписывать узорами игрушку. Учить украшать поделку декоративными элементами. Заготовка матрешки, краски, кисть, в. палочки

4. Итоговое

Оформление итоговой выставки работ по декоративно-прикладному искусству. Работы детей

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

ЛЫКОВА Книги из серии «С чего начинается Родина», издательства Цветной мир

• Учебники по декоративно прикладному искусству.

• Методические пособия.

• Журналы по искусству.

• Учебно – наглядные пособия.

• Справочные пособия, энциклопедии по искусству.

• Альбомы по искусству.

• Книги о художниках и художественных музеях, по стилям ИЗО и декоративно прикладному искусству.

• Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно – прикладному искусству.

Информационно – коммуникативные средства

• Мультимедийные оборудование

• Учебное – практическое. Краски акварельные, гуашевые. Бумага А3, А4. Бумага цветная. Фломастеры. Восковые мелки. Пастель. Кисти беличьи №5, 10, 20. Кисти из щетины № 3,10, 13. Емкости для воды. Пластилин/ глина. Клей. Ножницы.

 

 

 

 

Табель учета результатов  дополнительной образовательной услуги (секции, кружка)   Месяц_____________год_________________ _____________________________________________                                                                                                                                                   (наименование секции, кружка

Ф.И.ребёнка

1

2

3

4

Сформированность навыков

  1. Бирюлина Аннна Максимовна

 

 

 

 

 

  1. Бондаренко Андрей Евгеньевич

 

 

 

 

 

  1. Бузуверов Вадимир Иванович

 

 

 

 

 

  1. Весельев Илья Петрович

 

 

 

 

 

  1. Вожегов Максим Владимирович

 

 

 

 

 

  1. Горбунова Дарья Петровна

 

 

 

 

 

  1. Крисюк Арина Леонидовна

 

 

 

 

 

  1. Губанов Глеб Григорьевич

 

 

 

 

 

  1. Ефремов Андрей Евгеньевич

 

 

 

 

 

  1. Зарецкий Семен Валерьевич

 

 

 

 

 

  1. Иванова Дарья Андреевна

 

 

 

 

 

  1. Калиночкин Глеб Артурович

 

 

 

 

 

  1. Коваленко Артём Александрович

 

 

 

 

 

  1. Коновалов Артём Сергеевич

 

 

 

 

 

  1. Корниенко София Сергеевна

 

 

 

 

 

  1. Ичева Амалия Александровна

 

 

 

 

 

  1. Логинов Данил Алексеевич

 

 

 

 

 

  1. Лысенко Алиса Александровна

 

 

 

 

 

  1. Мурзина Полина Юрьевна

 

 

 

 

 

  1. Оруп Дмитрий Александрович

 

 

 

 

 

  1. Петриенко Елизавета Артемьевна

 

 

 

 

 

  1. Пилипенко Арина Сергеевна

 

 

 

 

 

  1. Скрипов Даниэль Владимирович

 

 

 

 

 

  1. Титов Артем Дмитриевич

 

 

 

 

 

  1. Тулупова Маргарита Виталиевна

 

 

 

 

 

  1. Тян Алиана Максимовна

 

 

 

 

 

  1. Шестаков Руслан Джабирович

 

 

 

 

 

      _________________________Ф.И.О. педагога

     Условные обозначения:         Н- не присутствовал при изучении темы              

-                 высокий уровень               -низкий уровень              средний уровень             -отсутствие желания заниматься