Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6570 Саморазвитие на тему: сказка как нравственное развитие дошкольников

Опубликовано 09.06.2021
 
Федорова Ирина Алексеевна
МБДОУ «Детский сад №16» г. Дзержинск

 

Программа профессионального саморазвития

воспитателя

Федоровой Ирины Алексеевны на 2020-2021 учебный год

Тема:

«Сказка как средство нравственного воспитания детей 4-5 лет»

 


 

г. Дзержинск 2020 г.

 


 Пояснительная записка

«Сказка неотделима от красоты,

способствует развитию эстетических чувств,

без которых немыслимо благородство души,

сердечная чуткость к человеческому несчастью,

горю, страданию. Благодаря сказке

ребенок познает мир не только умом, но и сердцем»

В.А. Сухомлинский

 

 

Актуальность данной темы:

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду.

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

Цель самообразования: Повышение уровня профессионализма и мастерства, качества воспитательно-образовательного процесса в формировании нравственных качеств посредством сказки у воспитанников.

 

 

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

ü изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования сказок в формировании нравственных качеств у дошкольников

ü выявить особенности нравственного воспитания у детей 4-5 лет

ü  обеспечить развитие образовательной среды по формированию нравственных представлений через сказку в образовательном процессе

ü разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников

ü определить эффективность использования сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей

ü разработать и составить на основе полученных материалов методические рекомендации для педагогов дошкольного образовательного учреждения;

ü организовать работу с родителями по теме.

Источники самообразования: Научная и методическая литература, мероприятия по обмену опытом, курсы повышения квалификации, семинары в условиях ДОУ и на городском уровне, интернет, работа на своем мини-сайте.

Формы самообразования: Индивидуальная – через индивидуальный план; групповая-участие на педсоветах, в творческих группах через сетевое взаимодействие с педагогами посредством сети Интернет.

Этапы разработки:

  • изучить психолого-педагогическую и методическую литературу;
  • разработать программно – методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
  • исследовать эффективность работы в формировании нравственных качеств посредством сказок у дошкольников;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
  • продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

 

Ожидаемый результат самообразования:

    Рост педагогической и психологической компетентности.

    Создать предметно-развивающую среду

    Разработка и апробирование занятий, картотек, создание педагогических разработок по теме

    Выработка и проведение родительских собраний и консультаций с родителями, мини - проектов, выставок по исследуемой теме

    Развить уровень профессиональных навыков и умений, творческий потенциал

    Обобщить  опыт и распространение его среди воспитателей ДОУ

    Продвижение персональной страницы в сети Интернет, корректировка ее основных разделов, размещение на ней методических материалов

    Показателем успешной реализации  данной темы будет положительная динамика в нравственном воспитании детей посредством сказки.

Планируемые результаты самореализации:

  • Ø Ведение электронного портфолио воспитателя;
  • Ø Выступление на педагогическом совете, обмен опытом с воспитателями на своем сайте;
  • Ø Определение собственного уровня педагогического мастерства;
  • Ø Представление собственных научно-методических достижений;
  • Ø Обобщение опыта, публикация научно-методических материалов;
  • Творческое самовыражение.

 

 

Формы работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год

План работы

Мероприятия

Сроки

Предполагаемый

результат

1

Изучение научной методической литературы

От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Азбука нравственного воспитания / под ред. И. А. Каирова.

– Омск : Русь, 2009.

– 48 с.

Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, – 2009.

– № 4. – С. 181-183.

Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. -

№ 9. - С. 68-76.

Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности [Текст] / Л.М.Архангельский.

-М.: Знание, 2008. 64с.

Сентябрь 2020год.

Повышение теоретического, научно- методического уровня

2

Ознакомление с

Консультация с

Октябрь

Повышение

 

 

передовым опытом педагогов ДОУ;

изучение статей в журналах

педагогами ДОУ, изучить материал по педагогическим

наработкам в интернет источнике.

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду

 

2020 год.

компетентности, применять опыт педагогов

работавших по данной теме.

3

Пополнение предметно-развивающей среды в группе.

 

Подбор русских народных сказок для чтения по образовательной, атрибутов.

Программе.

Чтение русских народных сказок

Ноябрь 2020 год.

