Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6590 «Развитие у детей предпосылок естественно-научной грамотности»

Опубликовано 20.06.2021

 

Пермякова Ирина Степановна

БДОУ г.Омска «Детский сад № 349 общеразвивающего вида»

Воспитатель

«Развитие у детей предпосылок естественно-научной грамотности»

 

Развитие у детей предпосылок естественно-научной грамотности

Естественно-научная грамотность — это компонент функциональной грамотности, который подразумевает способность ребенка занять компетентную общественную позицию по вопросам, связанным с естественными науками, интерес к естественно-научным фактам и идеям. Такая грамотность позволяет человеку принимать решения на основе научных фактов, понимать влияние естественных процессов, науки и технологий на мир, экономику, культуру. Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т.к. они закладывают у дошкольников основу миропонимания.С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.В младшем дошкольном возрасте идет познания мира в целом. В среднем и старшем дошкольном возрасте начинается исследовательская деятельность. В подготовительном возрасте уже более углубленное исследовательская деятельность где выводы делает сам ребенок.Есть приемы, которые помогут начать обучение естественно-научной грамотности.

-Речевая разминка«— Спросите у меня о чём-нибудь… — говорит воспитатель ребятам.— О чем? — удивляются дети . — Можете узнать, какое у меня настроение. — А какое у вас настроение? — Плохое…Дети обязательно спросят, кто виноват, что делать, чем можно помочь и когда плохое настроение пройдет.

-ЗАНЯТИЕ В ФОРМЕ БЕСЕДЫ Беседы не только учат формулировать идеи ,но и наталкиваться на размышления.Заданная заранее тема (например, с помощью демонстрации фильма или видео) сделает диалог живее. Впрочем, темы могут быть и спонтанные: например, «О подготовке к зиме птиц и зверей». Обсудить здоровье можно, анализируя вместе с учениками с научной точки зрения поговорки о еде: «Все хорошо в меру», «Когда я ем, я глух и нем» и другие. Обсуждения формируют такие компетенции, как способность научно объяснять явления, использовать научные доказательства для получения выводов.

-Играйте 

Для формирования естественно-научной грамотности игры на уроке окружающего мира — это прекрасный инструмент. Можно, например, сыграть в шарады «В мире животных» или устроить викторину «Угадай растение по его листу».

- Проводите познавательные уроки на природе

Занятие на улице — это самое логичное, что можно сделать для формирования естественно-научной грамотности школьника.