Программа профессионального саморазвития
воспитателя
Федоровой Ирины Алексеевны на 2020-2021 учебный год
Тема:
«Сказка как средство нравственного воспитания детей 4-5 лет»
г. Дзержинск 2020 г.
Пояснительная записка
«Сказка неотделима от красоты,
способствует развитию эстетических чувств,
без которых немыслимо благородство души,
сердечная чуткость к человеческому несчастью,
горю, страданию. Благодаря сказке
ребенок познает мир не только умом, но и сердцем»
В.А. Сухомлинский
Актуальность данной темы:
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.
Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
Цель самообразования: Повышение уровня профессионализма и мастерства, качества воспитательно-образовательного процесса в формировании нравственных качеств посредством сказки у воспитанников.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
ü изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования сказок в формировании нравственных качеств у дошкольников
ü выявить особенности нравственного воспитания у детей 4-5 лет
ü обеспечить развитие образовательной среды по формированию нравственных представлений через сказку в образовательном процессе
ü разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников
ü определить эффективность использования сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей
ü разработать и составить на основе полученных материалов методические рекомендации для педагогов дошкольного образовательного учреждения;
ü организовать работу с родителями по теме.
Источники самообразования: Научная и методическая литература, мероприятия по обмену опытом, курсы повышения квалификации, семинары в условиях ДОУ и на городском уровне, интернет, работа на своем мини-сайте.
Формы самообразования: Индивидуальная – через индивидуальный план; групповая-участие на педсоветах, в творческих группах через сетевое взаимодействие с педагогами посредством сети Интернет.
Этапы разработки:
- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу;
- разработать программно – методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
- исследовать эффективность работы в формировании нравственных качеств посредством сказок у дошкольников;
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
- продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
- планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Ожидаемый результат самообразования:
Рост педагогической и психологической компетентности.
Создать предметно-развивающую среду
Разработка и апробирование занятий, картотек, создание педагогических разработок по теме
Выработка и проведение родительских собраний и консультаций с родителями, мини - проектов, выставок по исследуемой теме
Развить уровень профессиональных навыков и умений, творческий потенциал
Обобщить опыт и распространение его среди воспитателей ДОУ
Продвижение персональной страницы в сети Интернет, корректировка ее основных разделов, размещение на ней методических материалов
Показателем успешной реализации данной темы будет положительная динамика в нравственном воспитании детей посредством сказки.
Планируемые результаты самореализации:
- Ø Ведение электронного портфолио воспитателя;
- Ø Выступление на педагогическом совете, обмен опытом с воспитателями на своем сайте;
- Ø Определение собственного уровня педагогического мастерства;
- Ø Представление собственных научно-методических достижений;
- Ø Обобщение опыта, публикация научно-методических материалов;
- Творческое самовыражение.
Формы работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год
№ |
План работы |
Мероприятия |
Сроки |
Предполагаемый результат |
1 |
Изучение научной методической литературы |
От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Азбука нравственного воспитания / под ред. И. А. Каирова. – Омск : Русь, 2009. – 48 с. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, – 2009. – № 4. – С. 181-183. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-76. Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности [Текст] / Л.М.Архангельский. -М.: Знание, 2008. 64с. |
Сентябрь 2020год. |
Повышение теоретического, научно- методического уровня |
2 |
Ознакомление с |
Консультация с |
Октябрь |
Повышение |
|
передовым опытом педагогов ДОУ; изучение статей в журналах |
педагогами ДОУ, изучить материал по педагогическим наработкам в интернет источнике. «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду
|
2020 год. |
компетентности, применять опыт педагогов работавших по данной теме. |
3 |
Пополнение предметно-развивающей среды в группе.