Наличие разнообразной по тематике художественной литературы, разных видов театра, атрибутов, декораций и костюмов к театрализованной деятельности

 

Повышение интереса детей к художественной литературе

4

Изучение

Самообразование при помощи интернет – источников.

Л.Б.Фесюкова

«Воспитание сказкой». Изд.:

«Фолио», Харьков,1997г. Э. И

Иванова: «Расскажи мне сказку». Изд.: Москва, Просвещение 2001г

Декабрь

Повышение

 

технологии

2020 год.

компетентности.

 

проектной

 

Повышение

 

деятельности

 

теоретического,

 

Изучение

 

научно-

 

научной и

 

методического

 

методической

 

уровня

 

литературы по

 

Наличие картотеки сказок.

 

теме проекта

Подготовка картотеки сказок по разным темам нравственности

 

 

 

5

Разработать проект «По дорогам сказок»

Разработка конспектов занятий, развлечений.

Составление плана по реализации проекта

Январь 2021 год.

Повышение профессионального мастерства и

компетентности.

Наличие конспектов занятий и развлечений

6

Реализация проекта.

Провести открытое занятие.

 

Работа по плану

Открытое занятие «Путешествие по сказкам»

Февраль 2021 год.

Использование

программы в работе с детьми.

Проведение открытого занятия.

7

Консультация для педагогов ДОУ

Поделиться опытом на дошкольных педагогических сайтах

Март 2021 год.

Поделиться теоретическими знаниями по данной теме с

педагогами других ДОУ

8

Оформление папок- передвижек, выставок.

Ознакомление родителей с материалами

Апрель 2021 год.

Повышение компетентности родителей

 

 

«Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

«Этот удивительный сказочный мир»

 

 

9

Анализ плана по

саморазвитию

Круглый стол «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Май

2021 год

Оценка по

саморазвитию

 

Результаты саморазвития

Целенаправленная самостоятельная работа позволила мне пополнить и конкретизировать свои знания в области формирования нравственных качеств посредством сказки у дошкольников, освоить методы организации, осуществить детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Я приобрела достаточно прочный запас знаний теоретических и профессиональных, стала увереннее и глубже анализировать свою работу.

Кроме того, я ознакомилась с новым подходом Л.В. Рыжова « Метод работы по сказкам», Л.Б.Фесюкова «Воспитание сказкой», направленным на активизацию свободной самостоятельной деятельности.

Я не только пополнила копилку своих знаний, но и овладела элементарной диагностической и исследовательской деятельностью в данном направлении. У меня развилась потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, улучшилась гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс, развился творческий потенциал.

 

Список литературы

  1. Закон «Об образовании» Российской Федерации.
  2. «ФГОС ДО» (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)
  3. От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
  4. Н. М. Метеновой «Уроки вежливости»
  5. Петрова В. И., Стульник Т. Д. «Нравственное воспитание в детском саду», М., 2006 - 2010 г.
  6. Петрова В. И., Стульник Т. Д. «Этические беседы с детьми 4-7 лет», М., 2007-2010 г.
  7. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой». Изд. Харьков, 1996г. Е. А. Ульева «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми». Изд. Москва, Вако,2014г.
  8. В. В. Малова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Изд. центр Владос,2010г
  9. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребёнка в дошкольном детстве. - М.: Мозайка-Синтез, 2010.

10.Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. - М.: Мозайка-Синтез, 2008.

11.Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго… Пособие для чтения и рассказывания детям 4 -- 6 лет (с метод, рекомендациями) - М.: Просвещение, 2001.

12.Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром. - М.: Просвещение, 1999.

13.Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2007. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. М.: Просвещение, 1999.

14.Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с художественной литературой . - М.: Г Ц Сфера, 2010.

15.Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Детский мир и хрестоматия. / К. Д. Ушинский. - СПб.: ТИТ Комета , 1994.

 

 

Интернет –ресурсы:

- Материалы из социальных сетей педагогов дошкольного образования.

http://smonews.ru/social-network-preschool-education Международный русскоязычный социальный образовательный Интернет-проект «Социальная сеть работников дошкольного образования»

http://www.ivalex.vistcom.ru/zanatia.htm Сайт работников дошкольного образования «Мой детский сад»

http://vospitatel.com.ua/ Сайт для педагогов дошкольного образования «Воспитатель»

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2211&tmpl=com Сеть творческих учителей (Дошкольное воспитание и образование)