МБОУ Урожаненское СОШ
Октябрьская 2
Структурное подразделение детский сад № 7 «Колосок»
План- конспект
По образовательной области музыкальное развитие.
Тема: «Развитие речи дошкольника через различные виды музыкальной деятельности»
разработал музыкальный руководитель:
Михайлова Наталья Владимировна
С. Урожайное, 2021
Цель: активизировать речь детей через разные виды музыкальной деятельности. Формирование интереса к миру звуков, развитие музыкальных и творческих способностей, в том числе слухового внимания, звуковысотного, динамического и ритмического слуха,создание условий для музыкально-творческой работы.
задачи:
Обучающие: - продолжать знакомить детей с различными видами оркестров (шумовой); - учить исполнять музыкальные произведения в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, ритм, своевременно вступать и заканчивать музицирование; - закреплять умение детей чисто интонировать мелодию на одном звуке.
- дать возможность каждому ребенку свободно импровизировать на шумовых инструментах;
Развивающие: - развивать музыкальные способности детей, через объединение различных: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных ощущений в процессе музицирования; - совершенствовать у детей чувство ритма в игре на шумовых инструментах.
-развивать творческое воображение и слуховую фантазию.
Воспитательные:
- воспитывать у детей основы музыкально-эмоциональной культуры
(т.е. накопление ребенком положительного эмоционального опыта посредством общения с музыкой);
-воспитывать доверительные отношения друг к другу, чувства единства,
сплоченности, принадлежности к группе (умение работать в группе).
Дидактический материал:
Демонстрационный - слайдовая и мультимедийная презентация
Детские шумовые инструменты: маракасы, музыкальные кубики, бубен, камушки, колокольчики, треугольник.
Дирижерскаяпалочка.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их и вспомним, какие знаки приветствия мы знаем, но я предлагаю их не просто проговорить, а пропеть.
Дети по одному (по желанию) пропевают фразы: «Здравствуйте», «Добро пожаловать», «Приятно Вас видеть», «Рады видеть Вас», «Привет» и.т.д.
Упражнение -приветствие «Мы начнем»
1.Муз.рук: (стоя на месте)
Рада видеть вас, друзья,
На занятии у себя.
Добрый день!
Дети:
Добрый день!
Заниматься нам не лень.
Проигрыш: пружинка
2.Муз.рук: (стоя на месте)
Мы по кругу все пойдем,
Заниматься мы начнем.
Мы начнем?
Дети:
Мы начнем
И по кругу все пойдем.
Проигрыш: идем хороводом, держась за руки.
3.Муз.рук:
Вы готовы начинать:
Песни петь и танцевать?
Так начнем?
Дети:
Да, начнем!
И покружимся вдвоем.
Проигрыш: Кружатся парами.
Муз. рук: я думаю, что мы с вами зарядились прекрасным настроением и предлагаю зажечь фонарики настроения.
«Зажги свой фонарик!»
(Дети встают в круг и, соприкасаясь ладошками, по очереди «зажигают» фонарики и называют цвет своего фонарика.)
Я вижу, что вы все в хорошем настроении и готовы польку танцевать.
Коммуникативная игра «Круговая пляска»
Муз. рук: Давайте сейчас посидим в тишине
(дети присаживаются на ковер)
Давайте сейчас посидим в тишине
Так тихо, как – будто бы это во сне.
Послушаем все, как звучит тишина,
Скажите нам, что она не слышна. (дети слушают тишину)
Кто, что услышал? (ответы детей)
А я слышу ветер тихонько поет,
Березка вздыхает из сада…
Музыка всюду живет-,
Только прислушаться надо.
Давайте продолжим знакомимся с стихотворением и озвучим его.
Фонопедическое упражнение «Ранним утром»
Ранним утром на рассвете – Шух, шух, шух! – по коленям
То ли аист, то ли ветер – Шух, шух, шух! –
Пролетел среди берез, – Ууууууу! – по груди
Новость новую принес. – Ууууууу! –
И по лесу тут же слухи – Шшшшш!
Полетели точно мухи. – Ззззззз! – к губам пальцами
Покатился лесом гул, – Гуууу!