|
Подбор русских народных сказок для чтения по образовательной, атрибутов. Программе. Чтение русских народных сказок |
Ноябрь 2020 год. |
Наличие разнообразной по тематике художественной литературы, разных видов театра, атрибутов, декораций и костюмов к театрализованной деятельности
Повышение интереса детей к художественной литературе |
4 |
Изучение |
Самообразование при помощи интернет – источников. Л.Б.Фесюкова «Воспитание сказкой». Изд.: «Фолио», Харьков,1997г. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Изд.: Москва, Просвещение 2001г |
Декабрь |
Повышение |
|
технологии |
2020 год. |
компетентности. |
|
|
проектной |
|
Повышение |
|
|
деятельности |
|
теоретического, |
|
|
Изучение |
|
научно- |
|
|
научной и |
|
методического |
|
|
методической |
|
уровня |
|
|
литературы по |
|
Наличие картотеки сказок. |
|
|
теме проекта Подготовка картотеки сказок по разным темам нравственности
|
|
|
|
5 |
Разработать проект «По дорогам сказок» Разработка конспектов занятий, развлечений. |
Составление плана по реализации проекта |
Январь 2021 год. |
Повышение профессионального мастерства и компетентности. Наличие конспектов занятий и развлечений |
6 |
Реализация проекта. Провести открытое занятие.
|
Работа по плану Открытое занятие «Путешествие по сказкам» |
Февраль 2021 год. |
Использование программы в работе с детьми. Проведение открытого занятия. |
7 |
Консультация для педагогов ДОУ |
Поделиться опытом на дошкольных педагогических сайтах |
Март 2021 год. |
Поделиться теоретическими знаниями по данной теме с педагогами других ДОУ |
8 |
Оформление папок- передвижек, выставок. |
Ознакомление родителей с материалами |
Апрель 2021 год. |
Повышение компетентности родителей |
|
|
«Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста» «Этот удивительный сказочный мир» |
|
|
9 |
Анализ плана по саморазвитию |
Круглый стол «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка» |
Май 2021 год |
Оценка по саморазвитию |
Результаты саморазвития
Целенаправленная самостоятельная работа позволила мне пополнить и конкретизировать свои знания в области формирования нравственных качеств посредством сказки у дошкольников, освоить методы организации, осуществить детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Я приобрела достаточно прочный запас знаний теоретических и профессиональных, стала увереннее и глубже анализировать свою работу.
Кроме того, я ознакомилась с новым подходом Л.В. Рыжова « Метод работы по сказкам», Л.Б.Фесюкова «Воспитание сказкой», направленным на активизацию свободной самостоятельной деятельности.
Я не только пополнила копилку своих знаний, но и овладела элементарной диагностической и исследовательской деятельностью в данном направлении. У меня развилась потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, улучшилась гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс, развился творческий потенциал.
Список литературы
- Закон «Об образовании» Российской Федерации.
- «ФГОС ДО» (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)
- От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
- Н. М. Метеновой «Уроки вежливости»
- Петрова В. И., Стульник Т. Д. «Нравственное воспитание в детском саду», М., 2006 - 2010 г.
- Петрова В. И., Стульник Т. Д. «Этические беседы с детьми 4-7 лет», М., 2007-2010 г.
- Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой». Изд. Харьков, 1996г. Е. А. Ульева «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми». Изд. Москва, Вако,2014г.
- В. В. Малова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Изд. центр Владос,2010г
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребёнка в дошкольном детстве. - М.: Мозайка-Синтез, 2010.
10.Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. - М.: Мозайка-Синтез, 2008.
11.Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго… Пособие для чтения и рассказывания детям 4 -- 6 лет (с метод, рекомендациями) - М.: Просвещение, 2001.
12.Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром. - М.: Просвещение, 1999.
13.Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2007. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. М.: Просвещение, 1999.
14.Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с художественной литературой . - М.: Г Ц Сфера, 2010.
15.Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Детский мир и хрестоматия. / К. Д. Ушинский. - СПб.: ТИТ Комета , 1994.
Интернет –ресурсы:
- Материалы из социальных сетей педагогов дошкольного образования.
http://smonews.ru/social-network-preschool-education Международный русскоязычный социальный образовательный Интернет-проект «Социальная сеть работников дошкольного образования»
http://www.ivalex.vistcom.ru/zanatia.htm Сайт работников дошкольного образования «Мой детский сад»
http://vospitatel.com.ua/ Сайт для педагогов дошкольного образования «Воспитатель»
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2211&tmpl=com Сеть творческих учителей (Дошкольное воспитание и образование)