Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям народной культуры народов России (музыкальным, игровым, художественным)»
Организаторы проекта: Загорская Ю.Н., музыкальный руководитель, Севастьянова М. Н., Сулима Г. К., воспитатели.
Участники проекта: СанжиловаН. Б., Смирнова О. Л.,Шувалова Е. В., воспитатели.
Целевая аудитория: обучающиеся групп старшего дошкольного возраста, родители, педагоги (музыкальный руководитель, воспитатели).
Тип проекта: Познавательно - творческий проект.
Срок реализации проекта: сентябрь 2020 – июнь 2021 г.
На сегодняшний день из дошкольного образования уходят ценностные установки и глубинные смыслы воспитания детей на народной основе. Это ведет к забыванию народных культурных традиций взрослыми – педагогами и родителями, и сказывается на детях, которые не имеют возможности погрузиться в мир народной песни, игры, слова.
О значимости воспитания детей дошкольного возраста на народной основе писали такие учёные, как: Василий Васильевич Зеньковский, Владимир Сергеевич Соловьев, Константин Дмитриевич Ушинский, исследователи: Геннадий Никандрович Волков, Мария Александровна Некрасова.
Большой педагогический потенциал заключен в традиционной народной культуре. Ценностное содержание традиции, заложено в ее средствах, формах, способах бытия. Наша задача раскодировать глубинные смыслы народной культуры, дать детям качественное образование в интересах устойчивого развития, независимо от социальных условий. Таким образом мы поможем детям справляться с разными вызовами времени, повысим их устойчивость и жизнеспособность.
Идея проекта актуальна, так как в детстве закладываются основные представления об истории страны, ее культуре и традициях, нравственных ценностях и ориентирах, базовые знания морально-этических норм, семейных отношений.
В мире, где все больше место занимают виртуальное общение, а не живое, детский сад может предложить детям живое, реальное, в духовном плане незаменимое никакими возможностями гаджетов, общение.
У нас, педагогов и родителей, появилась уникальная возможность в проектной деятельности познакомить детей с разными традициями культуры народов России. Проект реализовывался в трёх группах комбинированной и компенсирующей направленности. Он стал удобной формой образовательной деятельности. В процессе проектной деятельности мы создавали ситуации событийности для возникновения культурных практик, таких как народные игры с пением, игра на народных музыкальных инструментах по детским партитурам.
Проект нацелен на создание организационных и психолого-педагогических условий для приобщения обучающихся к музыкальной и игровой культуре народов России.
Задачи:
Образовательные:
• расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в музыкальную культуру народов России;
• формировать певческие, игровые, танцевальные, коммуникативные навыки;
• содействовать гармонизации отношений между взрослыми и детьми в изучении интереснейших страниц в истории сказочной культуры народов России;
Развивающие:
• развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности в процессе совместной музыкальной, игровой деятельности;
• развивать умения детей передавать своё чувствование художественных образов игр, песен, танцев в выразительной речи, пении, пластике, мимике, эмоции;
Воспитательные:
• создавать условия для активного творчества детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом праздника;
• совершенствовать умения согласовывать свои действия с партнерами по пению, пляске, народной игре с пением, в процессе музицирования по детской партитуре;
• приобщая детей к традициям народной культуры, помогать усвоению нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, трудолюбие – лень и правил доброй жизни.
Реализация проекта:
Первый этап подготовительный: сентябрь 2020 г. (поиск литературы, составление плана мероприятий по реализации проекта) Опрос родителей по теме проекта показал 100% заинтересованность и готовность участвовать. Опрос проводился в социальной группе Инстаграмм.
Второй этап организационный: октябрь 2020 – май 2021 г. В это время были запланированы и проведены совместные мероприятия и культурно-педагогические практики.
№ |
мероприятие |
время |
формы работы |
виды совместной деятельности |
продукт |
1. |
«Колыбельная, голос мой» |
ноябрь 2020 |
Чтение карельской народной сказки: «Красавица Насто», «Девять золотых сыновей», «Голубая важенка»; татарской сказки «Три сестры»; Н. Носов «Заплатки»; В. Драгунский «Он живой и светится». Знакомство с малыми формами фольклора: поговорками «При солнышке тепло, при матери добро» |
Музыкальная деятельность (речевые интонационные игры, ритмическая декламация пословиц, пение колыбельных песен «У кота ли у кота», «Котя, котенька-коток», «Баю-бай, баю-бай». |
Картотека игр, сценарий встречи, детские творческие работы; сказка о маме и Алисе. |
2. |
«Российские игры Дедов Морозов» |
декабрь 2020 |
Чтение В. Одоевский «Мороз Иванович», русской народной сказки «Морозко» Просмотр видео: «История Деда Мороза»
|
Музыкальная деятельность (речевые интонационные игры, ритмическая декламация пословиц, пение песен «Белый снег белёшенький», «Маленькой ёлочке», «В лесу родилась ёлочка», «В просторном светлом зале» Штерн; исполнение танцев: под карельскую народную мелодию «Звёзды водят хоровод», под татарскую народную мелодию «Танец ёлочек», «Карело-финская полька». |
Пополнение картотеки народными играми с пением; сценарий праздника; сказка детей и педагогов «Про трёх Дедов Морозов»; родители сшили костюмы: татарские, атрибуты к карельским. |
3. |
«Развесёлые колядки» |
январь 2021 |
Чтение истории о рождении Христа.
