Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6595 «Развитие речи дошкольника через различные виды музыкальной деятельности»

Опубликовано 23.06.2021

МБОУ Урожаненское СОШ

Октябрьская 2

Структурное подразделение детский сад № 7 «Колосок»

 

                  

 

План- конспект

По образовательной области музыкальное развитие.

Тема: «Развитие речи дошкольника через различные виды музыкальной деятельности»

 

 

 

                                                        разработал  музыкальный руководитель:

                                                             Михайлова Наталья Владимировна

 

                                                                      С. Урожайное, 2021

 

 

Цель: активизировать речь детей через разные виды музыкальной деятельности. Формирование интереса к миру звуков, развитие музыкальных  и творческих способностей, в том числе слухового внимания, звуковысотного, динамического и ритмического слуха,создание условий для музыкально-творческой работы.

 задачи:                                                                                            

Обучающие:  - продолжать знакомить детей с различными видами оркестров (шумовой);                                                                                                                                - учить исполнять музыкальные произведения в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, ритм, своевременно вступать и заканчивать музицирование; - закреплять умение детей чисто интонировать мелодию на одном звуке.

- дать возможность каждому ребенку свободно импровизировать на шумовых    инструментах;

 

Развивающие:   - развивать музыкальные способности детей, через объединение различных: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных ощущений в процессе музицирования;                                                                                                                           - совершенствовать у детей чувство ритма в игре на шумовых  инструментах.

-развивать творческое воображение и слуховую фантазию.

 

Воспитательные:

- воспитывать у детей основы музыкально-эмоциональной культуры

 (т.е. накопление ребенком положительного эмоционального опыта посредством общения с музыкой);

-воспитывать доверительные отношения друг к другу, чувства единства,

сплоченности, принадлежности к группе (умение работать в группе).

 

Дидактический материал:

Демонстрационный   -  слайдовая и мультимедийная презентация

Детские  шумовые инструменты:  маракасы,  музыкальные кубики, бубен, камушки, колокольчики, треугольник.

Дирижерскаяпалочка.

 

 

 

 

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их и вспомним,  какие знаки приветствия мы знаем, но я предлагаю их не просто проговорить, а пропеть.

Дети по одному (по желанию) пропевают фразы: «Здравствуйте», «Добро пожаловать», «Приятно Вас видеть», «Рады видеть Вас», «Привет» и.т.д.

Упражнение -приветствие «Мы начнем»

1.Муз.рук: (стоя на месте)

Рада видеть вас, друзья,

На занятии у себя.

Добрый день!

Дети:

Добрый день!

Заниматься нам не лень.

Проигрыш: пружинка 

2.Муз.рук: (стоя на месте)

Мы по кругу все пойдем,

Заниматься мы начнем.

Мы начнем?

Дети:

Мы начнем

И по кругу все пойдем.

Проигрыш: идем  хороводом, держась за руки.

3.Муз.рук:

Вы готовы начинать:

Песни петь и танцевать?

Так начнем?

Дети:

Да, начнем!

И покружимся вдвоем.

Проигрыш: Кружатся парами.

Муз. рук: я думаю, что мы с вами зарядились прекрасным настроением и предлагаю зажечь фонарики настроения.

«Зажги свой фонарик!»   

(Дети встают в круг и, соприкасаясь ладошками, по очереди «зажигают» фонарики и называют цвет своего фонарика.)

Я вижу, что вы все в хорошем настроении и готовы польку танцевать.

 Коммуникативная игра «Круговая пляска»

 

 

Муз. рук: Давайте сейчас посидим в тишине

(дети присаживаются на ковер)

Давайте сейчас посидим в тишине

Так тихо, как – будто бы это во сне.

Послушаем все, как звучит тишина,

Скажите нам, что она не слышна. (дети слушают тишину)

 

Кто, что услышал? (ответы детей)

А я слышу ветер тихонько поет,

Березка вздыхает из сада…

Музыка всюду живет-,

 Только прислушаться надо.

Давайте продолжим  знакомимся с стихотворением и озвучим его.

 Фонопедическое  упражнение «Ранним утром»

 

Ранним утром на рассвете – Шух, шух, шух! – по коленям

То ли аист, то ли ветер – Шух, шух, шух! –  

 

Пролетел среди берез, – Ууууууу! – по груди

 Новость новую принес. – Ууууууу! –  

 

 И по лесу тут же слухи – Шшшшш!  