То спросонок лес вздохнул. – Гуууу! – топают
И посыпалась роса, – Кап-кап-кап-кап! – щелчки пальцами
Зазвучали голоса – А-а-а-а-а-а-!
(стихотворение со звукоподражанием озвучивается музыкальными инструментами. )
Муз. рук: Молодцы!
Мир без звука был бы грустным, серым, скучным и невкусным.
(сыграть звук на баяне)
Что вы слышите сейчас? (музыкальный звук)
Почему он музыкальный? (его можно сыграть и спеть)
Бывает, мелодия вверх летит,
Бывает, вниз спешит.
Бывает, через звуки скачет,
Бывает, на месте скачет.
Послушайте, что происходит с мелодией? какая она по характеру?
Музыкально-дидактическая игра «Лесенка»
Я шагаю вверх, я шагаю вниз
По ступенькам я скачу и на месте топочу.
Слушание «Голодная кошка и сытый кот»( угадывают название произведения)
Музыкальный руководитель: наше пальчиковое упражнение ( Дружат в нашей группе)
Ритмическая игра «Ромашковые ритмы» с использованием ИКТ
Видио-( игра на муз. инструментах)
Муз. Рук: Прежде, чем приступить к пению, разогреем голосовой аппарат
1. Язычок.
2.Лошадка медленно поднимается в гору
(цоканье языком- четвертные длительности)
Спускается с горы
(цоканье языком- восьмые длительности)
3.Упражнение на дыхание «Змея»
А теперь перейдем к распевкам.
В распевках наших мы тренируем какие голосочки? (высокие и средние).
А низкие не будем? (нет)
Дети поют:
Перед пением друзья, разогреем голоса. (показывают двумя руками на горло)
Высоко мы будем петь (поднять обе руки вверх)
Среднем тоже бы суметь (руки на середине)
Но, а низким петь не будем и о низком позабудем (грозят пальчиком)
Муз.рук: Петь красиво начинаем и к распевками приступаем.
Давайте вспомним распевку про медвежонка и пчелку.
Распевка «Чики-чикалочки»
Вот теперь вы готовы исполнить вашу любимую песенку
« Наступила осень»
Муз рук: Раз, два,три,четыре,пять продолжаем мы играть.
На ковер всех приглашаю, будем ритмы сочинять.
Игра по методике К. Орфа«Фрукты»
1часть – простукивают ритм хлопая т у-ти, фру-ти
простукивают ритм шлепая по коленям ти-ти-Та, ти-ти-Та
2 часть -Дети называют фрукты и одновременно прохлопывают ритмический рисунок ( играют ритм на шумовых фруктах )
Муз. Рук: а теперь вас ждет сюрприз, посмотрите какая замечательная необычная коробочка у меня в руках, хотите узнать, что в ней находится
Давайте поиграем в игру «Данетка» (дети задают вопросы продуктивно-поискового типа)
Муз. Рук: молодцы ребята, быстро справились с заданием. Муз. Рук: но, а теперь, мы с вами превратимся в музыкантов необычного
оркестра. Посмотрите на стол и выберите те предметы, которые могут издавать звуки. (камушки, орешки, кубики).Подвести к понятию «шумовой оркестр» Как же будет называться наш оркестр? (дети придумывают название)Импровизируем. Необычный оркестр( выбираем дирижера, даем дирижерскую палочку) «Озорная полька», муз. Н.Вересокиной
Муз. Рук: дружно в пары соберёмся и друг другу улыбнемся, начинаю я считать, ведь пришла пора нам потанцевать пляска «Приглашение»
Наше занятие подошло к концу. Вы пришли сегодня с хорошим настроением в музыкальный зал. Надеюсь, что ваше настроение не изменилось и сейчас. Пусть оно сопровождает вас целый день! До свидания!( прощаясь дети проговаривают свои любимые слова( до свидания ,до скорой встречи, всего доброго и т.д.)