|
Исценировка песни «Рождество Христово» с использованием люльки, которую смастерил папа воспитанницы. |
Пополнение картотеки народными играми с пением, сценарий. |
4. |
«Российская ярмарка хороша» |
март 2021 |
|
Музыкальная деятельность: |
Пополнение картотеки народными играми с пением, сценарий праздника. |
5. |
«Ах, масленица-сметанница» |
март 2021 |
Чтение Рисование
|
Музыкальная деятельность: пение закличек «Середа да пятница», «Ах, масленица-сметанница», «Масленица кривошейка». Игровая деятельность: «Заря», «Дударь», «Селезень и утка», «Заинька», «Гори, гори ясно» забавы «Петушиные бои». Пляски и хороводы «Идёт матушка весна», карельские и татарские пляски. |
Пополнение картотеки народными играми с пением, сценарий досуга. |
7. |
«Играй и пой, моя Россия» |
июнь 2021 |
Чтение Рисование |
Музыкальная деятельность: пение «Белый, синий, красный» Смирновой, «Город Санкт-Петербург», «Бай, качи» р.н.прибаутка в аранжировке. Игровая деятельность: игры трёх народов русских, татар, карел. |
Пополнение картотеки народными играми с пением, сценарий совместной деятельности |
Третий этап заключительный: июнь 2021 г. (систематизация и описание опыта реализации проекта, продукт, результат, диссеминация опыта).
В познавательных беседах, в процессе просмотра презентаций, в ходе ООД, досуговой, совместной деятельности дети познакомились с музыкальными, певческими, игровыми, художественными традициями народов России и сами приняли участие в творческом процессе пения, игры, пляски, музицирования по детской интерактивной партитуре. .
У детей появилась живая потребность присвоить культурные практики народной игры с пением, музицирования по детской партитуре, пении народных песен и использовать их в самостоятельной деятельности. В процессе реализации проекта значительно активизировалась речь детей в певческой и игровой деятельности. В ходе проектной деятельности были созданы благоприятные условия для творческого развития каждого ребёнка.
Активное участие родителей, педагогов (музыкального руководителя, воспитателей, учителя – логопеда в совместной с детьми познавательно – творческой деятельности) способствовало эффективной реализации проекта.
В результате совместной музыкальной деятельности воспитателей, музыкального руководителя, родителей у детей активно формировались певческие, танцевальные, исполнительские, речевые, коммуникативные навыки, активизировался творческий и познавательный интерес по теме традиционная культура народов России.
Список литературы
1. Ветлугина Н. А. Методика музыкального обучения в детском саду. Просвещение, 1976.
2. Даль В. И. «Старик-годовик» сборник сказок, М., 2013 г.
3. Лаврентьева Л. С., Смирнов Ю. И. Русский народ. Культура. Обычаи. Обряды. СПб «Паритет», 2011
4. Лихачёв Д. С. Письма о добром и прекрасном / сост., общ. ред. Г. А. Дубровской. - М.: Дет. лит., 1985. https://www.lihachev.ru/pic/site/files/fulltext/pis_o_dob_i_prek.pdf
5. Максимова О. М. Методические рекомендации к обучающим семинарам.
6. Некрасова, Мария Александровна. Народное искусство как часть культуры: теория и практика / М. А. Некрасова. – М.: Изобразительное искусство, 1983. – 343с.: ил. кроме с. 180-197
https://www.booksite.ru/fulltext/nekra/sova/narod/1.htm
7. Пономарёва Н. И. Идея сердца. Сборник статей. – СПб.: Школа Народного Искусства императрицы Александры Федоровны. – 2012.-224 с., 2012 г.
8. Рытов Д. А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. М, 2001
9. Русские народные инструменты. Учебное пособие для студентов. СПбГИК, 2015
10. Рытов Д. А. Русская ложка. Музыкально-игровая энциклопедия. СПб, «Композитор», 2011
11. Ерёмина Н. В. Реализация педагогического потенциала традиционной народной культуры субъектами образования в современном мегаполисе http://ippdrao.ru/wp-content/uploads/2169-avtoreferat-ereminoj-natalii-vladimirovny.pdf
12. Якубовская Е. И., Ерёмина Н. В., Емельянова Г. В. Традиционные народные праздники в общеобразовательных учреждениях. Методическое пособие. СПб., Литография, 2015
13. Якубовская Е. И., Ерёмина Н. В., Иванищенко Л. Н. Развивающие игры. Сказки, забавы для дошкольников. Методическое пособие. СПб., 2015