 Полетели точно мухи. – Ззззззз! –   к губам  пальцами

 

 Покатился лесом гул, – Гуууу!  

 То спросонок лес вздохнул. – Гуууу! –  топают

 

 И посыпалась роса, – Кап-кап-кап-кап! –  щелчки пальцами

Зазвучали голоса – А-а-а-а-а-а-!

(стихотворение со звукоподражанием озвучивается музыкальными инструментами. )

Муз. рук: Молодцы!

Мир без звука был бы грустным, серым, скучным и невкусным.

(сыграть звук на баяне)

Что вы слышите сейчас? (музыкальный звук)

Почему он музыкальный? (его можно сыграть и спеть)

Бывает, мелодия вверх летит,

Бывает, вниз спешит.

Бывает, через звуки скачет,

Бывает, на месте скачет.

Послушайте, что происходит с мелодией? какая она по характеру?

Музыкально-дидактическая игра «Лесенка»

Я шагаю вверх, я шагаю вниз      

По ступенькам я скачу и на месте топочу.

 

 

Слушание «Голодная кошка и сытый кот»( угадывают название произведения)

  Музыкальный руководитель:  наше пальчиковое упражнение  ( Дружат в нашей группе)

 Ритмическая игра «Ромашковые ритмы» с использованием ИКТ

Видио-( игра на муз. инструментах)

Муз. Рук: Прежде, чем приступить к пению, разогреем голосовой аппарат

1. Язычок.

2.Лошадка медленно поднимается в гору

(цоканье языком- четвертные длительности)

 Спускается с горы

(цоканье языком- восьмые длительности)

3.Упражнение на дыхание «Змея»

А теперь перейдем к распевкам.

В распевках наших мы тренируем какие голосочки? (высокие и средние).

А низкие не будем? (нет)

Дети поют:

Перед пением друзья, разогреем голоса. (показывают двумя руками на горло)

Высоко мы будем петь (поднять обе руки вверх)

Среднем тоже бы суметь (руки на середине)

Но, а низким петь не будем и о низком позабудем (грозят пальчиком)

Муз.рук: Петь красиво начинаем и к распевками  приступаем.

Давайте вспомним распевку про медвежонка и пчелку.

 Распевка «Чики-чикалочки»

Вот теперь вы готовы исполнить вашу любимую песенку

« Наступила осень»     

 Муз рук: Раз, два,три,четыре,пять продолжаем мы играть.

На ковер всех приглашаю, будем ритмы сочинять.

Игра по методике К. Орфа«Фрукты»  

1часть – простукивают ритм    хлопая т у-ти, фру-ти

                простукивают ритм  шлепая по коленям ти-ти-Та, ти-ти-Та

2 часть -Дети называют фрукты и одновременно прохлопывают ритмический рисунок ( играют ритм на шумовых фруктах )

  Муз. Рук: а теперь вас ждет сюрприз, посмотрите какая замечательная необычная коробочка у меня в руках, хотите узнать, что в ней находится

Давайте поиграем в игру «Данетка»  (дети  задают вопросы продуктивно-поискового типа)

Муз. Рук: молодцы ребята, быстро справились с заданием.                          Муз. Рук: но, а теперь, мы с вами превратимся в музыкантов необычного

 

 

оркестра. Посмотрите на стол и выберите те предметы, которые могут издавать звуки. (камушки, орешки, кубики).Подвести к понятию «шумовой оркестр» Как же будет называться наш оркестр?  (дети придумывают название)Импровизируем. Необычный оркестр( выбираем дирижера, даем дирижерскую палочку)  «Озорная полька», муз. Н.Вересокиной

 

Муз. Рук: дружно в пары соберёмся и друг другу улыбнемся, начинаю я считать, ведь пришла пора нам потанцевать пляска «Приглашение»

Наше занятие подошло к концу. Вы пришли сегодня с хорошим настроением в музыкальный зал. Надеюсь, что ваше настроение не изменилось и сейчас. Пусть оно сопровождает вас целый день! До свидания!( прощаясь дети проговаривают свои любимые слова( до свидания ,до скорой встречи, всего доброго и т.д.)

