1. |
Целевой раздел |
|
1.1. |
Пояснительная записка |
2 |
1.2. |
Цели, задачи Программы |
4 |
1.3. |
Принципы и подходы к реализации Программы ДОУ |
5 |
1.4. |
Целевые ориентиры |
5 |
1.5. 1.6. |
Возрастные и индивидуальные особенности развития детей 6-7 лет Система оценки результатов освоения Программы |
7 8 |
|
|
|
2. |
Содержательный раздел |
|
2.1.
2.2 |
Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей Образовательные технологии, используемые в ДОУ |
10 47 |
2.3. |
Формы, способы, методы и средства реализации Программы |
49 |
2.4. |
Детская деятельность в образовательном процессе |
50 |
2.5. |
Формы, методы и приемы работы по видам детской деятельности |
52 |
2.6. 2.7. 2.8. |
Способы и направления поддержки детской инициативы Взаимодействие с семьями воспитанников Реализация Программы воспитания |
56 57 61 |
2.9 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений 75 |
|
|
|
|
3. |
Организационный раздел |
|
3.1. |
Построение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДОУ |
133 |
3.2. |
Режим дня |
137 |
3.3. |
Расписание непрерывной образовательной деятельности |
138 |
3.4. |
Учебный план |
139 |
3.5. |
Циклограмма планирования воспитательно-образовательной деятельности |
141 |
3.6. |
Комплексно-тематическое планирование |
148 |
3.7. |
Праздники, развлечения, итоговые мероприятия |
169 |
3.8. |
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса |
170 |
- I. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной к школе группе №22 общеразвивающей направленности (далее – Программа) разработана на период 2019 – 2020 учебный год в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ «Сказка», в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - Стандарт) от 17 октября 2013 г. №1155, "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях» (Постановление от 15 мая 2013 г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» и на основе Примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Программа состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании" объем обязательной части Программы составляет не менее 60% времени, необходимого для ее реализации. Соответственно, объем II части, формируемой участниками образовательного процесса составляет не более 40% общего объема Программы.
Программа составлена с учѐтом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему образовательной деятельности, рассчитанную на один учебный год. Программа предназначена для детей 6-7лет (подготовительная к школе группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-тематическому планированию. Программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Программа включает конкретное содержание образовательных областей, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах детской деятельности, таких как: игровая - включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игр; коммуникативная – общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками; познавательно-исследовательская – исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ним; так - же восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из разного материала, включая конструкторы, модели, бумагу, природный и иной материал; изобразительная – рисование, лепка, аппликация; музыкальная – восприятие и понимание смысла произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах; двигательная – овладение основными движениями, формы активности ребёнка (п.2.7.- Стандарта)
Программа направлена на создание условий развития детей старшего дошкольного возраста, построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее личностное развитие, развитие инициативы и творческих способФностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту деятельности, формирование общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.
Срок реализации Программы 1год.
1.2.Цель и задачи программы
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребёнка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям, формирование и приобщение ребёнка к художественной культуре.
Задачи Программы:
- создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- формирование игровой деятельности детей, обеспечивающей преемственность раннего и дошкольного возраста и полноценное становление ведущей деятельности дошкольников;
- создание благоприятных условий развития творческого потенциала детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
- создание развивающей предметно-пространственной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, вовлечение их в образовательную деятельность;
- использование традиционных, инновационных технологий, направленных на обновление образовательной деятельности, развития познавательных способностей детей, детского творчества и интеллектуального развития.
Цель и задачи Программы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Достижение цели Программы возможно через соблюдение следующих условий:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- творческая организация (креативность) воспитательно-образовательной деятельности;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
- соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
- Программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
- Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
- Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»).
- Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.
- Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
- Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
- Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
- Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)
1.4. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения программы
- Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
- Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
- Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
- Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
- Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
- Проявляет ответственность за начатое дело.
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.
- Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
- Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
- Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
- Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
- Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.