Самоанализ открытого занятия в старшей группе «Радуга»
Тема: «Развитие речи дошкольника через различные виды музыкальной деятельности детей»
Цель:активизировать речь детей через разные виды музыкальной деятельности. Формирование интереса к миру звуков, развитие музыкальных и творческих способностей, в том числе слухового внимания, звуковысотного, динамического и ритмического слуха,создание условий для музыкально-творческой работы.
задачи:
Обучающие: - продолжать знакомить детей с различными видами оркестров (шумовой); - учить исполнять музыкальные произведения в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, ритм, своевременно вступать и заканчивать музицирование; - закреплять умение детей чисто интонировать мелодию на одном звуке.
- дать возможность каждому ребенку свободно импровизировать на шумовых инструментах;
Развивающие: - развивать музыкальные способности детей, через объединение различных: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных ощущений в процессе музицирования; - совершенствовать у детей чувство ритма в игре на шумовых инструментах.
-развивать творческое воображение и слуховую фантазию.
Воспитательные:
- воспитывать у детей основы музыкально-эмоциональной культуры
(т.е. накопление ребенком положительного эмоционального опыта посредством общения с музыкой);
-воспитывать доверительные отношения друг к другу, чувства единства,
сплоченности, принадлежности к группе (умение работать в группе).
Данное занятие было построено на единой тематической линии , поэтому по типу его оно тематическое. По структуре – традиционное . Развитие речи детей прошло через всё занятие, через все основные виды музыкальной деятельности: музыкально- ритмические движения, развитие чувства ритма, пальчиковая гимнастика слушание , пение, игре на музыкальных инструментах, игры и пляски. Для проведения данного занятия были созданы комфортные условия для каждого из детей: организация пространства с учётом размещения и перемещения, наличие раздаточного материала для каждого ребенка: музыкальные шумовые инструменты, игрушки , соответсвующий материал для проведения занятия : демонстрационный - слайдовая и мультимедийная презентация
Детские шумовые инструменты: маракасы, музыкальные кубики, бубен, камушки, колокольчики, треугольник, дирижерская палочка, музыкальная лесенка.
Музыкальное занятие состояло из трех взаимосвязанных частей: организационной (вводно- мотивационный этап), основной(операционно-содержательный ) и заключительной (рефлексивно- оценочный этап).
I-ую часть - направила на мотивацию детей. На данном этапе хотела вызвать интерес у детей к дальнейшей деятельности Упражнение -приветствие «Мы начнем»
II часть – я по строила на использовании таких методов: игрового коммуникативная игра «Зажги свой фонарик» «Круговая пляска» ;
наглядно- слухового (Слушание «Голодная кошка и сытый кот»
Музыкально-дидактическая игра «Лесенка»)Ритмическая игра «Ромашковые ритмы» с использованием ИКТ
Видио-( игра на муз. инструментах)
словесного (Фонопедическое упражнение «Ранним утром»
практического метода ( дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, исполнение песен и распевок, выполнение танцевальных движений и плясок игра на шумовых инструментах)
III часть – заключительная, где была проведена игра в игра «Данетка»
(дети задают вопросы продуктивно-поискового типа)
отгадали дирижерскую палочку, создали необычный шумовой оркестр под управлением дирижера.
На протяжении всего времени проведения данного занятия прослеживалась интеграция образовательных областей: коммуникация (где дети вели диалог друг с другом), физическая культура (достаточно активно выполняли движения, плясовые упражнения, артикуляционная и дыхательная гимнастика - они выполняли её с удовольствием)
Согласно цели на занятии был использован ранее разученный материал. Для повторения и закрепления. Тщательно подбирался музыкальный материал . по более понравившимся песням . играм , музыкальным произведениям . В целом занятие прошло согласно плану. Считаю, что данное мероприятие достигло запланированного программного содержания: уметь выразительно передавать характер танцевальных движений, чётко и выразительно допевать слова песни, уметь доброжелательно взаимодействовать со сверстниками в совместной деятельности, развивать связанную речь дошкольника через все виды музыкальной деятельности считаю, что мне удалось достичь желаемого результата через реализацию всех поставленных целей и задач. В заключении, я хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что ваше мнение о проведённом мероприятии поможет мне и дальше совершенствовать своё профессиональное мастерство.