 

 


 

 

 

Самоанализ открытого занятия в старшей группе «Радуга»

 

 Тема«Развитие речи дошкольника через различные виды музыкальной деятельности детей»

Цель:активизировать речь детей через разные виды музыкальной деятельности. Формирование интереса к миру звуков, развитие музыкальных  и творческих способностей, в том числе слухового внимания, звуковысотного, динамического и ритмического слуха,создание условий для музыкально-творческой работы.

 задачи:                                                                                            

Обучающие:  - продолжать знакомить детей с различными видами оркестров (шумовой);                                                                                                                                - учить исполнять музыкальные произведения в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, ритм, своевременно вступать и заканчивать музицирование; - закреплять умение детей чисто интонировать мелодию на одном звуке.

- дать возможность каждому ребенку свободно импровизировать на шумовых    инструментах;

 

Развивающие:   - развивать музыкальные способности детей, через объединение различных: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных ощущений в процессе музицирования;                                                                                                                           - совершенствовать у детей чувство ритма в игре на шумовых  инструментах.

-развивать творческое воображение и слуховую фантазию.

 

Воспитательные:

- воспитывать у детей основы музыкально-эмоциональной культуры

 (т.е. накопление ребенком положительного эмоционального опыта посредством общения с музыкой);

-воспитывать доверительные отношения друг к другу, чувства единства,

сплоченности, принадлежности к группе (умение работать в группе).

 

Данное занятие было построено на единой тематической линии , поэтому по  типу     его оно  тематическое. По структуре – традиционное . Развитие речи  детей прошло через всё занятие, через все основные виды музыкальной  деятельности: музыкально- ритмические движения, развитие чувства ритма, пальчиковая гимнастика слушание , пение, игре на музыкальных инструментах, игры и пляски. Для проведения данного занятия были созданы комфортные условия для каждого из детей: организация пространства с учётом размещения и перемещения, наличие раздаточного материала для каждого ребенка: музыкальные шумовые инструменты, игрушки , соответсвующий материал для проведения занятия :  демонстрационный   -  слайдовая и мультимедийная презентация

 

 

 

Детские  шумовые инструменты:  маракасы,  музыкальные кубики, бубен, камушки, колокольчики, треугольник, дирижерская палочка, музыкальная лесенка.

 Музыкальное занятие  состояло  из трех взаимосвязанных частей: организационной (вводно- мотивационный этап), основной(операционно-содержательный ) и заключительной (рефлексивно- оценочный этап).

 I-ую часть - направила на мотивацию детей. На данном этапе хотела вызвать интерес у детей к дальнейшей деятельности Упражнение -приветствие «Мы начнем»

 II часть – я по строила на использовании таких  методов: игрового  коммуникативная игра «Зажги свой фонарик» «Круговая пляска» ;

 наглядно- слухового (Слушание «Голодная кошка и сытый кот»

 Музыкально-дидактическая игра «Лесенка»)Ритмическая игра «Ромашковые ритмы» с использованием ИКТ

Видио-( игра на муз. инструментах)

 словесного (Фонопедическое упражнение «Ранним утром»

 практического метода ( дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, исполнение песен и распевок, выполнение  танцевальных движений и плясок  игра на шумовых инструментах)

 III часть – заключительная, где была проведена игра в игра «Данетка»

(дети  задают вопросы продуктивно-поискового типа)

 отгадали дирижерскую палочку, создали необычный шумовой оркестр под управлением дирижера.

 На протяжении всего времени проведения данного занятия  прослеживалась интеграция образовательных областей: коммуникация (где дети вели диалог друг с другом), физическая культура (достаточно активно выполняли движения, плясовые упражнения, артикуляционная и дыхательная гимнастика - они выполняли её с удовольствием)

Согласно цели на занятии был использован ранее разученный материал. Для повторения и закрепления. Тщательно подбирался музыкальный  материал . по более понравившимся песням . играм , музыкальным произведениям . В целом занятие прошло согласно плану. Считаю, что данное мероприятие достигло запланированного программного содержания: уметь выразительно передавать  характер танцевальных движений, чётко и выразительно допевать слова песни, уметь доброжелательно взаимодействовать со сверстниками в совместной деятельности, развивать связанную  речь дошкольника через все виды музыкальной деятельности считаю,  что мне удалось достичь желаемого результата через реализацию всех поставленных  целей и задач.  В заключении, я хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что ваше мнение о проведённом  мероприятии поможет мне и дальше совершенствовать  своё профессиональное  мастерство.