Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6577 Лэпбук - средство развития познавательной активности у детей с задержкой психического развития

Опубликовано 13.06.2021

 

МБДОУ «Детский сад №4 «Светлячок» комбинированного вида» Владимирская область г. Кольчугино

ИВАНОВА ЛАДА АЛЕКСАНДРОВНА

воспитатель высшей квалификационной категории

 

ЛЭПБУК – средство развития познавательной активности у детей с задержкой психического развития

СКАЧАТЬ (с фото)

 

       Проблема формирования познавательной активности детей с задержкой психического развития дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Задержка психичeского развития – это такое нарушeние нормального темпа психического развития, при котором рeбёнок, достигший школьного возраста, продолжаeт оставаться в кругу дошкольных игровых интeресов. Понятиe «задeржка» подчeркивает врeменной (нeсоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом прeодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития дeтей данной категории. Нeдостаточная сформированность познаватeльных процeссов зачастую являeтся главной причиной трудностeй, возникающих у дeтей с ЗПР при обучeнии в школe. У таких детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. При ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития ребенка приходятся на недостаточность познавательных процессов. Также при ЗПР у детей выявляются нарушения всех сторон речевой деятельности: большинство детей страдают дефектами звукопроизношения, имеют ограниченный словарный запас, слабо владеют грамматическими обобщениями.

Отставание особенно заметно в мыслительной деятельности детей с ЗПР. Они испытывают трудности в формировании образных представлений, у них не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления. Недостатки мышления у детей с ЗПР проявляются в низкой способности к обобщению материала, слабости регулирующей функции мышления, сниженной умственной работоспособности. Для их деятельности характерны низкий уровень самоконтроля, отсутствие целенаправленных продуктивных действий, нарушение планирования и программирования деятельности, ярко выраженные трудности в вербализации действий. Поэтому основная цель коррекционной работы с детьми ЗПР - это создать ребёнку условия для возможности осуществления содержательной деятельности его всестороннего и своевременного психического развития. Когда ребенок с задержкой психического развития сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с такими детьми следует отдавать практическим (наглядным) методам обучения. К одним из методов такого обучения относится ЛЭПБУК.

Основные его принципы:

Транслируемость -  Лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность – использование папки в различных видах детской активности, возможность использования в работе как со всей группой, так с подгруппой детей и в индивидуальной работе с детьми.

Вариативность – периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей.

Доступность -  обеспечивает доступность для всех детей, возможность его использования в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность, в том числе и на участке ДОУ.

Насыщенность – соответствует содержанию образовательной программы, возрастным особенностям детей, т.е. в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал.

Создание лэпбука решает ряд задач современного образования. Он является разновидностью метода проекта и содержит все его этапы:

- целеполагание (выбор темы),

- разработка (составление плана),

- выполнение (практическая часть),

- подведение итогов (презентация).

При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их в процессе собственной познавательно-исследовательской деятельности. Интерактивная папка (лэпбук) имеет большой коррекционный потенциал. Игровой метод, активно используемый в коррекционно-развивающей работе с детьми, предусматривает широкое применение различных компонентов игровой деятельности.

         У детей развиваются универсальные умения: договариваться со сверстниками; искать нужную информацию и обобщать её; самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы; принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения, используя устную речь; выражать свои мысли и желания.  Для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья очень важно всесторонне развиваться и лэпбук должен быть направлен на развитие каких-либо умений и навыков, коррекцию имеющихся нарушений, наглядно-действенный показ.

          Воспитатель включается в деятельность наравне с детьми, которые присоединяются к деятельности добровольно (без психического и дисциплинарного принуждения). Во время деятельности дети могут свободно общаться и перемещаться, занимать любое удобное для работы положение. Интерактивная папка эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству, они могут обеспечить поддержку:

- организационную (экскурсии, походы)

- техническую (фото, видео)

- информационную (сбор информации)

- мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе)

описание содержания (наполнения) ЛЭПБУКА:

ЛЭПБУК предназначен для работы с детьми от 5 до 7 лет, наполняемость его зависит от возрастной категории детей на данный момент в группе.

Наружная сторона представленного лэпбука   оформлена фрагментами из произведений А. Барто (формат выбран 30/45). Знакомство с детской поэтессой начнётся с самых знаменитых ее стихотворений. Можно подготовить несколько книг, с большими яркими иллюстрациями. Также лицевую сторону можно использовать, как ширму для небольших театральных представлений по произведениям поэтессы.

Внутренняя (развёрнутая) сторона оснащена цветными кармашками, которые мы можем заполнить различной информацией с учётом возраста и интереса детей.

Пример представленного лэпбука:

 

Левая сторона:

  1-ый кармашек – раскраски по стихам Барто (возможен разный формат), трафареты для рисования.

  2-ой кармашек – дидактические игры: «Доскажи словечко…», «Собери картинку», «Кому что нужно» и т. д.

 

 

центральная часть:

 1-ый кармашек – «Моё любимое стихотворение» (подборка стихов по возрасту).  

 2,3,4-ый кармашки (маленькие) – игры: «Собери картинку».

 

 

Правая сторона:

 

  1-ый кармашек – «Читаем сами» книги А. Барто

  2-ой кармашек – «Развиваем руку» (графические задания, для самостоятельной деятельности детей)

 

Вставка из прозрачных файлов:

Различные дидактические задания и игры по разным направлениям: математика, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, развитие мелкой моторики рук, творчество, но связанные общей темой: «Знакомство с Агнией Барто».

 

 

Дополнительная вставка (мешочек или кармашек): театр на палочках (герои из произведений детской поэтессы Агнии Львовны Барто).

 

Таким образом, Лэпбук для педагога имеет огромное значение. Он способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования.

 Для ребенка это помощник в понимании и запоминании информации по теме, приобретении навыков самостоятельного сбора и организации этой информации, а также повторению и закреплению пройденного материала. Внутреннее наполнение лэпбука можно менять и обновлять. Преимуществом методического пособия является возможность приобщать детей к активной совместной и самостоятельной деятельности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, эстетичностью, безопасностью, доступностью и удобством размещения материалов. Эффективно использовать лэпбук можно для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной и для самостоятельной работы. Следовательно, мы видим, что метод лэпбука актуален и очень эффективен. Лэпбук развивает познавательные способности, а также коммуникативные навыки.

 

Лэпбук - это интересно!